Законы двенадцати таблиц

ВОПРОС 25.Царскийпериод

ДревнегоРима

1. Периодизация.

2. Общественный и государственныйстрой

вцарскийпериод.

3. РеформаСервияТуллия.

1. В историигосударстваДревнегоРимавыделяют трипериода:

царскийпериод - 753 - 510 гг. до н. э.;

периодреспублики - 509 - 27 гг. до н. э.;

периодимперии - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Вовремяначального, такназываемого царского, периодаРимомпос-

ледовательноправилисемьцарей:

• Ромул;

• НумаПомпилий;

• ТуллГостилий;

• АнкМарций;

• ТарквинийГТриск;

• СервийТуллий;

• ТарквинийГордый.

 

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуетсяпроцесса-

миразложенияпервобытнообщинногостроя у племен, обосновавшихся

урекиТибр. Объединениепутемвойнтрехплемен (древнихлатинян,

сабинян и этрусков) привело к образованию в Римеобщины.

Экономическойосновойраннейримскойобщиныбылосельскоехо-

зяйство.

ВсеполноправноенаселениеРима - римскийнарод, populusromanus -

делилосьнатри племени, племенаделилисьна роды (посто в каждом

племени, всеготриста), курии (объединениеиздесятиродов, всегоих

былотридцать) и трибы (объединениедесятикурий, всеготри).

Первоначально в определенныеднироды, курии, племена, а затем и

весьсоюзплеменсходилисьнасобраниядлярассмотрениядел о спор-

ныхнаследствах и судебныхспорахвообще, приговорах к смертнойказ-

ни и т. д.

Старейшиныродоввходили в сенат - советстарейшин, составленный,

попреданию, Ромуломизтрехсотсенаторов. В компетенциюсенатавхо-

дилопредварительноеобсуждениевсехдел, которыевыносилисьна

решениеНародногособрания, а такжеведениетекущимиделамипо

управлениюРимом. Постепенноонсделалсяглавнойправительствен-

нойвластью.

Главойримскойобщины, еегражданскимправителем и верховным

военачальникомбыл реке - царь. Онизбиралсяна комициях (народных

собраниях, проходившихпокуриям, - куриатныхкомициях), участво-

вать в которыхмоглитолько патриции, членыстарейшихримскихро-

дов. Первоначально к полноправномунаселениюотносилисьлишьони.

Каждыйизпатрициевобладалследующимиправами:

• правомназемельныйнадел, закрепленныйзаним и егосемьей (буду-

чи, такимобразом,-участникомобщейземельнойсобственности);

• правомнанаследованиеэтогонадела и родовогоимуществавообще;

• правомнаполучениеотродапомощи и защиты;

• правомнаучастие в религиозныхобрядах и празднествах и т. д.

Другаячастьнаселения, стоявшаявнеродовойорганизации, называ-

лась плебеями. Плебеибылиличносвободными, несливоеннуюслужбу

наряду с патрициями, нополучалинеравную с нимидолювоенной

добычи и должныбылидовольствоватьсялишьподачками.

С имущественнойдифференциациейусложняетсясоциальнаяструкту-

раобщины. В родахвыделяютсяотдельныебогатыеаристократические

U-1

семьи. Изихсредывыходятвоеначальники, городскиемагистраты.

Постепеннопатрициисоставилигосподствующеесословие, владевшее

крупныминаделамиземли и рабами, а такжеобзавелись клиентами.

Клиенты - обедневшиесородичи, бесправныезавоеванныеилипри-

шлыежители, - будучиличносвободными, ноограниченными в пра-

вах, находилисьподпокровительствомпатроновизпатрициев, получа-

лиотнихземельныенаделы, а такжеихродовоеимя, зачтодолжны

былинести в ихпользуразныеповинности, преждевсеговоинскую.

Плебеиэтоговременимогутбытьотождествленысмелкими и средни-

миземлевладельцами, а такжеремесленниками.

С течениемвременичисленностьплебсаувеличилась, и онпревратил-

ся в политическую и экономическуюсилу, противостоявшуюпатрици-

ату. ПолитическаяисторияРиманесколькихвековотмеченаборьбой

плебеевзауравнениесвоихправ с патрициями.

3, ТрадицияприписываетцарюСервиюТуллию (середина V в. до н. э.) ре-

формуобщественногоустройства, в результатекоторойплебеибыли

введены в составpopulusromanus (римскогонарода). Онаосновывалась

наимущественномразличии и территориальномделении, чтоусилило

процессослаблениякровнородственныхсвязей, лежавших в основе

первобытнообщиннойорганизации.

Перваячастьреформы - делениевсегосвободногонаселенияРимана

шесть имущественныхразрядов и насотни - центурии.

В основуделениябылположенразмерземельногонадела, которым

владелчеловек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, былавведена

денежнаяоценкаимущества, наассы. Обладавшиеполнымнаделом

входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д.

Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -

всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз-

ряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и

80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу-

рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и

самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193.

Центурии стали не только военной, но и политической силой. После

реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать-

ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по

центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые

роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер-

риториальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных

округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три-

ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись

старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее

по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в

которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя.

Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в

центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала

консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

ВОПРОС 26. Римская республика

/. Общие понятия.

2. Общественный строй.

3. Государственный строй.

4. Армия.

5. Падение республики.

1. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до

н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды раннейреспубли-

ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ-

водство, что привело к значительным социальным сдвигам.

В Римской республике сочетались аристократические и демократиче-

ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной

богатой верхушки рабовладельцев.

2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре-

мя статусами:

v' свободы;

гражданства;

семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

• мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших

большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они пре-

вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником

рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода полу-

чила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв-

лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его

имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж-

дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились

к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог-

раничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные

римские граждане.

50

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных

Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители

' иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из-

бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи-

лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри-

ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль

богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II

в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников.

Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия-

ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса.

Экономической базой нобилитета было крупное землевладение.

Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред-

них землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право-

способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки.

Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо-

владыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно-

рожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча-

ствовать в народном собрании и занимать государственные должности,

в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в

имущественных правоотношениях.

3. Высшими государственными органами в Римской республике являлись

народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

центуриатные;

• трибутные;

• куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня-

тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра-

бовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государ-

ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания:

каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко-

личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до

373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако-

нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето-

ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово-

ры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на

плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни-

ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и

др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро-

ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в.

51

до л. э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна-

чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво-

дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии

были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительно важное значение в государственном механизме Римс-

кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж-

ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со-

ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей,

то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга-

ном, независимым от воли большинства свободных граждан.

Хотя сенат формально был совещательным органом, вегополномо-

чия входили функции:

законодательные - он контролировал законодательную деятельность цен-

туриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед-

ствии предварительно рассматривая законопроекты;

финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он

устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

%/ внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то

мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз-

решал набор в армию и распределял легионы между командующими

армиями.

Государственные должности именовались магистратурами.

Магистратуры делились на:

ординарные (обычные), к которым относились должности консулов,

преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных

обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезныевнут-

ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение

об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он

обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра-

ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Магистратуры замещались по следующим принципам:

• выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-

ными или трибутными собраниями;

• срочность - один год (за исключением диктатора);

• коллегиальность;

• безвозмездность;

• ответственность.

52

Ц. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя

политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой-

нами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско-

вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо-

вало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность

обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и

плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог

клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму-

щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число

вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии.

Всадниюи составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз-

ряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз-

ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо-

руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному

из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото-

рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра-

ничена воинская повинность римских граждан, производился набор

добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле-

гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель-

ными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия

сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за

счет завоеванных народов.

S, Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его

классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социаль-

но-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э.

следует считать кризис полисной организации, когда старые республи-

канские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской

общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Рас-

пад Римской республики отмечен следующими яркими политическими

событиями:

• восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и

восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг, до н. э.);

• борьба между мелким и крупным землевладением, широкоереволюци-

онное движение сельского плебса, которое едва не привело к граждан-

ской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провес-

ти аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

• Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание про-

тив власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале

Суллы, а затем Цезаря.

53

Вопрос 27. Римская империя

/. Периодизация.

____________2. Государственный и общественный строй

в период принципата.

3. Государственный строй в период домината.

4. Распад Римской империи.

1. Период Римской империи подразделяется на:

период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

период домината (284 - 476 гг. н. э.).

2. Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон-

чательноустановленная его преемником Октавианом Августом в 27 г.

до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и

почти все учреждения республики: созываются народные собрания,

заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ-

ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанскогогосу-

дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку

при сохранении старых республиканских учреждений власть была со-

средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть прин-

цепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие

наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности,

создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми

армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех

главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора,

народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен-

ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от

принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин-

ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил прин-

цепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли

в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний,

насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из

органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патри-

цианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани-

мали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве.

Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе-

ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулианта-

ми. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил-

ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-

' нувшихся на государственной службе;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред-

них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и

офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще-

ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а

также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают

превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся

людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме-

стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп-

ляются к земле и теряют возможность освободиться.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко-

номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в

силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это,

рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель-

ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю

продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта,

он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной.

Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа-

лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко-

мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес-

кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко-

мандира сотни - центуриона.

3. Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так

называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про-

винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок

сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им-

ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши-

лась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римско-

го гражданина всему свободному населению Римской империи.

При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домииата, Рим окончательно

превратился в монархическое государство. Власть императора была при-

знанаабсолютной и божественной, сам император - государем и гос-

подином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей

сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство

ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под-

чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

• государственный совет при императоре;

• финансовое ведомство;

• военное ведомство.

55

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде-

ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.

После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, импе-

рия была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12ди-

оцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос-

новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по-

винности.

Щ, При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение

Римской империи:

• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое суще-

ствование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим-

ского императора Ромула-Августула и занял его место;

• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; суще-

ствовала еще около 1000 лет под названием Византии.

ВОПРОС 28. Римское право

Общие понятия.

Законы двенадцати таблиц.

Право собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: