Вопрос 24.(iustaenuptiae)

Брак – союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат – разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cummanu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sinemanu) – жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.

 

 

Для того чтобы брак между мужчиной и женщиной был признан действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста (для мужчин 14 лет, для женщин – 12 лет), нахождение жениха и невесты в здравом уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке.

В середине V в. запрещались браки между патрициями и плебеями, римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Заключению брака обязательно предшествовала помолвка. В Древнем Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак. В вв. н. э. помолвка была лишь формальной и оказывала моральное воздействие на жениха и невесту. Применялся принцип свободы брака. В конце II в. помолвка могла заключаться в устной форме.

В IV–V вв. н. э. под влиянием христианской церкви и семитской практики покупки невесты помолвка опять приобретает обязательный характер.

При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха.

Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере.

Обручение жениха и невесты и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами.

В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты – их родителями, опекунами и пр.

Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами (в более ранний период – присутствием свидетелей). Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака.

 Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся.

Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие.

Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.

Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался действительным только по достижении ею 12 лет.

Заключение брака между родственниками приравнивалось к уголовному преступлению.

Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Способы прекращения брака в римском праве:

1) смерть одного из супругов;

2) утрата одним из супругов статуса свободы;

3) утрата одним из супругов римского гражданства;

4) утрата семейного статуса;

5) развод.

Смерть была достаточным основанием для прекращения брачного союза. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга, что также вело к прекращению брака.

Утрата одним из супругов статуса свободы или гражданства служила основанием расторжения брака по той причине, что они не имели права вступать в законный брак, а изменение семейного положения вело к разрыву брачных отношений.

Кроме указанных оснований, брак прекращался по решению супругов – путем развода. В период I–II вв. развод был свободным и осуществлялся либо по взаимному согласию супругов, либо по заявлению одного супруга как отказа от брачной жизни.

Оформление развода могло осуществляться только в отношении законно заключенного брака. В отношении неправового брака или в отношении брака, не оформленного должным образом, применение развода запрещалось.

Осуществление развода зависело от того, каким образом был заключен брак, – путем религиозного свадебного обряда, путем покупки жены или как неформальный брак. Но в любом случае развод представлял собой отказ одного из супругов продолжать брачные отношения.

При расторжении брака выяснялись причины развода. На виновную сторону возлагались определенные имущественные санкции в виде штрафа или потери добрачного имущества.

Заявления одного из супругов о разводе принимались в случае супружеской неверности, покушения на жизнь или совершения иного виновного действия. Таким образом, при разводе по инициативе одного из супругов должна была иметься уважительная причина. При отсутствии уважительной причины на лицо, желающее развестись, накладывались имущественные санкции. Если инициатором развода являлась жена, то ее приданое оставалось у мужа, а если виновным выступал муж, то предбрачный дар оставался у жены.

В 18 г. до н. э. был принят закон, который устанавливал, чтобы при объявлении о расторжении брака присутствовали семь свидетелей.

Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.

Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю.

Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей.

1. При браке cummanumariti жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была filiaeloco (на положении дочери). Первоначально власть мужа была ограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на её основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки, например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cummanu.

 

При браке sinemanu жена остается под властью своем отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasuiiuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sinemanu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство муха было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого (см. ниже, п.З) и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

 

2. Имущественные отношения. При браке cummanu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.

 

При браке sinemanu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sinemanu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.

 

Приобретения жены во время состояния в браке (sinemanu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

 

3. Приданое. Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом adoneramatrimoniiferenda, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

 

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cummanu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.

 

Когда вошли в практику браки sinemanu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautioreiuxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга). Пои отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

 

В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actioexstipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п. 3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемуюactioreiuxoriae. Это был иск bonaefidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек, в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.

 

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actioехstipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.

 

4. В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому.называлось предбрачным даром (donatioantenuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatiopropternuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

 

 

Имущественные отношения супругов (приданное, брачный дар, личное имущество)

 

Личные и имущественные отношения супругов в браке cummanu и в браке sinemanu были различны.

 

В браке cummanu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа. Всё, что ей принадлежало до бракастановится в момент заключения брака достоянием мужа. Всё, чем она будет обладать во время существования брака, например, имущество подарнное отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены юридически уравновештвалось только тем, что она являлась наследницей мужа, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми если они есть. 

 

Вступая в брак sinemanu, жена остаётся агнаткой своих старых агнатов. Имущество принадлежавшее ей до брака, остаётся её имуществом, а всё, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Однако со временем, претор стал давать мужу интердикт, для истребования к себе жены и отказывать в таком иске отцу, когда он пытался истребовать дочь, состоящую в браке. Издержки общей жизни лежали на муже. Но уже со временем, вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения бремени семейных расходов.Dos становится собственностью мужа. Он обязан возвратить ДОС, если брак будет прекращён разводом или смертью мужа. В случае прекращения брака смертью жены, ДОС оставался у мужа или возвращался отцу, если ДОС был установлен им. 

 

Существовал также предбрачный дар- donationpropternuptias. Это сумма приблизительно равная сумме ДОС., которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. В таком случае жена получала и ДОс и предбрачный дар.

 

 

Вопрос 25.Приданое.

Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом adoneramatrimoniiferenda, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

 

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cummanu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.

 

Когда вошли в практику браки sinemanu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautioreiuxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга). Пои отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

 

В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actioexstipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п. 3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемуюactioreiuxoriae. Это был иск bonaefidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек, в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.

 

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actioехstipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.

 

4. В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому.называлось предбрачным даром (donatioantenuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatiopropternuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

 

 

– приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;

 

 

Вопрос 26. Виды вещей.

Вещь (res) – осязаемая часть живой и неживой природы. Римские юристы выделяли понятие бестелесных вещей, которые существуют только в правовом представлении (право наследования).

Вещи делились на виды:

1) божественного и человеческого права. Квещам божественного права относились священные и религиозные вещи. Данные вещи не входят в чье-либо имущество и являются коллективной собственностью религиозных общин. Вещи человеческого права подразделялись на публичные (принадлежавшие группе людей) и частные (принадлежавшие конкретным лицам);

2) делимые и неделимые. Кделимым относились вещи, которые при их разделении не меняли своей ценности (земельные участки, строения). Неделимые – вещи, которые материально разделить нельзя.

Разделение вещей на делимые и неделимые имело первостепенное значение, так как если право собственности на вещь принадлежало нескольким лицам и право собственности прекращалось, то делимые вещи распределялись в равных долях между собственниками, а если вещь была неделимой, то она оставалась в собственности одного лица, адругие получали денежную компенсацию;

3) движимые и недвижимые;

4) определяемые родовыми и индивидуальными признаками. К вещам, имеющим родовые признаки, относились такие вещи, которые в имущественном обороте не обладали индивидуальностью. Вещи, обладающие индивидуальными признаками, подлежали оценке в каждом определенном случае. В результате гибели вещи, обладающей родовыми признаками, она подлежала замене аналогичной вещью, а при гибели индивидуальной вещи лицо, обязавшееся ее возвратить, освобождалось от этого обязательства;

5) простые и сложные. Простые вещи образуют единую взаимосвязанную субстанцию, асложные образуются из соединения разнородных вещей;

6) главные и второстепенные. Материально не связанные вещи, но соединенные общим началом были зависимы от главной вещи, которая и определяла их юридическое положение. К второстепенным вещам относились части вещей, принадлежности и плоды. Части вещей отдельно от основной вещи не имели самостоятельного значения. Если их можно было отделить от главной вещи, то они могли выступать предметом сделки. Принадлежны-ми назывались вещи, которые имели экономическую связь с главной вещью и могли выступать самостоятельным предметом сделки. Плодами являлись вещи, полученные от плодоносящих вещей без изменения их существенных характеристик (фрукты, молоко и пр.);

7) вещи в обороте и изъятые из оборота. К вещам свободного обращения относились вещи – объекты частной собственности. Вещами, изъятыми из оборота, являлись те, которые исходя из своих свойств или особого положения не могли быть предметом сделок (воздух, реки, дороги и пр.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: