Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и по­винуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на зем­ле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам ва­шим, и достигнете старости масти­той, в благоденствии дни свои про­водя. Если же кто осуждает или ос­корбляет своих родителей или кля­нет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и роди­телем. Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от свя­тынь, пусть умрет он лютою смер­тью гражданской казни, ибо сказа­но: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, со­общник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и не увидит славы Гос­подней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчестил своих родите­лей. И еще сказал: «Кто насмехает­ся над отцом и укоряет старость матери, — пусть склюют его воро­ны и сожрут орлы!»

Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утеше­нием для родителей, и в день печа­ли спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю Божью и угож­дающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угож­дайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом ук­репит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскуде­ют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряй­те, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери ибо о вас заботились и за вас печа­лились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», — этим ты еще не избавлен от них, ибо не смо­жешь и ты родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду при­мете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.

Похвала мужьям.

 

Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.

Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богат­ства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит бо­гатство. Препоясав туго чресла свои руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служа­нок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на вере­тене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим — не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одеж­ды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочад­цам своим. И потому, когда муж ее будет в собрании вельмож или вос­сядет со знакомыми, которые все­гда почитают его, он мудро бесе­дуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увенчан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благо­словлена Богом, а во-вторых, хва­лят ее и люди. Жена добрая, тру­долюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж та­кую жену хорошую — только благо выносит из дома своего. Благосло­вен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая ца­рица Феодора.

25. Наказ мужу и жене и де­тям, и слугам о том, как следует им жить.

 

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не оби­жать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражни­чать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и по­корным, к средним — дружелюб­ным, к младшим и убогим — при­ветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и осо­бенно в оплате не обижать работ­ника, всякую же обиду с благодар­ностью претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поде­лом поносят и укоряют — согла­шаться и новых безрассудств избе­гать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен ты, уже за это от Бога получишь награду. А домо­чадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Если же небрежением и твоим нерадением сам или жена, наставленьем твоим обделенная, согрешит или зло сотворит перед Богом, или домочадцы твои, муж­чины, женщины, дети твои грех какой совершат, хозяйского на­ставления не имея: ругань, воров­ство или блуд и всякое зло сотво­рят, - все вместе по делам своим примете: зло сотворившие — муку вечную, а хорошо поступишь и ты, и те, кто с тобою — вместе с ними заслужишь вечную жизнь; тебе даже больше награда, ибо не об одном себе старался ты перед Бо­гом, но и всех, кто с тобою, ввел в вечную жизнь.

 

О неправедной жизни

 

Кто живет не по-божески, страха Божия не имеет и отческого преда­ния не хранит, и о церкви Божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слу­шает, совету добрых людей и на­ставлениям не вникает по-божески, чинит неправды всякие и насилие, и чрезмерную наносит обиду и, в долг взяв, его не вернет, истомит волокитой, а незнатного человека во всем изобидит; и если кто по-соседски не отзывчив, или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя, в силу власти своей наклады­вает тяжкие дани и всякие неза­конные налоги, или  чужую ниву распашет, или землю перепахал, луг скосил, и рыбную ловлю при­своил, и боры и перевеси, и места охоты, и другие угодья неправдами и насилием заберет или ограбит и выкрадет, нападет по дороге и на стоянке ограбит, и побьет, и опо­зорит,  опустошит луга и пашню вытопчет, и всячески изобидит, или насильно в рабство продаст, безвинно хитростью и понуждением похолопив; или неправедно судит и неверно расследует дело, или лже­свидетельствует, кающихся не про­щая; или лошадь и иную скотину и любое добро: сады и мельницы, ам­бары и лавки, дворы и другие уго­дья — силой отнимет, а не то так и по дешевке вопреки согласию ку­пит или сутяжничеством отберет, или корчемным доходом и иным хитроумьем или процентами в деньгах и натуре, и от прочих не­праведных поборов разбогатеет; или многие непотребные дела со­вершит: блуд и распутство, и сквернословие, в срамные речи, клятвопреступление, гнев и ярость и злопамятство, с женщиной живет не в законе или на стороне блудит, в содомский впадет грех или дер­жит корчму, ест и пьёт   безудерж­но, до обжорства и опьянения, праздников и поста не соблюдает, всегда пребывает в разгуле; или колдовством занимается и волхвует и зелье варит; или на охоту ходит с собаками и птицами, и с медведя­ми; и творит все, угодное дьяволу, скоморохов с их ремеслами, пляски и игры, песни бесовские любит, и костями, и шахматами увлекается, так вот, если сам господин и дети его и слуги его, и его домочадцы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, уклонившимся не помо­гая, — прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми. Во всех тех запретных делах не помилует Бог, люди же прокля­нут, а обиженные вопиют к Богу; и своей душе погибель, и дому разо­рение. Проклято все такое добро, нет на нем благословения: одевать­ся, есть или пить все, что добыто и получено не по-божески, но бесов­ски — да низвергаются в ад все живые души поступающих так. От подобного изобилия, от плодов та­ковых неугодна Богу и милостыня - ни при жизни, ни после смерти. Если хотите вы избегнуть вечной муки, верните неправедно нажитое награбленных, впредь обещая не поступать так с ними, ибо сказано: «Скор Господь на милость свою: истинно кающихся принимает и даже в великих грехах прощает».

 

О праведном житии.

 

А если кто по-божески живет по заповедям Господним, по отеческо­му преданию и по христианскому закону, то есть если Владыка судит справедливо и нелицемерно и оди­наково всех, богатого и бедного, ближнего и дальнего, известного и неизвестного, — такие, конечно, будут вознаграждены за свои спра­ведливые решения. И слугам своим пусть велит поступать точно так же.

Если же в селах иль в городах кто хорош по-соседски, тот у хри­стиан, у властей и в приказе, спра­ведливых решений в нужное время добьется не силой, не грабежом, не пыткой. Если же не уродилось что и расплатиться нечем, так он не то­ропит. А не то так и у соседа или иного христианина не хватало зер­на — на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет, или налога в казну уплатить нечем, — так нужно помочь ему и ссудить, а ма­ло у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И по­могать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их. Самому господину, и слугам его ни дома, ни на селе, ни на службе, ни в жалованье — ни в каких делах и отнюдь не обделять никого ни в чем: ни пашней, ни землей, ни до­машним каким припасом, ни ско­тиной неправедного стяжания из­бегая.

Благословенным трудом и сред­ствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую пра­ведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от праведных трудов и бла­гих плодов — милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут — без по­кражи, разбоя и грабежа, без по­клепов и лжи, клеветы в обманов; пусть торгуют и промышляют на­житым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому закону и по запове­дям Господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: