Исторические системы римского права

Предклассический период

Для него характерно: Развитие наследственных взаимоотношений; Развитие преторского права.

Классический период

Для него характерно: Появление сенатусконсультов; Появляются конституции принцепсов; Активно работают юристы; Экстраординарный процесс.

Постклассический период

Для него характерно: Кодификация Юстиниана.

Римское право включает в себя:

1) Цивильное право (с 8-3 вв. до н.э.). Также называется Квиритским правом.

Особенности цивильного права:

· Это самая древняя правовая система

· Носит узко-национальный характер

· Формальность

· Имеет ограниченность

· Консервативность

· Основной источник – обычай

· Представлено в Законах XII Таблиц

· Нормы цивильного права включаются во все отрасли Римской Империи

· Нормами цивильного права регулируется легисакционный процесс

· Нормы цивильного права перестали справляться со своими обязанностями и все чаще давали сбой

Преторское право

Особенности преторского права:

· Складывается одновременно с цивильным правом

· Создается деятельностью судебных магистратов

· Основными источниками являются эдикты и интердикты преторов

· Не отменяет, а наоборот, дополняет цивильное право

· Более гибкое право

· Менее формально и менее консервативно

· Отсутствуют религиозные обряды и символизм

· В основу положены принципы справедливости, доброй совести и формируется представление о естественных правах человека

· Соответствует развивающимся общественным отношениям

Право народов

Особенности права народов:

· Возникает с расширением Римского государства с включением в состав новых народов

· На возникновение повлияло развитие торговли

· Эта система регулирует отношения, возникающие с участием иностранцев

· Основными принципами стали принципы справедливости и принципы естественного права

· Право народов учитывало правовые системы других стран

· Это наиболее гибкая, совершенная и развитая правовая система

· Охватывает максимально широкий спектр человеческих отношений

Исторические системы римского права.

Система римского права формировалась на протяжении 14 столетий, начиная с царского Рима времен Ромула и Нумы Помпилия (VIII в. до н.э), а также Законов XII таблиц (V в. до н.э.) и кончая кодификацией Юстиниана (VI в. н.э.). Исторически сложилось соотношение трех правовых систем, используемых римлянами: древнейшей они считали «право природы» ius naturale, из него черпало свои нормы международное право ius gentium, складывавшееся в VII-I вв. до н.э. в рамках отношений Рима со своими союзниками и врагами, и собственное национальное право римских граждан ius civile, также развивавшееся параллельно первым двум системам. Римляне констатировали приоритет «права природы» над «правом народов» и «цивильным правом» (D.4.5.8 (Gai.) Разумные основания гражданского права не могут уничтожать естественные права; D.7.5.2.1 (Gai.): Ведь естественный разум не мог быть изменен властью сената), поскольку «право природы – это то, что создано не мнением людей, но посеяно в природе некоей силой» (De inv. II. 161), а «закон есть заложенный в природе высший разум, который приказывает нам совершать то, что следует и запрещает противоположное» (De leg. I. 18). Таким образом, говоря на современном светском языке, римляне понимали под естественным правом сами законы природы, которые они вполне правомерно распространяли и на людей, и на законы развития и функционирования человеческого общества. В древнейшем Риме естественное право понималось как fas – обожествленное право природы, именно поэтому особое значение в праве играли жрецы, особенно авгуры, которые не только заведовали религиозными ритуалами, но и были первыми естествоиспыталелями, веками наблюдавшими за законами природы. Наконец, римляне различали право природы, общее для всех людей и потому неизменяемое, и местное право природы, зависящее от климатических и географических особенностей той или иной местности. Действительно, например, обычай римлян ходить без штанов едва ли был применим для варваров северной Европы именно в силу климатических особенностей. Удивительно также то, какое римские юристы давали определение этому праву: «Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам». Действительно, не только людям, но и всем животным в той или иной мере свойственно любить и воспитывать своих детей, защищать свой дом и границы обитания, а также некое чувство справедливости. Более того, римляне защищали и права неживой природы, что выражалось в институте земельных сервитутов. Отсутствие современного эгоцентризма правового позитивизма в праве римлян, когда право понимается как исключительная особенность только человека – это одна из причин его долговечности.

Наиболее близко к естественному праву стоит в римской правовой системе т. н. ius gentium – «право народов» или, выражаясь современным языком, международное право. Ульпиан (D.1.1.1.4) определял право народов, как то, «которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей в их отношениях между собой». Причем Цицерон (De off. III. 69) отмечал, что право всех народов стоит над правом отдельного государства, как бы подчиняя его себе, так как«то, что является правом народов, должно становиться цивильным». Это правило, озвученное еще Цицероном, является основополагающим принципом современного международного права. В отличие от естественного права, некоторые институты права народов установлены людьми вопреки естественным законам природы, основным из которых является институт рабства. Гермоген (D.1.1.1.5) отмечал, что «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за исключением тех, которые введены в силу цивильного права». Основным источником права народов римляне признавали как нормы естественного права, которые сегодня понимаются как международный правовой обычай, так и международные договоры различных стран Средиземноморья, в частности, Рима и его союзников (Dionys. III. 3.1).

Говоря о Риме периода от конца VI до второй половины I в. до н.э., необходимо учитывать, что то, что мы понимаем под Римской державой, не являлось целостным централизованным государством, а скорее было некоей конфедерацией, наподобие современного Европейского союза. Рим стремился объединить Средиземноморье не столько с помощью оружия, сколько с помощью права, причем это римское право было настолько популярно, ощутимо полезно, что многие союзные Риму государства добровольно принимали не только некоторые отдельные римские законы, но и целые разделы римского права с тем, чтобы активно воспользоваться теми преимуществами, которые эти народы получали от введения римского права. Право народов - это право не только римское, а право всех средиземноморских народов древности, хотя сами римляне оказали огромное влияние на его развитие. Преторы лишь занимали в процессе достаточно активную позицию, предлагая другим народам римские правовые нормы и в свою очередь заимствуя у них многие законы, полезные римскому народу. Например, морское торговое право римляне целиком заимствовали из законов греческого острова Родос, то есть Родосские морские законы стали римскими законами (D.14.2.9).

Особо следует отметить, что римляне наряду с другими народами Средиземноморья признавали т.н. «суд рекуператоров», который трактуется ими как «иностранный, международный суд». Дело в том, что по определению, которое дает древний энциклопедист Фест (P. 342 L.), рекуператорским судом является тот, который имеет место, когда между римским народом и царями, нациями и иностранными государствами устанавливается закон, в соответствии с которым посредством суда рекуператоров отдается и возвращается собственность различных государств, посредством тех же рекуператоров судебным порядком возвращается и частное имущество. Таким образом, речь идет о международном суде, который решал конфликтные вопросы как между отдельными государствами, так и между отдельными частными лицами, гражданами разных государств. Суд рекуператоров одновременно рассматривал как дела между двумя или несколькими государствами, то есть выполнял функции межгосударственного арбитражного суда, так и судебные споры между отдельными частными лицами, то есть регулировал и область международного частного права. Сам суд по своему названию recuperatio изначально обозначал лиц, которые избирались для возвращения земель и имущества, утраченных в результате военных действий, и когда между воюющими сторонами подписывался мирный договор, то в этом договоре, если речь шла не о капитуляции, а о соглашении равных сторон, где нет победителя и побежденного, стороны, естественно, решали вопросы о возвращении пленных, завоеванных территорий, угнанного скота и прочего имущества. Таким образом, в таких мирных международных договорах устанавливались правила взаимного возвращения имущества и решения споров судебным порядком. Более того, поскольку эти договоры становились основой дальнейших отношений между этими двумя или более государствами, то в них оговаривались и принипы судопроизводства, в частности, характер судопроизводства рекуператорского суда.

 

3.  Источники римского права.   

1. Источник – это то, где содержится правовые нормы.

2. Источник как способ формирования норм права.

3.Источник - это то, откуда право познается.

У Юстиниана источники рассматриваются как:

1. Письменные источники

2. Практические источники

Основные источники Римского права:

1. Правовые обычаи - это сложившиеся в обществе правила поведения, не обеспечиваемые силой государственного принуждения. Существовали также простые обычаи, которые обеспечивались силой общественного воздействия. Государство использовало те правовые обычаи, исполнение которых было необходимо.

Для них характерны: Консервативность, архаичность, должен признаваться государством.

Виды обычаев:

· Обычаи предков

· Обычаи жрецов (понтифики)

· Обычная практика

· Обычаи, сложившиеся в деятельности магистратов

2. Законы. Так называемое “писаное право”. Специфика законодательства была в том, что санкции отсутствовали. Принимаются народными собраниями при участии Сената. Закон мог отменить правовой обычай. Законы принимались на куриатных собраниях по центуриям и по трибам.

 Каждый из законов по структуре должен состоять из 3-х частей:

1) Вступление – Praescriptio – указывались имена инициаторов закона, день, место принятия;

2) Основная – Rogatio – содержание закона, набор правовых норм;

3) Sanctio – указывались конкретные меры юридической ответственности, которые следовали за невыполнение правовых норм, закрепленных в Rogatio.

3. Эдикты магистратов (преторов) – заявление (edictium), которое должен был сделать каждый претор, вступая в должность. Но на самом деле эдикт – письменное заявление претора при вступлении в должность. В эдикте Претор формулировал программу своей деятельности на определенный период, конкретно указывал, в каких случаях, и какую защиту будет предоставлять тем лицам, чьи права в гражданском обороте будут нарушены.

Эдикты делят на два вида:

· Постоянный эдикт - принимался при вступлении в должность.

· Разовый эдикт (интердикт) – применялся в каждом конкретном случае. Эдикты принимались преторами, правителями провинций, консулами.

Эдикты распространяются только на тот магистрат, который их издаёт, и будет действовать только в течение года (пока претор у власти).

4. Деятельность юристов. Юристы в Древнем Риме - толкователи права.

Направления деятельности юристов: Составление формул,консультации, советы по поводу подачи иска, ответы на юридические вопросы, толкование действующих законов (комментарии первоначально относились только к толкованию закона).

Виды трудов юристов:

· Комментарии (Помпоний написал комментарий из 150 книг)

· Дигесты (произведение, представляющее из себя отдельное решение, прежде всего, по цивильному праву)

· Институции (учебник-объяснение)

o Регулы - краткие сборники юридических правил.

o Сентенции - общие рассуждения (мнения юристов).

Институции писались по определённой структуре:

1) 1 часть – лица.

2) 2 часть – вещи.

3) 3 часть – обязательства.

4. Кодификация Юстиниана. Причина кодификации - накопился обширный юридический материал, этот материал не систематизирован, в нем присутствуют как действующие, так и не действующие законы. Это и привело к систематизации нормативной базы. Первые попытки систематизации - Законы XII Таблиц-письменная фиксация обычаев. Сравнивают с варварскими правдами, с Салической, например. Весьма значительное влияние греческого права. Впервые упоминается о праве частной собственности. Закрепляется социальное неравенство. Упоминается деление общества на патрициев и плебеев. Впервые прописан порядок принятия законов (правотворчества), прописан порядок судопроизводства. Говорится об уголовном праве. Законы XII таблиц регулируют семейные и наследственные, отношения, виды обязательств. Упомянуты 4 случая самоуправства.

295 г. н.э. - Кодекс Грегориана. В этот кодекс были собраны императорские конституции, кодекс небольшой(19 книг), имеет определённую систему, поделен на определённые титулы, выделяются предметные рубрики. Был основан на устройстве преторского права. Признан официальной кодификацией, существовал с 3-5 века.

Кодекс Гермогиниана (рубеж 3-4 веков). Три раза был пересмотрен. В нём собраны переработанные конституции. Присутствует более 120 конституций. На книги не делился, присутствует около 70 титулов.

Кодекс Грегориана и Гермогиниана существовали одновременно и дополняли друг друга.

Кодекс Феодосия (нач.5 в.) - император восточной Римской империи. Первый официальный кодекс. Кодекс до конца не был завершён, мнения юристов были собраны не до конца. Был признан Восточной Римской империей, был переслан в Западную Римскую империю. Представляет собой 16 книг. Разбит на титулы по предметам, стал последним кодексом Западной Римской империи.

476 г. - падение Западной Римской империи.

Кодекс Юстиниана - император Восточной Римской империи. Создал комиссию, которая должна была привести римское право в порядок. 528 г. - создание комиссии, во главе два видных юриста - Трибониан, Феофил. Были даны очень широкие полномочия, ей было разрешено сокращать законы, выбрасывать устаревшие законы, изменять содержание законов, могли придумывать новые титулы и законы. В пределах одного титула законы должны располагаться в хронологическом порядке. Результат работы данной комиссии - кодекс Юстиниана, вступивший в силу в 529 г. Корпус Юрис Цивилиус поделен на три части:

I часть - кодекс Юстиниана (529г.,534г.). Отменил все ранее действовавшие конституции. В нём содержались вопросы гражданского и уголовного права, впервые было представлено государственное право. Кодекс был поделен на 98 титулов.

II часть – дигесты-извлечения из сочинений юристов, была создана дополнительная комиссия. Задача – пересмотреть и доработать труды. Комиссия была поделена на три части, каждая из которых занималась своим направлением.

· Цивильное право

· Анализ преторского права

· Юридические казусы.

Результаты работы обсуждались сообща. Дигесты были изданы в 533 г., с этого момента они становятся законами. Дигесты поделены на 50 книг. 1-ая книга из дигест - общая часть, история и источники права. Впервые упоминается о субъектах права, появляются понятия «правоспособность» и «дееспособность». Со 2-4 книгу - судебный процесс. С 5-11 книгу - имущественное и наследственное право. С 12-19книгу – договоры (основной - купля-продажа). 20 книга - залоговое право. С 21-25 книги-семейное право. 26-27 книги - опека и попечительство.28-38 книги-завещание, наследие по закону.40 книга - посвящена рабству.45-46 книги-регулирование вербальных контрактов.47-49 книги-Юстиниан назвал эти три книги - страшными книгами. Посвящены уголовному процессу.50 книга-сборник определений и терминов. Особенность дигест-много новых юридических терминов. Юстиниан объявил дигесты законом, запрещалось вносить дополнения, поправки.

3. III часть - институции и новеллы. Первое, чем занялась комиссия - создание учебников права. В 533 г. были опубликованы институции Юстиниана. Определил институции как учебник для начинающих юристов. Институции одновременно и официальный источник права и учебник. Состояли из 4 книг. 1 книга-лица и семейное право,2 книга-вещи и вещное право,3 книга-вопросы наследования, обязательства,4 книга-иски, деликты - правонарушение. Новеллы были дописаны после смерти Юстиниана. Новые нормативные требования, в них вошло много различных актов, до нас дошли только три сборника новелл(170 новелл). Особенность-недоработка. Кодекс - ряд законов, касающихся только гражданского права (иное название "Пятьдесят решений").

Дополнительные источники права:

1. Право народов

2. Судебный прецедент (не играл значительной роли)

3. Иски

4. Труды философов (мыслителей), так же используются папирусы, надписи на храмах и т.д.

Впервые в римском праве возникает понятие субъекты права и субъективное право. Субъективное право -определённый объём свободы, который предоставляется нормами права для удовлетворения своих интересов или других людей. Субъект права-лицо, которое является носителем прав, осуществление субъективного права-выполнение лицом действий в рамках закона эти действия должны удовлетворять полезные потребности данного лица, либо других лиц, либо противодействовать другим лицам, которые мешали осуществлению субъективного права. Обязательное условие заключается в том, что субъективным правом нельзя злоупотреблять, реализацией своего субъективного права нельзя противодействовать правам и интересам других лиц.

Римское право обязывало субъектов правореализовывать свои права, и защищать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: