Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, поскольку в таких ситуациях доступ непосредственно к очагу пожара с любыми огнетушащими средствами ограничен или практически невозможен.
При выборе способа тушения пожара в трюме необходимо учитывать следующие сведения:
а) в отношении огнетушащих средств — правила их использования, регламентированные Правилами МК МПОГ' для груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях;
б) в отношении груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях — его характер и расположение;
в) в отношении состояния аварийного помещения — надежность герметизации люковых закрытий, системы трюмной вентиляции и заглушек палубных вентиляторов.
При тушении пожара в загруженном трюме необходимо предпринять следующие действия:
немедленно прекратить грузовые операции;
немедленно принять меры для выполнения мероприятий по тушению пожара, регламентированных Правилами МК МПОГ для груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях;
|
|
произвести полную герметизацию трюма путем закрытия грузовых люков, раструбов вентиляции и выключения искусственной вентиляции и т.д. или раскрыть трюмы во избежание взрыва (при пожаре таких грузов как, например, нитраты);
· включить стационарную систему пожаротушения (паротушения, жидкостного тушения, газотушения), предусмотренную для конкретного трюма;
· проверить отключение стационарной системы пожаротушения соседних отсеков, не охваченных пожаром — при отсутствии явной угрозы возникновения пожара в этих помещениях;
· усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;
· произвести охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи от очага пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;
· разгрузить, при необходимости, смежные трюмы, не охваченные пожаром.
В особо тяжелых случаях, когда ликвидировать пожар в трюме с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств не представляется возможным, следует затопить трюм. При принятии такого решения (о затоплении) необходимо принять во внимание следующие факторы:
а) влияние принимаемой в трюм (отсек) воды на остойчивость и запас плавучести судна;
б) возможность всплытия горящего груза под палубу;
в) возможность увеличения в объеме (разбухания) некоторых грузов при соприкосновении с водой: это особенно опасно при горении зерновых грузов.
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в загруженных трюмах нужно учитывать следующие особенностигрузов:
большинство перевозимых на судах грузов портится от воздействия воды, пены и пара. Поэтому целесообразно для тушения пожара сначала использовать углекислый газ и другие инертные газы (если применение последних регламентировано Правилами МКМПОГ);
|
|
при возгорании хлопковых очесов и подобных им материалов следует использовать любые огнетушащие средства для объемного тушения, поскольку в таких грузах происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности; это способно вызвать серьезный пожар на большой площади если трюм загружен грузом в ящиках, бочках и т.д., существует возможность проникновения пара в штабеля. Следовательно, пар может быть использован для тушения пожара (если применение пара регламентировано Правилами МК МПОГ).
Тушение пожара нефтепродуктов в грузовых танках.
При пожаре в грузовом танке, загруженном нефтепродуктами, необходимо предпринять следующие действия:
· немедленно прекратить грузовые операции, дегазацию и очистку танков, закрыть клапаны трубопроводов; при необходимости — отсоединить береговые шланги;
· произвести полную герметизацию танка: закрыть все горловины, смотровые лючки и прочие отверстия;
· включить немедленно стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для горящего танка и смежных с ним помещений (грузовых танков). При отсутствии стационарной системыпожаротушения следует заполнить смежные грузовые танки обычными огнетушащими средствами;
· усилить наблюдение за переборками со стороны смежных помещений судна;
· произвести охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи очага пожара и неподалеку от других танков, содержащих нефтепродукты.
Для тушения пожара в танках, которые заполнены нефтепродуктами только частично, можно подавать в них воду, чтобы поднять уровень горящей жидкости — для уменьшения поверхности горения — одновременно проводя охлаждение соседних танков.
Для тушения жидких горючих грузов находящихся в таре, следует применять огнегасительные средства и способы тушения, регламентированные Правилами МК МПОГ.