1. Правовые категории лиц в римском праве.
2. Понятие и классификация исков в частном римском праве.
3. Обязательства из контрактов по римскому праву.
4. Развитие уголовно-правовых институтов в римском праве.
5. Особенности имущественных отношений супругов в римском праве.
6. Римская семья как правовой институт.
7. Правовое регулирование взаимоотношений детей и родителей по римскому праву.
8. Институт собственности в римском праве.
9. Обязательства в римском праве.
10. Наследование по завещанию и другие распоряжения на случай смерти в римском праве.
11. Источники римского права и их значения для современной правовой культуры.
12. Основные этапы исторического развития римского права, рецепция римского права.
13. Вещи как объект правового регулирования в римском праве.
14. Юридические лица по римскому праву.
15. Кодификации как способ систематизации римского права.
Курсовая работа выполняется в соответствии с планом курсовой работы, согласованным с научным руководителем. Порядок оформления курсовой работы предусмотрен Методическими указаниями по выполнению курсовой работы, утвержденными Ученым советом юридического факультета НФИ Кем ГУ.
|
|
Задания к контрольным работам для студентов ОЗО ЮФ.
Вариант I.
1. Дайте понятие источника права. Охарактеризуйте источники римского права.
2. В чем заключается принципиальное различие между цивильным правом и правом народов. Когда и по каким причинам эти системы права стали сливаться воедино.
3. Назовите основные отличия легисакционного и экстраординарного процессов.
Задача №1
Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца.
Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если возможен, то какой – вещный или персональный? Каково содержание иска? Каким образом будет исчислена сумма иска? Составьте формулу иска, выделив интенцию и кондемнацию.
Задача №2
Завещание было не вполне ясно и потому оспорено, и истец спросил юриста Цельза, может ли вступить в качестве свидетеля тот, кто под диктовку умирающего писал завещание.
Дайте обоснованный ответ. Надо ли исключить из числа свидетелей о спорном наследовании того, кто писал завещание под диктовку завещателя?
Задача №3
В некоем случае претор (магистрат) отказал в иске по недееспособности истца, во втором – по причине ошибки в норме права, на которой основан иск.
В каком случае отказ вызван процессуальным препятствием, в каком «материальным»? Аннулируется ли исковое притязание по этим основаниям?
|
|
Вариант II.
1. Дайте понятие правосубъектности лиц. В чем наиболее существенное отличие физического лица от юридического и что их отличало? При каком условии правоспособность распространялась на младенца, находящегося в утробе матери, т.е. еще не рожденного на свет?
2. Охарактеризуйте правовой статус физических лиц в зависимости от степени предоставленной им свободы. Какие изменения в юридическом статусе физических были связаны с возникновением и распространением пекулия.
3. Каких прав был лишен перегрин:.права обладания квиритской собственностью? Права наследования имущества? Права власти над женой и детьми (манус)? Права занятия ремесленной или торговой деятельностью? Права переселения из колонии в Рим? Права требования рассмотрения его иска в легисакионном процессе?
Задача №1
Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества семьи на том основании, что оно является их общей собственностью. Отец ответил отказом, ссылаясь на то, что дети, находясь в его власти, являются объектами права, но не субъектами его, что их положение определяется только одним: обязанности – да, права – нет.
Так ли это? Дайте развернутый ответ.
Задача №2
При заключении брачного договора было оговорено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет потребован мужем по его инициативе и без вины жены.
Вправе ли жена от собственного имени заявить иск о возврате приданного? Если такого договора не было, могла ли жена, при аналогичных обстоятельствах обратиться за защитой к претору?
Задача №3
По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказывать, что будь он полноправен и способен к определению собственной выгоды, он никогда не согласился бы с актом усыновления. Служило ли это основанием для принуждения патерфамилиас к эманципации усыновленного? Обоснуйте ответ.
Вариант III.
1. Дайте определение права собственности. Назовите правомочия собственника и правовую конструкцию собственности.
2. Что такое юридическое владение? Назовите элементы владения по римскому праву. В чем состоит принципиальное различие между правом собственности и владением?
3. Что такое квазиконтракты. Охарактеризуйте основные виды обязательств как бы из договоров.
4. Как прекращается действие вещного сервитута:
а) погасительной давностью;
б) приобретением служащего участка собственником участка господствующего;
в) через публичный отказ, сопровождаемый ин юре цессию;
г) установлением родственных отношений между собственниками господствующего и служащего участков;
д) переменой собственников;
е) в результате обмена господствующего участка на служащий?
5. Какими способами уничтожается агнатическая связь?
Задача №1
В результате грозовых дождей песчаная коса, примыкающая к земельному участку А. была смещена по течению реки и некоторая часть ее оказалась придвинутой к берегу, примыкавшему участку В. Произошла акцессия (прирост) – соединение вещей, принадлежавших разным собственникам.
Каким будет связанное с тем приобретение – первоначальным или производным? Обоснуйте ответ.
Вариант IV.
1. Дайте понятие обязательства. Какова связь между обязательствами и исками. Перечислите условия действительности контрактов.
2. Во всех случаях, когда срок уплаты долга не обозначен в договоре, исполнение надлежит совершить:
а) по усмотрению кредитора;
б) по усмотрению должника;
в) немедленно.
Обоснуйте ответ.
3. Дайте классификацию контрактов. Какой договор называли «Римским»? в чем отличие синографа от хирографа. Консенсуальные договоры возникают из простого соглашения сторон. А как расторгаются?
4. Когда образование товарищества требовало генеральной общности имущества товарищей – при образовании товарищества с постоянной целью или только специальной? А может ли быть, что цель не имела в данном случае никакого значения? Дайте развернутый ответ.
|
|
5. В каких случаях число свидетелей, удостоверяющих завещание, предписывалось увеличивать (или вызывать нотариуса), а в каких дозволялось уменьшать:
а) при завещании слепого, глухого, немого;
б) во время эпидемии;
в) когда наследодатель назначает своими наследниками всех своих законных наследников, но не в равных долях?
6. Древнее римское право запрещало внебрачные связи и обольщение свободных женщин. Распространялось ли это правило на холостяков и вдовцов, когда их конкубинами становились рабыни или вольноотпущенные?
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами ОЗО ЮФ.
Работа выполняется по одному из 4-х вариантов. Студенты, фамилии которых начинаются с букв от «А» до «Ж» – I вариант,
«З» по «М» – II вариант,
«Н» по «С» – III вариант,
«Т» по «Я» – IV вариант.
Замена вариантов не допускается.
Студенты должны усвоить основные принципы, источники и институты римского права. В процессе ответов на поставленные вопросы студент должен уметь отграничивать различные виды правоотношений друг от друга, владеть институтами римского права и источниками римского права, иметь представление о мнениях римских юристов по отдельным казусам. Приступая к решению казусов, необходимо выяснить, к какой теме курса он относится и внимательно изучить соответствующий раздел в учебной литературе. Далее необходимо уточнить суть вопроса либо заявленных требований, определить вид правоотношений, установить фактические обстоятельства казуса, дать правовую квалификацию заключение.