Магистрат- административный орган со спец компетенции.
Основные виды магистратов:
· по суд делам,
· по торговым делам,
· по городским делам,
· по делам перегринов(иностранцев).
Магистрат возглавляли должностные лица – магистраты,
более высокого уровня-преторы,
а более низкого-эдилы.
Преторы и эдилы избираются на должность на год НС.при вступлении в должность претор или эдил произносят спец речь –эдикт.
· преторский эдикт, совокупность-преторское право,
· эдикты курульных эдилов-эдильно еправо,
· преторское право + эдильное = эдиктальное право.
В эдикте претор или эдил говорили в каких случаях они будут предоставлять защиту каким нарушенным правам и какими средствами(translaticia). С помощью транслатиции восполняли пробелы в юр обычаях и законах.
Напр эдикт претора Пудлиция(ввел понятие публициановского иска).
Формально эдикт действовал в теч года, но фактически транслатиция одного претора переходила в эдикт другого, возникло эдиктальное право.
|
|
В эпоху домината деят-ть преторов и эдилов начинает противоречить законодательной деят-ти императора,
Во 2 в до н.э в при императоре Адриане - конституция о вечном эдикте(perfectum edictum). Кодификация эдиктов в единый акт «Вечный эдикт», на будущее запрещено создавать эдикты, включающее в себя транслатицию, эдикт как источник право утратил свое значение как источник права.
Деят-ть юристов. Юриспруденция.
Юристы относились к привилегированной части населения, обладали значительным авторитетом в обществе.
Наиболее известные:
рассвет д-ти юристов на классическое право,
3 в.:павел, папиниан,ульпиан,
4в иннокентий,
5в кирилл, патриций,
6в трибониан, феофил.
Первоначально д-ть юристов источником права не явл. Они в рамках юр практики опирались только на личный авторитет.
д-ть юристов по своиму характеру делилась на практическую и теоритичсекую. Практическая д-ть сводилась к 3 направлениям
· 1)cavere-scribere(составление формул частных правовых актов, составление проектов документов)
· 2)agree(советы юриста по поду конкретного гр дела(процесса)(не включает процессуального представительства)
· 3)respondere(юр консультации по различным вопросам, эти консультации первоначально не имели юр силы, не явл источником права)
Теоретическая д-ть юристов включала в себя
·:institution,
· commentariis,
· digesta.
· regulae.
ИНСТИТУЦИИ-написание учебников по рчп. Напр., Институции Гая, Модестина, Флорентима.
Институции получали названия по имени чел, который это написал.(нельзя приводить институции юстиниана)
КОММЕНТАРИИ-разъяснение юристами норм законов и эдиктального права.
|
|
ДИГЕСТЫ -теоретические труды юристов, не систематизированные в учебники, как институции. В этом труде юрист критикует своих коллег.
РЕГУЛЫ-сборники юр афоризмов и казусов(конкретные случаи из практики). Ведущие юр школы имели свои регулы.
В 4 в(321) издается конституция императора Константина -власть императора, по мнению некот юристов придается нормативный характер значения источника права, мнения этих юристов обязательно для судей, явл источником права.
Конституция К. упоминала 3 юристов:попиниан, павел, ульпиан.
Если мнения расходятся, то: Попиниан обладал величайший авторитет, а павле и ульпиан были первые после него. Ius respodend.
Наибольшую известность обрел др акт 426 г конституция Феодосия 2(Закон о Цитировании)-предусмотрено нормативный характер мнений 5 римских юристов:старые+Гай, Модестин. Источником права явл мнения юристов на кот ссылаются эти пять юристов.наиболее часто они ссылались на марцелл, сабин, юлиан.
Разница в том, что напр любые труды попинина-источник права, а источник права напр у сабина-только тот конкретный вопрос, на кот ссылался попиниан. если мнения расходились, то приоритет опр по большинству, если и так невозможно, то приоритетно мнение папиниана. Закон о цитировании имел большое значение, впоследствие он вошел в кодекс юстиниана. После принятия этого закона произошли измененеия в учебной программе констнтинопольской шкоел права. На первом курсе-изучали институции Гая, второй курс-Комментарии юристов к вечному эдикту, третий курс-труды павла и папиниана, четвертый курс-труд синтенции павла.