Тематика курсовых работ для студентов ДО,ЗО

 

1. Правовые категории лиц в римском праве.

2. Понятие и классификация исков в частном римском праве.

3. Обязательства из контрактов по римскому праву.

4. Развитие уголовно-правовых институтов в римском праве.

5. Особенности имущественных отношений супругов в римском праве.

6. Римская семья как правовой институт.

7. Правовое регулирование взаимоотношений детей и родителей по римскому праву.

8. Институт собственности в римском праве.

9. Обязательства в римском праве.

10. Наследование по завещанию и другие распоряжения на случай смерти в римском праве.

11. Источники римского права и их значения для современной правовой культуры.

12. Основные этапы исторического развития римского права, рецепция римского права.

13. Вещи как объект правового регулирования в римском праве.

14. Юридические лица по римскому праву.

15.  Кодификации как способ систематизации римского права.

 

Курсовая работа выполняется в соответствии с планом курсовой работы, согласованным с научным руководителем. Порядок оформления курсовой работы предусмотрен Методическими указаниями по выполнению курсовой работы, утвержденными Ученым советом юридического факультета НФИ Кем ГУ.

 

Задания к контрольным работам для студентов ОЗО ЮФ.

 

Вариант I.

1. Дайте понятие источника права. Охарактеризуйте источники римского права.

2. В чем заключается принципиальное различие между цивильным правом и правом народов. Когда и по каким причинам эти системы права стали сливаться воедино.

3. Назовите основные отличия легисакционного и экстраординарного процессов.

Задача №1

       Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца.

       Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если возможен, то какой – вещный или персональный? Каково содержание иска? Каким образом будет исчислена сумма иска? Составьте формулу иска, выделив интенцию и кондемнацию.

 

Задача №2

       Завещание было не вполне ясно и потому оспорено, и истец спросил юриста Цельза, может ли вступить в качестве свидетеля тот, кто под диктовку умирающего писал завещание.

       Дайте обоснованный ответ. Надо ли исключить из числа свидетелей о спорном наследовании того, кто писал завещание под диктовку завещателя?

 

Задача №3

       В некоем случае претор (магистрат) отказал в иске по недееспособности истца, во втором – по причине ошибки в норме права, на которой основан иск.

       В каком случае отказ вызван процессуальным препятствием, в каком «материальным»? Аннулируется ли исковое притязание по этим основаниям?

 

Вариант II.

1. Дайте понятие правосубъектности лиц. В чем наиболее существенное отличие физического лица от юридического и что их отличало? При каком условии правоспособность распространялась на младенца, находящегося в утробе матери, т.е. еще не рожденного на свет?

2. Охарактеризуйте правовой статус физических лиц в зависимости от степени предоставленной им свободы. Какие изменения в юридическом статусе физических были связаны с возникновением и распространением пекулия.

3. Каких прав был лишен перегрин:.права обладания квиритской собственностью? Права наследования имущества? Права власти над женой и детьми (манус)? Права занятия ремесленной или торговой деятельностью? Права переселения из колонии в Рим? Права требования рассмотрения его иска в легисакионном процессе?

 

Задача №1

Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества семьи на том основании, что оно является их общей собственностью. Отец ответил отказом, ссылаясь на то, что дети, находясь в его власти, являются объектами права, но не субъектами его, что их положение определяется только одним: обязанности – да, права – нет.

Так ли это? Дайте развернутый ответ.

 

Задача №2

При заключении брачного договора было оговорено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет потребован мужем по его инициативе и без вины жены.

Вправе ли жена от собственного имени заявить иск о возврате приданного? Если такого договора не было, могла ли жена, при аналогичных обстоятельствах обратиться за защитой к претору?

 

Задача №3

По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказывать, что будь он полноправен и способен к определению собственной выгоды, он никогда не согласился бы с актом усыновления. Служило ли это основанием для принуждения патерфамилиас к эманципации усыновленного? Обоснуйте ответ.

 

Вариант III.

1. Дайте определение права собственности. Назовите правомочия собственника и правовую конструкцию собственности.

2. Что такое юридическое владение? Назовите элементы владения по римскому праву. В чем состоит принципиальное различие между правом собственности и владением?

3. Что такое квазиконтракты. Охарактеризуйте основные виды обязательств как бы из договоров.

4. Как прекращается действие вещного сервитута:

а) погасительной давностью;

б) приобретением служащего участка собственником участка господствующего;

в) через публичный отказ, сопровождаемый ин юре цессию;

г) установлением родственных отношений между собственниками господствующего и служащего участков;

д) переменой собственников;

е) в результате обмена господствующего участка на служащий?

5. Какими способами уничтожается агнатическая связь?

 

Задача №1

       В результате грозовых дождей песчаная коса, примыкающая к земельному участку А. была смещена по течению реки и некоторая часть ее оказалась придвинутой к берегу, примыкавшему участку В. Произошла акцессия (прирост) – соединение вещей, принадлежавших разным собственникам.

       Каким будет связанное с тем приобретение – первоначальным или производным? Обоснуйте ответ.

Вариант IV.

1. Дайте понятие обязательства. Какова связь между обязательствами и исками. Перечислите условия действительности контрактов.

2. Во всех случаях, когда срок уплаты долга не обозначен в договоре, исполнение надлежит совершить:

а) по усмотрению кредитора;

б) по усмотрению должника;

в) немедленно.

Обоснуйте ответ.

 

3. Дайте классификацию контрактов. Какой договор называли «Римским»? в чем отличие синографа от хирографа. Консенсуальные договоры возникают из простого соглашения сторон. А как расторгаются?

4. Когда образование товарищества требовало генеральной общности имущества товарищей – при образовании товарищества с постоянной целью или только специальной? А может ли быть, что цель не имела в данном случае никакого значения? Дайте развернутый ответ.

5. В каких случаях число свидетелей, удостоверяющих завещание, предписывалось увеличивать (или вызывать нотариуса), а в каких дозволялось уменьшать:

а) при завещании слепого, глухого, немого;

б) во время эпидемии;

в) когда наследодатель назначает своими наследниками всех своих законных наследников, но не в равных долях?

 

6. Древнее римское право запрещало внебрачные связи и обольщение свободных женщин. Распространялось ли это правило на холостяков и вдовцов, когда их конкубинами становились рабыни или вольноотпущенные?

 

 

Методические указания по выполнению контрольных работ студентами ОЗО ЮФ.

 

Работа выполняется по одному из 4-х вариантов. Студенты, фамилии которых начинаются с букв от «А» до «Ж» – I вариант,

                                          «З» по «М» – II вариант,

                                          «Н» по «С» – III вариант,

                                          «Т» по «Я» – IV вариант.

 

Замена вариантов не допускается.

       Студенты должны усвоить основные принципы, источники и институты римского права. В процессе ответов на поставленные вопросы студент должен уметь отграничивать различные виды правоотношений друг от друга, владеть институтами римского права и источниками римского права, иметь представление о мнениях римских юристов по отдельным казусам. Приступая к решению казусов, необходимо выяснить, к какой теме курса он относится и внимательно изучить соответствующий раздел в учебной литературе. Далее необходимо уточнить суть вопроса либо заявленных требований, определить вид правоотношений, установить фактические обстоятельства казуса, дать правовую квалификацию заключение.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: