Как жить человеку по средствам своим

 

А в повседневном своем хозяй­стве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладовой, и в комнатах, и во всяком дворовом припасе или де­ревенском, и в ремесле, и в прихо­де-расходе, в займах-долгах - все заранее распределить, а потом уж и жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу.

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить, и всякий до­машний обиход и рукоделье вся­кое знать, и слуг учить и самой трудиться.

Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устро­ить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, слюбовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано.

И прежде всего — иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте, как выше уже указано бы­ло. Поднявшись с постели, умыв­шись и помолясь, слугам работу на весь день указать, каждому — свое: кому еду на день готовить, а кому хлебы печь ситные и решетные, — да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлеба скатать да ис­печь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пирога; да знала бы, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут, и сколько чего получится из четвер­ти, из осьмины, из целого решета, и сколько высевков отойдет, и сколько чего испекут, — меру и счет знать во всем.

А еду мясную и рыбную, и вся­кие пироги и блины, различные каши и кисели, любые блюда печь и варить, — все бы сама хозяйка умела, чтобы и слуг научить смогла тому, что знает.

Когда же хлебы пекут, тогда и одежду стирают: так в общей рабо­те и дровам не убыточно; но нужно при том приглядывать, как стирают нарядные рубашки и лучшую оде­жду, и сколько мыла идет, и золы, и на сколько рубашек каждого, да хорошо бы выстирать, прокипятить и начисто выполоскать и высушить, и выкатать скатерти и убрусы, платки и полотенца также; и всему тому счет знать самой, и отдать и взять все сполна, и бело и чисто, а ветхое залатать осторожно, все сгодится — нищим отдать.

А когда пекут хлебы, того же теста   велеть отложить да пироги сделать; и если пшеничный пекут, то из обсевков велеть пирогов на­делать, в скоромные дни со ско­ромной начинкой, какая случится, а в постные дни с кашей или с го­рохом, или с вареньем, или с ре­пой, или с грибами, и с рыжиками, и с капустой, или с чем Бог подаст, - все семье в утешенье. И всякую бы еду, и мясную, и рыбную, и всякое блюдо, скоромное или пост­ное, сама бы хозяйка знала да уме­ла и сготовить, и слуг научить: та­кие хозяйки — домовитые да уме­лые.

И знала бы также, как делать пивной и медовый, и винный, и бражный, и квасной, и уксусный, и кислощенный, и всякий припас по­варской и хлебный, и в чем что го­товить и сколько из чего получится. Если все это хорошая хозяйка знает по строгости и наставлениям мужа, а также по своим способно­стям, то все будет споро и всего будет вдоволь.

А которая женка или девка рукодельна, так то и указать дело: рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или сшить на пяльцах золотом и шелками —  какую из них чему научили, да и это все и доглядеть и заметить. И каждой бы мастерице сама хозяйка отвесила и отмерила пряжи и шелка, золотой и серебряной ткани, и тафты и камчи, и рассчитать, и указать, сколько чего надобно и сколько че­го дать, и выкроить и примерить — самой знать всякое рукоделие. Ма­лых же девок учить, какая к чему пригодна, а замужним женкам, ко­торые черную работу делают, избу топят и хлебы пекут, и белье сти­рают, - тем дают лен прясть, на себя да на мужа и на детей. Оди­нокая женка и девка на хозяина лен прядет, а очески льна - на се­бя, или как придется. Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать чего и сколько чего взять, и сколько че­го кто сделает за день, много ли мало, и сколько из чего получится, — все бы знала сама, и было бы все у нее на счету.

Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что зане­дужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слу­гам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья, — всегда б и сама за де­лом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. И никогда бы слуги не будили хозяйку, но сама хозяй­ка будила бы слуг и, спать ложась после всех трудов, всегда бы моли­лась, тому же уча и слуг.

39. Как жене с мужем совето­ваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать.

 

Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут, и сама где будет, сесть за столом, лучшее платье одеть, да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж - дурно, а жена пья­на и в миру не пригожа. С гостья­ми же беседовать о рукоделии и о домашнем порядке, как хозяйство вести и какими делами заниматься; а чего не знаешь, о том у добрых жен спрашивать вежливо и учтиво, и, кто что укажет, на том низко бить челом. А не то у себя на подворье от какой-нибудь гостьи ус­лышит полезный рассказ, как хо­рошие жены живут и как хозяйст­во ведут, как дом свой устраивают, как детей и слуг учат, и как мужей своих слушаются, с ними совету­ются, и им повинуются во всем, — и то для себя все запомнить. А если чего полезного не знает, о том спрашивать вежливо, а дурных и пересмешных, и блудливых речей не слушать, не говорить о том. Или если в гостях увидит удачный по­рядок, в еде ли, в питье, в иных каких приправах, или какое руко­делье необычное, или где какой домашний порядок хорош, или ка­кая добрая жена, смышленая и ум­ная, и в речах и в беседе, и во вся­ком обхождении, или где слуги ум­ны и вежливы, и рукодельны, и во всяком деле смышлены, — и все то хорошее примечать и всему вни­мать, чего не знает и не умеет, и о том   расспрашивать учтиво и по­слушно, и кто что хорошего скажет и на добро наставит, делу какому научит, — и на том бить челом, и придя домой, обо всем на покое поведать мужу. С такими-то доб­рыми женами хорошо собираться не ради еды и питья, но ради доб­рой беседы и для науки, чтобы са­мой запомнить все впрок, а не пересмешничать ни над чем, и попус­ту не болтать ни о ком. Если же спросят о чем про кого-то, иногда и с пристрастием, то отвечать: «Не ведаю я того, ничего не слыхала и не знаю; и сама о ненужном не спрашиваю, ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях не сплет­ничаю».

48. Как огородом и садом зани­маться.

 

А у которого человека и огоро­дик есть, за тем, кто работает в нем, сам ли хозяин доглядывает, хозяйка ли или тот, кому велено. Прежде всего — с весны укрепить ограду, чтобы в огород ни собаки, ни свиньи, ни куры, — никакая скотина не могла зайти ни с чужо­го двора, ни со своего, тогда ябло­ням и прочим растениям урона нет, а от соседей — упрека: всегда тво­ей скотине ход перекрыт от тебя, а их скотине — к тебе. Так же и двор был бы всюду огорожен креп­ко и тыном заделан, и ворота все­гда прикрыты, а к ночи и заперты. Собак же держать сторожливых, и охраняли бы слуги, да и сам госпо­дин или госпожа послушивают в ночи. Огород же всегда был бы за­перт, а кому велено, тот всегда бы его охранял, приглядывал днем и ночью.

Когда ж по весне гряды копать и навоз класть, так навоз зимой за­пасти, а перед посадкой дынь пар­никовые грядки готовить да всякие семена заводить у себя и, посадив и посеяв разные семена и зерна, вовремя их поливать, укрывать, по­стоянно оберегая от мороза, а яб­лони обрезать, выбирая сушняк, черенки нарезать и делать привив­ку к стволам, и гряды с посевами пропалывать, капусту от червя и от блох беречь и обирать их и стря­хивать. А возле тына, вокруг всего огорода, там, где крапива растет, насеять борща, и с весны варить его для себя почаще: такого на рынке не купишь, а тут всегда есть; и с тем, кто в нужде, поделиться Бога ради, а если борщ разрастает­ся, то и продаст, обменяв на дру­гую заправку. А если насадит ка­пусты и свеклы, и созреет она, то капустные листья варить, а станет капуста свиваться в кочан, да еще и густо, то, один за другим, отсе­кая, листья варить, обломав их, и скотину кормить.

В ту же пору до самой осени, борщ подрезая, сушить и сплетать а пучки, он всегда пригодится — и в этом году, и позднее; и капусту в течение лета всего варить, и свек­лу. По осени же капусту солить, а свекольник готовить и солить огурцы. А летом наслаждение: есть ды­ни, горошек, морковь, огурцы и всякие овощи, а коли послал Бог и больше чего уродилось, то еще и продаст.

Сад же заложить самому, чтобы места от дерева до дерева было по три сажени, а то и больше, яблони тогда растут большими, зерновым и овощам не мешают расти, а как разрастутся густо ветки и под де­ревьями уже ничто не растет, на­сей тогда борщу, все же всегда урожай какой-то. А падалицу с яб­лонь и то, что вызрело из огурцов и дынь и иных плодов, вовремя бы собирать, что съесть самому, а что приберечь, а что и в запас оста­вить, или что засолить, квас поста­вить из яблок и груш или залить их патокой, ягодным или вишневым морсом. А в дешевую пору сушить грибы, грузди солить и рыжики, и все плоды уложить на хранение, а то и продать что, — все бы то было в сохранности. Семена же всякие хорошо выводить самому, ибо от них великая прибыль: на рынке то­го не купишь, а если излишки бу­дут, ты их продашь.

А пошлет Бог какие плоды в тво­ем огороде, сначала нужно собрать их и то, что созрело, прежде все из первых плодов в церковь Божию принести, чтобы их освятили свя­щенники - отпробуют сами и са­довода благословят. Да и к отцу ду­ховному в дом посылать от первин так же, а если большой урожай, то и служителям в церкви послать. И больным, и нищим так же от пра­ведных своих трудов, от благосло­венных плодов. И в сад призывают священников — опять же отпробо­вать и благословить урожай.

А Бог даст на полях — поступа­ют так же: от урожая первины приносят священникам и в Божии церкви, в какие ходят молиться, подают от всего урожая сиротам и больным, по монастырям раздают убогим же боголюбцы.

И тот, кто так поступает — да благословен его дом и сад, и поле, и пашня, и покос, и скотина, и все живое, да удвоит Господь семена плодородные и наполнит Господь его дом благодати различной, и от­пустит грехи, получит прощение он в сем веке и наследует вечную жизнь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: