Общественно - политическое и экономическое развитие СССР в 1965 1985 гг. (Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов. К.У. Черненко)

      После отставки Н. С. Хрущева первым секретарем (с 1966г. – генеральным) ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Новый лидер СССР имел за плечами большой опыт административной и политической работы, что позволяло ему неплохо разбираться в людях. Однако для руководителя столь высокого ранга он не обладал сколько-нибудь самостоятельным мышлением. Значительную роль в годы его нахождения у власти играло его окружение, в котором выделялись Председатель Совета министров А. Н. Косыгин и секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов, ставший главным идеологом брежневского режима.

Оказавшись у власти, брежневское руководство стремилось к свертыванию реформаторского курса Хрущева, сменив его на более консервативный. Не имея перспективной программы развития страны, Брежнев и его сторонники пытались найти опору в прошлом, связывая с ним восстановление утраченных в годы хрущевских реформ стабильности и порядка. По сути дела речь шла о реанимации сталинской модели социализма, но в более мягкой форме, без репрессий. Поворот вспять затушевывался интенсивной законотворческой работой. При этом большинство законов носило декларативный характер и сводилось «на нет» актами министерств и ведомств. 

В экономической области нарастание проблем, проявившихся в последний период Хрущева, подтолкнули брежневское правительство в 1965г. к проведению экономической реформы. В отличие от экономической реформы 1957г. основной упор при ее проведении делался на усилении хозяйственных методов управления и частичное внедрение рыночных механизмов регулирования экономики. В промышленности было принято решение вернуться от территориального к отраслевому управлению. Совнархозы упразднялись, вместо них вновь создавались центральные промышленные министерства, ликвидированные Хрущевым. Были созданы также крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). Расширилась хозяйственная самостоятельность предприятий: сократились плановые показатели, доводимые министерствами до предприятий; на предприятиях создавались фонды материального стимулирования (полученную прибыль руководители предприятий могли использовать на увеличение заработной платы работникам, строительство жилья, обновление производства); вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды; промышленное строительство финансировалось не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; взаимоотношения между предприятиями строились на основе хозрасчета. Все эти меры, по мнению организаторов реформы, должны были создать заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

Одновременно с преобразованиями в промышленности экономическая реформа 1965г. затронула и сельское хозяйство, которое оставалось наиболее отсталой отраслью народного хозяйства. Мартовским Пленумом ЦК КПСС были намечены меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, обоснована необходимость перехода от административных методов управления на селе к экономическим, к широкому внедрению хозрасчета.

Переход на новые принципы хозяйствования привел к подъему темпов развития народного хозяйства. Совпавшая с проведением реформы 8-пятилетка (1966-1970) оказалась лучшей за все послевоенные годы. По важнейшим экономическим показателям она была выполнена. По официальным данным, объем промышленного производства вырос на 50 %, производительность труда – на 17 %. Значительных успехов достигло развитие сельского хозяйства.

Однако этот успех оказался лишь временным. В начале 70-х гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Значительную роль в провале реформ сыграли разногласия в руководстве страной по вопросу о приоритетах в развитии экономики, методах осуществления экономических преобразований. Л. И. Брежнев и поддерживавшие его консервативно настроенные деятели были сторонниками вкладывания средств в тяжелую промышленность и оборонное производство. А. Н. Косыгин, бывший инициатором проведения экономической реформы 1965г., считал, что развивать следует прежде всего легкую промышленность и сельское хозяйство. Брежнев был сторонником жесткого администрирования и командно-административных методов управления, Косыгин ратовал за внедрение в экономику хозяйственных механизмов регулирования. Реформа была плохо продумана, при ее проведении слабо учитывались достижения научно-технического прогресса

Пытаясь перевести народное хозяйство на рельсы интенсификации, руководство страны в 70- е гг. сделало ставку на гигантские программы, так называемые стройки века. Именно в это время создаются Западно-Сибирский и Саянский территориальнопроизводственные комплексы, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, начинается строительство Байкало-Амурской магистрали. Большое внимание уделялось развитию электроэнергетики, в том числе атомных электростанций. Были построены Армянская, Белоярская, Ленинградская, Курская, Кольская, Чернобыльская АЭС. Строятся соответствующие мировому уровню заводы-гиганты ВАЗ и КамАЗ. 

Однако желаемого результата реализация крупных народнохозяйственных программ все же не принесла. Большинство из них решались на экстенсивной основе, были затратными. Некоторые из этих программ были плохо продуманы, носили откровенно авантюристический характер. На практике их реализация привела к резкому обострению экологических проблем, угрозе техногенных катастроф. 

К началу 80-х гг. ситуация в аграрном секторе экономики отчетливо приняла кризисные формы. Объем валовой продукции в сельском хозяйстве из года в год неуклонно сокращался. За восьмую (1966-1970) пятилетку он составил 21%, за девятую (1971-1975) – 13%, десятую (1976-1980) – 9%, одиннадцатую (1981-1985) – 6%. Деградация сельского хозяйства вынудила руководство страны к разработке неотложных мер по исправлению ситуации. В мае 1982г. была принята Продовольственная программа. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990г. Однако и эта попытка остановить кризис в аграрном секторе экономики заметного результата не дала. В итоге, продовольственная проблема все более стала решаться за счет импорта продуктов и зерна из-за границы. 

Несмотря на снижение темпов роста экономики, период нахождения у руководства СССР Л. Б. Брежнева вошел в историю как «золотой век» Советского государства. Именно в этот период уровень благосостояния советских граждан был самым высоким за все годы существования СССР. Значительно выросли денежные доходы населения, что позволило значительным слоям трудящихся обеспечить себе некоторый достаток. В количественном отношении резко были увеличены расходы государства на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. К началу 80-х гг. 83% населения, занятого в народном хозяйстве, имело высшее и среднее (полное и неполное) образование; различными видами обучения было охвачено 100,2 млн. человек, в том числе в высших учебных заведениях страны обучалось более 5 млн. студентов.

Однако это «благополучие» советского общества было во многом обманчивым. Оно обеспечивалось освоением в 70-е гг. в Западной Сибири огромных залежей полезных ископаемых, что позволило организовать экспорт газа и нефти за рубеж. Благодаря высоким ценам на энергоносители на мировом рынке в страну хлынул огромный поток денежных средств (так называемых нефтедолларов). Вскоре они превратились в основной источник поддержания стабильности в обществе. Располагая огромными финансовыми средствами, правительство имело возможность повышать зарплату трудящимся, поддерживать на низком уровне цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты. Вместе с тем, эти средства не были использованы для модернизации производства. В середине 80-х гг. с падением мировых цен на нефть и сокращением притока нефтедолларов в СССР остановить нараставший экономический кризисстанет уже невозможно.

В годы «застоя» политической реформы в обществе не проводилось. Смещение Хрущева со своего поста и приход к власти Л. И. Брежнева привели к победе в советском руководстве консервативного крыла. Уставшая за годы хрущевских реформ от беспрерывного перетряхивания структур управления и кадрового состава, советская политическая элита больше ни хотела никаких крупных перемен, грозивших ее благополучию. Встав во главе государства, Брежнев и его окружение главной своей политической целью считали восстановление стабильности.  

В 1960-х – 1980-х гг. новым явлением в общественно-политической мысли стало появление концепции «развитого социализма». Впервые она была изложена Брежневым на XXIV съезде партии в 1971г., а затем дополнялась на двух последующих съездах. Ее появление была обусловлено авантюрностью принятой в 1961г. программы КПСС о построении коммунизма в стране к 1980г. По мере приближения этого срока становилось ясно, что никаких признаков наступления «светлого будущего» не ощущается. Чтобы выйти из неловкого положения, было объявлено о том, что между социализмом и коммунизмом как стадиями развития советского общества лежит промежуточный этап – развитой социализм. Официальная пропаганда тут же поспешила раздуть тезис о том, что, несмотря на отдельные, частные просчеты, СССР достиг в своем развитии крупных успехов, построив самое прогрессивное в мире общество развитого социализма. Пройден важный этап на пути к заветной цели. Теперь предстояло совершенствовать это общество. Однако пути такого совершенствования не определялись. Тем самым концепция «развитого социализма» превращала конкретно-историческую задачу достижения коммунизма снова в теоретическую. 

Одним из проявлений кризиса политической системы стала усилившаяся в годы брежневского руководства страной элитаризации государственного строя. Хотя КПСС по-прежнему считалась основным стержнем советской политической системы, реальная власть постепенно все больше ускользала из ее рук. В управлении страной на первый план выходит номенклатура – прослойка партийных и хозяйственных функционеров. Все большую силу приобретает власть чиновников, многие из которых вели себя на своих местах как настоящие удельные князьки. Широкое распространение получает формирование клановых структур, продвижение по службе в силу семейственности, родственных или личных связей. Обычным явлением становится злоупотребление чиновниками своим служебным положением, угрожающие размеры приобретает коррупция, которая пронизывает все эшелоны власти.

Серьезную озабоченность советского руководства вызывала утрата КПСС поддержки народных масс. В стране рос протест против существующих порядков. Свое выражение он находил в разрастании диссидентского движения. Толчком, ускорившим этот процесс, послужил арест в сентябре 1965г. в Москве писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших свои произведения с критикой основ социализма за рубежом. В августе 1968г. на Красной площади в Москве состоялась организованная группой молодежи из 8 человек демонстрация протеста против вторжения войск ОВД в Чехословакию. Наиболее организованный характер носило правозащитное движение. В

1969г. была создана Инициативная группа защиты прав человека в СССР. В 1970г. – Комитет прав человека в СССР, в 1976г. – «Советское отделение Международной амнистии», в 1976г. – московская и республиканская «Хельсинские группы». Участники этих организаций собирали сведения о нарушении прав человека в СССР и передавали их в западноевропейские страны, участвовавшие в подписании Заключительного акта в Хельсинки в 1975г. Широкое распространение, особенно среди части интеллигенции крупных городов, получил так называемый «самиздат». Машинописные труды ученых и писателей, официально не принятые к изданию, размножались кустарным способом и через знакомых передавались из рук в руки. Разновидностью протестного движения можно считать также распространение в обществе анекдотов о Брежневе. 

Несмотря на свою активизацию, диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. не было массовым явлением и количество диссидентов было невелико. 

В брежневский период развитие советского общества в значительной мере шло по инерции. Потенциальные возможности сталинской модели социально-экономических отношений были исчерпаны, а новая концепция развития страны не выработана. К началу 80-х гг. во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны все отчетливее проявлялись симптомы «застоя». СССР вступил в полосу кризиса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: