Тад джапас тад артха бхаванам

тад джапас – когда мы произносим джапу, то есть, когда мы произносим звук святого имени одновременно с этим что нужно делать? Артха бхаванам, тад артха бхаванам – нужно медитировать на смысл, на содержание этого звука, на то, что находится или стоит за этим звуком, и поэтому Шримад Бхагаватам изобилует разными описаниями этого мистического опыта разных йогов, которые видели Кришну.

Что случилось с Дхрувой? Дхрува вначале просто произносил эту мантру, потом, в какой-то момент он начал видеть этого Кришну, потом он окончательно увидел Его внутри, потом что дальше сделалось? Кришна пропал, он открыл глаза, что он увидел перед собой? Да, он увидел перед собой тот же самый образ, который он видел в своей медитации, тот еж самый образ, который дал ему Нарада. Вьясадева говорит, что когда человек медитирует на эти описания, содержащиеся в ведических писаниях, он увидит  Того, из Кого исходит весь мир. Того, из которого исходят все ведические писания. Что мы видим изначальный источник красоты.

Дальше у нас будет решающее упражнение. От того, насколько искренне вы будете участвовать в этом упражнении, зависит успех всего остального. Мы пришли в какое-то определенное, достаточно спокойное медитативное состояние, мы до какой-то степени разотождествили себя с телом, умом, мы сосредоточились на звуке, тогда как обычно, мы полностью отождествляем себя с умом, с каким-то мельтешением мыслей, которые происходят. Я хотел вас обрадовать – душа не думает, думает наш разум, ум. Душа медитирует и общается с Кришной. Сейчас она просто спит.

Следующее упражнение очень важное будет, оно потребует некоторого выхода из зоны комфорта, это упражнение называется: «Растопи сердце». Некоторые из вас уже участвовали в этом практикуме, они знают, что это такое. Мы проводили этот практикум в Германии, Намамрита прабху сказал: «Когда я слушал это на записи, было гораздо интереснее, чем когда я это делал, потому что оказалось, это не так просто, больше я этого делать не буду». Но, тем не менее, я призываю всех, включая Намариту прабху, участвовать в этом упражнении, может получится лучше.

Нам нужно будет сейчас встать в круг, человек шесть-семь-восемь, постойте, сначала объясню, потому что если вы встанете – хороводы начнете водить и не сможете сделать все правильно. Еще раз, упражнение называется «Растопи сердце». Смысл упражнения вот в чем: один из вас будет внутри круга, и не волнуйтесь – каждый из вас там побывает, не важно, кто будет первый, первый пусть будет самый смелый и самый искренний, самый раскованный. Смысл этого упражнения в том, чтобы обратиться к другому человеку очень искренне, из глубины сердца, другие люди буду держаться за руки. Вы – маленькая искорка духа, которая попала в этот круг Майи, и, в общем-то, ей там достаточно хорошо, но она подходит к кому-то, какому-то слабому звену и начинает просить: «Пожалуйста выпусти меня», а тот, кого просят, не должен торопиться выпускать, только когда его сердце растает нужно выпустить. Надо прислушиваться к звуку голоса, на сколько искренне он это делает, на сколько смиренно он это делает, или он говорит: «ну-ка, ну, выпусти». Прислушивайтесь именно к своему сердцу, и если у вас не тает сердце – ничего.

А задача того, кто стоит в круге, все-таки найти, в конце концов, будет это отчаяние и у вас возникнет это смирение, возникнет ощущение, что от вас ничего не зависит, вы взмолитесь в какой-то момент, и сердце растает в тот же момент. Вы можете делать все, что угодно, можете падать на колени, но искренне падать на колени, это все очень чувствуется, если просто механически упасть – не работает. Можно попытаться заглянут ему в глаза, это очень страшно. Потому что хочется сразу спрятаться, хочется сразу поставить ширму, правильно, да? Не хочется в глаза смотреть, с мольбой нужно посмотреть. В общем, короче говоря, вот такое условие, поняли, да? Если сердце растаяло – выпускайте, когда вы выпустили – сами входите в круг (смех), и ваша очередь, но только честно. Потому что в Германии Пранакишор, он сразу сказал: «Не подходи ко мне, у меня не растает», его-таки растопило, его заставили это сделать, но само по себе настроение неправильное. Потому что он говорит: «Я не хочу там внутри находиться, поэтому я не растаю».  Обычно у матаджи лучше получается, они более смиренны, более раскованны, прабху, они всегда в себе, но у них тоже в конце концов получается.

Медитация именно та, о которой мы говорили вначале: «Я – искорка духа, я попала сюда, и мне надо выбраться, мне нужно выйти отсюда». Другой, у кого просят, может отвечать, может не отвечать. Мне  Варшана прабху рассказывал, они проводили этот практикум у себя, он говорит, что там настолько люди вошли в роль: матаджи просит у другой матаджи: «Выпусти меня». А та ей отвечает: «А ты ж не хочешь, ты ж замуж выйти хочешь, зачем тебе? Оставайся» (смех). Условие еще раз – все таки почувствовать себя этой искоркой и какую-то искренность. В конце концов, вам стыдно будет, вам захочется, это отчаяние выйдет изнутри, и это очень-очень важное упражнение. Где-то семь-восемь человек, все поняли, да? Беритесь за руки, идите в круг и смело вступайте в воды неизведанного. Это выход из зоны комфорта, я вас предупреждал. Если не пускает один – идите к другому, может быть, вы растопите его сердце, может получится.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Усаживайтесь, пожалуйста, я ходил, наблюдал за драмами, которые разворачивались тут, это была целая история человеческой жизни, многих жизней. Кто-то рыдал, кто-то плакал, кто-то обнимался, кто-то наоборот, с каменным лицом стоял, слушал, кто-то историю своей жизни рассказывал, пытался разжалобить, некоторые матаджи, для них это было чересчур, я видел, у меня сердце растопилось даже со стороны, наблюдая за всем этим. Еще раз, смысл этого упражнения в том, чтобы выйти на какой-то другой уровень общения, на какой-то другой уровень отношений. Очень часто наши отношения в высшей степени поверхностны, ни к чему не обязывающими. Мы привыкли пользоваться какими-то формулами, клише трафаретными, работающими схемами, это позволяет почувствовать, что значит – обращаться из сердца к сердцу. Я хотел бы, чтобы вы поделились своими ощущениями, у нас тут есть микрофон, кто-то хочет рассказать, что он чувствовал, какой опыт у него был?

 – были круги, в которых смешно очень было, у нас попался такой круг – «не до смеха». Вначале была попытка какая-то посмеяться, потом все поняли, что это правда же серьезное дело, и так как я не в первый раз участвую в таких вещах, сам проводил такую вещь, то я увидел, насколько это важный опыт просто кого-то попросить о милости, и увидеть свое никчемное положение в этом отношении, и понять, что я по-настоящему зависим. Я решил обратиться к первому, к Патри прабху, потому что я многих преданных знаю, с ним меньше всего знаком и хотелось, чтобы он оценил по-настоящему, и он мне правду сказал: «Чуть-чуть тебе не хватает». Я так подумал: «Сказал чуть-чуть, он меня, наверное, просто успокоить хочет, но вот, не смогу растопить», и он попросил, говорит: «К другому кому-нибудь обратись». Я уже понял, что если я сейчас на том же уровне буду обращаться, то я больше просто не смогу, и мне уже нужно было выходить правда уже из зоны комфортной искренности и тогда меня только выпустили, это вот отличалось с тем, когда мы проводили в Германии, там выпустили сразу, даже не дали ничего говорить, просто нужно посмотреть в глаза, здесь много было таких случаев, но в этом круге просто так никого не выпускали, и тут нужно было предаваться по-настоящему. Это вдохновило очень, что преданные так серьезно отнеслись, спасибо.

– кто-то еще хочет сказать, что он чувствовал, когда его выпускали, или наоборот, не выпускали?

– Харе Кришна. Когда началась эта игра, я очень легкомысленно к этому отнесся, подумал, сейчас вот подойду, к первым попавшимся преданным, они меня выпустят, а потом выяснилось, что круг очень серьезный, никто не выпустит. Я начал видеть, насколько я неискренний, то есть, я подходил к одному, ко второму, к третьему, наверное раз пятнадцать я обращался, меня никто не выпускал, вот, в итоге я понял, что нужно глубже заглянуть в свое сердце, а также обратиться к сердцу того, к кому я обращаюсь. В таком случае возможен настоящий контакт. В итоге все начало получаться.

– так всегда бывает, вначале нужно поймать вот эту ноту искренности, а потом как бы легче.

– я хотел сказать, что было очень интересно, спасибо за такой опыт. Стоя перед преданным, перед  Вриндапати, я перебирал всякие разные ситуации, которые иногда бывают в жизни, пытался прославить, пытался разжалобить, все это проходило очень ровно, я видел отражение взгляда Вриндапати, все это никак не влияло. Единственное, когда склонился потом к стопам, тоже, это было в шутку сначала, но потом мне стало так приятно, что я начал говорить: «Мне не важен результат, я тут готов всегда оставаться, просто экстаз, хоть и вечность» и тогда сразу меня выпустили.

– важный опыт. Вот там еще руку тянут.

– Харе Кришна, можно я расскажу? Я сперва тоже не понял, но так получилось, что меня начали первым просить выпустить человека из круга и я понял, искренность это или не искренность, но я понял, что все, нужно выпускать, я не знаю, почему, но я выпустил, но тогда я сам оказался в этой ситуации, когда все то есть, я сделал добро и вы понимаете (смех) попал в эту ситуацию. Я понял, что круг большой, вот смотрите, я уже на Ретрите в 4 раз и я половину людей в этом круге не знаю, и я понял, что нужно обращаться только к тому, кого ты знаешь. Еще самое лучшее, если у вас были до этого какие-то отношения с этим человеком, я просто стал ему рассказывать, что как я его слушал, что как я все делал, как он просил, он сказал: «Ну, это не искренне, не искренне, это вы так сказать, давите на администрирование», и я понимаете – ну вот, окупился, ни в какую, и вот тут у меня было такое отчаяние, что, честно говорю, я уже понял, что наверное мне не выйти, нету искренности и в эту секунду сердце этого человека дрогнуло, и он сказал: «Ладно, все выходи». Когда я от него отвернулся, я просто хочу прославить тех людей, которые стояли вне круга, на самом деле, у них сердца такие добрые, я хочу сказать, это Адидев прабху, спасибо большое.

– я из тех, которые не были внутри круга и которых не просили, но я стоял и наблюдал со стороны такой опыт интересный, что эта вибрация проходит через всех, кто стоял и держался за руки и это было удивительно. Потом я вспомнил, что есть такая детская игра, понял что нам придется поиграть в эту игру, но меня что удивило, что те, кто были внутри круга и уже стали в круг, они начали помогать тем, кто был внутри круга, я подумал, что это было сострадание, явно было сострадание, и оно было точно неподдельным, и вот это так тронуло, что начинают друг другу помогать. Я подумал, это может спекуляция какая, но те, кто вырывается из круга майи, что в принципе и практиковали, они потом искренне сострадают тем, кто внутри круга находится. Спасибо.

– спасибо большое. Ну давай-давай, ты хотел сказать?

– у нас круг показывал милость Махараджа, у нас не выпускали преданного минут 20 наверное, пока   Махарадж не подошел и не выдернул его из круга. (аплодисменты). Все хотели туда, в этот круг, у нас в круге была такая проблема, что никто не хочет выходить из него, с точки разума объясняемо: да я хочу, я то, я се, да, но искреннего желания не было, не было мотивации, то есть мотивация была корыстная, корысть заключалась в том, что я просто хочу выйти, мне здесь неудобно, чтоб не быть вне зоны комфорта, и это упражнение помогло тем, что с каждым шагом, вот Дина Чайтанья прабху очень помогал, с каждым шагом помогал повышать мотивацию, он говорит: «вот, что-то есть, но немного неискренне еще», спасибо большое.

– там еще хотели матаджи.

– Харе Кришна, я хочу сказать, что вот Кришна меня поставил в такую ситуацию, когда я вынуждена была просить людей, я к этому вообще не привыкла, просить что-то для себя и время поджимало, я глазами металась и надо было, кого-то выбрать, кого-то просить, в общем, бывают такие ситуации, когда нужно признать, что мы зависим от людей, гордость нашу немножко поумерить, спасибо.

– там целый лес рук, тянется…

– я хочу сказать, что у меня болит голова, я не могу отойти от этого, что произошло, мне казалось, так жалко всех, которые были в круге, я до сих пор не могу успокоиться, я бы их выпустила всех, но когда я попала в круг, почему-то меня не выпускали (смех), это меня очень-очень удивило, почему это так? Я уже говорю, что меня пора идти и все, вы тут молодые, оставайтесь, а меня уж выпустите (смех)

– я могла ее выпустить, только ждала, когда она скажет, она сказала: «У меня завтра инициация, выпусти», ну ладно, инициация, можно вас выпустить.

– Харе Кришна, я хочу сказать, что это очень тяжелое испытание, потому что первый человек, которого я просто по-человечески попросила, она никак особо не отреагировала, и потом вторая матаджи, которая просто подошла, она тоже немножко так, типа – ты еще молодая, поживи (смех). Но потом я просто поняла, что на самом деле ты находишься в материальном мире, и у меня перед глазами прошла вся жизнь, хотя мне не так много лет, но достаточно уже пришлось пережить, и я вдруг поняла, что большая часть этого всего, это были страдания (плачет). Конечно было очень много положительных моментов, я очень люблю все интересное и так далее, но большая част жизни, это то, что мы страдаем, и я вдруг поняла, что я больше не хочу страдать, из-за этого ощущения, я матаджи практически не говорила ей никаких слов, наверное просто это ощущение, оно как-то передалось ей и она выпустила. Самое ужасное началось после того, как она выпустила, потому что у меня началось такое состояние, что я поняла что из этого круга меня выпустили, а на самом деле в материальном мире мы остались и неизвестно еще сколько мы здесь будем, и неизвестно когда мы отсюда выйдем. Но, из этого кружка я вышла, да, матаджи согласилась, но когда ты понимаешь, что в материальном мире тебе, может быть, не одну жизнь придется, то вот тут ты действительно понимаешь, что все, вот и становится самое ужасное состояние и тебе приходит просто в голову, что единственный, кто тебе может помочь, это Гуру, который вот сейчас тебе объяснил, что нужно сделать вот так, чтобы что-то изменилось, и чтобы выйти отсюда из этих страданий, которые еще предстоят. Я уверена, если они были до этого, то после этого момента они тоже будут, потому что это – материальный мир, и кроме Гуру и Кришны никто помочь не сможет. Харе Кришна. (аплодисменты).

– Я попала в круг, но выйти мне оттуда не удалось, и после меня туда тоже никто не вошел, потому что меня так и не выпустили, некоторые переживали, что им тоже нужно успеть попробовать попасти и выйти, а я стояла в кругу, и думала, что лучше сюда не попадать (смех, аплодисменты), и вначале я пустила слезу, расплакалась, слезно что-то говорила, матаджи так спокойно сказала: «У тебя много сентиментальности, хочешь, ага», я так: «Оба! Точно, наверное не хочу» и стала думать-думать, что же нужно быстро придумать, так же ж не выйду, и поняла, что нужно открывать больше сердце, то есть, не умом думать, что же такое сказать, а то, что на сердце лежит. Она сказала, что не хватает какого-то последнего крика (смех), я стою и думаю, что делать в этой ситуации, вообще не понимаю уже, время выходит, а я стою здесь, наверное, так и умру здесь, в этом месте перерождения и смерти.

 – в общем, теперь вы знаете – последнего крика не хватало,

 – в принципе, меня так и не выпустили, но тот момент, когда эмоции все выплескивались, проходил мимо  Гуру Махарадж, и он посмотрел так как обычно мы это делаем, мне стало неудобно, что я разнылась, я отвернулась, и зря, я поняла что, я просила матаджи: «пожалуйста, помоги мне, потому что сама не смогу», она правильно так сказала: «у меня другая функция, я к этому отношения не имею, не верю тебе, стой», я поняла, что нужно было не отворачиваться, в тот момент нужно было не отворачиваться, нудно было и руками, и ногами, и всем, чем можно было, когда проходил Махарадж нужно было кричать: «Помогите!!!»

Пожалуйста, сосредоточьтесь, у нас следующая часть нашего упражнения, она должна естественным образом переходить от первой, то есть на основании какого-то опыта, который мы получили в первый раз что мы будем делать? Мы сядем в те же самые круги, теперь садимся, те же самые круги, которые у вас были, это упражнение будет очень простым, не бойтесь. Теперь у вас у всех четки есть, да? Вам нужны будут сейчас четки. Что нужно будет сделать – сядьте в круг и посмотрите на людей, которые окружают вас, которые находятся в этом круге, вспомните, что с ними связано так или иначе, и прочитайте один круг, молясь за этих людей, за конкретных людей, которые находятся в этом круге, если ваше сердце расширится до вселенских масштабов, можно будет молиться за всех тех, кто находится в соседнем круге, или в этом пандале, или во всем мире, в зависимости от того, насколько оно размягчилось, такое тоже бывает иногда.  Но у вас есть конкретная вещь, есть конкретные люди, со своими конкретными проблемами, со своими проблемами, со своими страданиями, со своими болями, которые они принесли, которые накопились у них в сознании. С их желанием так или иначе стать ближе к Кришне, и хотя мы сами ничего не значим, но тем не менее, у нас есть эта возможность искренне молиться, искренне молиться за них, просить Кришну, чтобы  Кришна помог как-то, и сосредоточьтесь именно на этом чувстве, что вы это делаете для кого-то конкретно, из тех людей, которые там находятся, или из тех, кто извне. Мы читаем один круг с молитвой за них, и стараемся делать это как можно более искренне, памятуя о том опыте, который у нас только что был, мы просим Кришну из глубины сердца.

Шри кришна чайтанйа прабху нитйананда
шри адваита гададхара шривасади-гаура бхакта вринда

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Ну вот, теперь я хотел бы, чтобы опять вы поделились опытом своих переживаний и чувств этого молитвенного настроения, кто еще не говорил?

– Харе Кришна, на самом деле, молиться за кого-то намного легче, чем за себя, это очень реальный опыт, и на самом деле когда ты хочешь кому-то добра, то Кришна, мне кажется, что Он искренне принимает это все, потому что Он видит твою не привязанность к тому, что ты просишь, правильно понимаю? Потому что когда ты за кого-то просишь

– то есть, Кришна этот круг принял?

– принял, да (смех), мне так кажется, во всяком случае, изнутри чувствуешь какой-то процесс освобождения, ты чувствуешь, тебе становится легче, когда ты просишь не за себя, Харе Кришна.

– я хотел попросить, даже не попросить, я сначала, когда читал мантру, я сначала хотел молиться за тех преданных, которые рядом со мной, но мы незнакомы, и было сложно, и я переключился на тех, кого я знаю, я чувствую их поддержку, то есть, я знаю, что они молятся за меня, иногда или постоянно, и я в ответ автоматически по велению сердца молюсь за них, я бы еще хотел попросить вайшнавов, если у нас еще будет такой тренинг – пожалуйста, не выпускайте меня с легкостью, потому что тогда я не разовью в себе искренность. Я понял очень важную вещь, что на самом деле не очень-то хочется еще, что-то тут держит.

– Харе Кришна, этот тренинг, этот опыт, он помогает понять, как наше общество может прогрессировать, то есть ум обладает определенной силой, если мы постоянно медитируем на негативные качества, то тем самым мы человеку мешаем наоборот прогрессировать, но если мы будем помогать каждому молитвой или нашими добрыми пожеланиями, это очень поможет тому, чтобы наше общество в целом сильно прогрессировало.

– Харе Кришна, поделюсь очень сокровенной вещью, ну думал – говорить-не говорить, но тут все мои духовные братья и сестры, поэтому есть смысл открыть сердце, потому что этот круг показал, как важно открывать сердце, вопрошать преданных о милости. У меня был подобный опыт, я не участвовал в таких тренингах, но такой тренинг был в жизни, когда около двух лет назад, мои духовные братья из города  Ровно, Виджай Кришна звонит и говорит: «Приходи в гости, надо поговорить». Я пришел, несколько преданных собралась, мы начали общаться вроде бы ни о чем, ели прасад, потом в один момент они начали вскользь говорить те вещи, которые им во мне не нравятся, естественно, ложное эго взбунтовалось, то есть мы же всегда хорошие, что же нас плохими видят? Мы же добрые, ласковые, пушистые. Я начал оправдываться, что вот в этой ситуации я поступал потому что вот так вот надо было, такие обстоятельства были, а вот тут я так поступил подло, потому что обстоятельства вынудили. И мне в какой-то момент  Шаранагати посмотрел в глаза и сказал: «Я не верю». То есть этот круг, он был еще тогда. Честно, я со стороны на себя посмотрел и мне стало стыдно за самого себя, стало обидно, что я через много лет Харе  Кришна почувствовал себя таким духовным гадом, который вообще реально не продвигается в духовной жизни. В какой-то момент парадигма поменялась, что-то клацнуло внутри и я начал искренне, даже с плачем в глубине и может даже снаружи, я не помню, как все это происходило, но я начал просто просить прощения у них, за то что я так опозорился, показал себя с такой стороны и я увидел себя со стороны, какой я есть на самом деле, благодаря тому, что эти люди просто честно, открыто с любовью мне говорили. И буквально месяц назад, мне открылась вещь, как это все происходило, потому что я думал, что собрались тут мои духовные братья и решили мне рассказать какая я сволочь. А потом оказалось, что они перед этим еще за час собрались и молились Махараджу, чтобы он все-таки дал мне возможность из сердца почувствовать, что они действительно хотят мне добра и они действительно меня любят, они хотят сделать меня лучше и чтобы я все таки это услышал. Я это услышал, я понял, насколько важно быть искренним в духовной жизни. Я тогда, два года назад, реально честно понял, что я наконец-то в духовной жизни сдвинулся с мертвой точки, потому что до этого это просто была вырванные годы в духовной жизни. Вот сегодня я уже имею этот опыт, первый встал в круг, и Рамананда Рая начал просить, просто говорить, насколько он мне дорог, насколько моя духовная жизнь от него зависит, я знаю Рамананда Рая, он далеко не сентиментальный парень, он расплакался и сказал: «Ну что вы со мной делаете?» И в круге как-то пошло все по накатанной, то есть поняли, насколько. Намамртита тоже делился, я тоже хочу сказать, наша духовная жизнь начинается с того момента, когда мы начинаем понимать, что преданные нас любят, они хотят нам добра, и наша искренность позволяет воспринимать эту милость со стороны, Харе Кришна, спасибо вам большое. (аплодисменты).

– Харе Кришна, я тоже хотел поделиться, у меня на самом деле круг начался, если так посмотреть, то он с утра начался, а если еще глубже то он начался далеко может быть с моего детства, а может и еще дальше.  Просто, знаете, бывает, в один прекрасный момент надеваешь маску лицемерия, которая выглядит как: “я – ачарья, я могу всем помочь, я – кшатрий” и когда я попал в круг, сработал этот механизм, я хотел как-то тонко задеть сентименты, на тонком плане, но я понял что не получается, и я очень четко увидел что я в такой иллюзии, что все, я просто не вылезу, то есть это – вся моя жизнь, понимаете? Эта зона комфорта такая, что от нее отказаться невозможно, потом пошла тряска и я понял, что я даже на этом этапе не могу, что я сейчас чувствую, мне тяжело. В кругу оказался один прабху, которого я не знаю, я решил к нему подойти, там в кругу еще один мой знакомый был, я подумал, если я сейчас к нему подойду, то опять механизм лицемерия включится. Рядом с ним стоял другой прабху, я начал ему говорить, что я от этой иллюзии хочу избавиться, то, какой я есть, то, как я преподношу себя всем, я готов даже жертвовать, я готов даже в этом круге, в майе остаться, я понял, что все, что я не выберусь, я не смогу, мне просто ничего не оставалось, как попросить у него. Я почувствовал, что он поймет, я ему настолько благодарен, что он вырвал что-то там из моего сердца, я верю, я надеюсь, что оно больше не вернется по милости преданных, большое спасибо, преданные, за то, что вы в моей жизни есть, что я просто попал в ваше общество, спасибо.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

– Харе Кришна, эту медитацию впервые зимой прослушала лекцию Вашу, я ее когда сделала, просто я поняла, насколько Шримати Радхарани, Кришне хочется, чтобы мы вернулись в духовный мир, то есть я понимала, когда я вернусь, сердце наполнится Кришна-премой, то есть это будет большое счастье для всех.  Но когда я стала молиться за других, я поняла, что когда каждый вернется в духовный мир, это принесет очень большую радость Шримати Радхарани и Кришне, и после этого, когда какие-то преданные показывают мне мои качества, то есть я в них вижу отражение своих качеств, начинают меня как-то раздражать или я неправильно к ним отношусь, я понимаю, что это отражение моих качеств, и я начинаю представлять: когда эти преданные вернутся в духовный мир, когда у них будет в сердце према, то есть  Кришна не вспомнит об этих качествах, и я начинаю молиться о них: «Кришна, сейчас я не могу к ним правильно относиться». Но представляю, как они вернулись в духовный мир, как они стали дороги Кришне и Радхарани, и у меня сразу меняется к ним отношение. Какие-то качества в них перестают меня раздражать, и я понимаю, что они так же дорогие Кришне как и я. И вот сейчас мы в кругу сидели, некоторые преданные говорят, вот знаю человека, не знаю, а я просто представляю, что этот человек очень дорог Шримати Радхарани и Кришне, и что они ждут его там, независимо от того, знаю я его или не знаю. И когда молишься за них, видишь, как Кришна дает энергию, то есть мы не заслуживаем милости ради своего духовного прогресса, Кришна нам дает понемножку, но когда мы начинаем молиться другим и раздавать эту милость, то Кришна дает больше и больше и больше в геометрической прогрессии. Спасибо.

– Харе Кришна, Махарадж, спасибо за тренинг, мы стояли в кругу, у нас не было слез, у нас были улыбки, потому что преданные не особо так прониклись, что мы находимся в материальном мире. Но, тем не менее, попытки были. Что я хочу сказать, когда Вы сказали помолиться за других, маленький такой вот сюжет из своей жизни: я в одно время читал мантру и настолько искренне ее читал, что почувствовал, что Кришна может присутствовать рядом со мной. Я оборачивался, смотрел по сторонам и чувствовал Его присутствие, но когда я оборачивался, Он исчезал, я чувствовал, что Он у меня за спиной. И вот, в какой-то момент вкус пропал к мантре, я не смог больше повторять мантру и сколько я ни пробовал, у меня не получалось, я не мог произнести просто даже одного слова, и потом в какой-то момент я открыл для себя, что можно молиться за других, не за себя, а за других, и я почувствовал, что бхакти, это если мы молимся, думая о себе, мы получаем максимум освобождения. И вот я почувствовал, что я мертвый, я ничего не желаю, ничего не хочу, и мантры не было желания повторять. И когда я начал повторять мантру за других, я написал список, кто мне дорог в этой жизни, и причем это были не преданные, что самое интересное.   Потому что преданные, я думаю, у них есть мантра, есть четки, они как-то так или иначе уже, а есть люди, которые вообще не знают ничего о Кришне, я написал список этих людей, знакомых, я даже о Кришне не могу им сказать. потому что я им говорю, но они не… Я начал молиться за них, и самое интересное, на следующий день мой брат – он первый в списке был, который раз всего в жизни был в храме, он звонит мне:  «Саш, я хочу в храме жить», и в течение следующего месяца он прожил в храме, вставая каждое утро на службы, участвуя с преданными в спектаклях, полностью живя храмовой жизнью. То есть я так понял, что бхакти, это когда мы учимся молиться за других людей, не просто за себя.

– хорошо, спасибо большое. (аплодисменты). У нас последнее упражнение, наше время уже истекло, но это очень важное упражнение, это, собственно, кульминация всего. Мы прошли с вами через какой-то путь, мы начали просто с медитации на благодарность Кришне, на попытку понять, что Он дал нам, каким образом Он направляет нас в нашей жизни. Потом мы начали с вами медитировать на образ Кришны в звуке, потом мы пытались найти самого себя в кругу других людей и почувствовать свою зависимость от них, и нащупать ту точку, где начинается искренность. Потом мы молились за других, и это следующий этап, последний, который мы сделали очень важный, многие преданные говорили об этом, что любовь – очень конкретная вещь, это не просто абстрактная вещь, и когда мы начинаем обращать ее к кому-то, не к себе, любовь, это всегда, плоды ее не ко мне должны быть, они не мне принадлежат, и когда я начинаю молиться за другого, то я чувствую отклик от Кришны, потому что я чувствую, что Он слышит, как я это делаю.

У нас последний тренинг с вами, мы с вами опять будем читать круг, оставайтесь в том же самом круге, и очень простую вещь нужно сделать, нужно пригласить в этот круг Кришну, посадить Его в центр. Я сейчас прочту несколько стихов, два стиха или один из Шримад Бхагаватам, который описывает Кришну, этот стих считается самым удивительным и поэтичным описанием Кришны. Гопи прославляют Кришну:

(Бхаг., 10.21.5)







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: