Правовое положение министерств и государственных комитетов

Министерства и государственные комитеты осуществляют регулирование и государственное управление в определённой отрасли или сфере деятельности и координирующие деятельность в данной отрасли других республиканских органов государственного управления. Все эти органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления. Они подчинены, как правило, Совету министров и действуют на основе законов, актов Президента и Совета министров. В Их образует, реорганизует и упраздняет Президент. Президент также единолично назначает на должности всех министров и председателей госкомитетов.

Однако между этими органами есть существенные различия:

Министерства Государственные комитеты
являются единоначальными органами и, как правило, отраслевыми Председатели руководят, как правило, не отраслью, а сферой управления.
Министр действует без доверенностей, от имени министерства представляет его интересы, распоряжается средствами и имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры. В министерствах имеются совещательные органы, коллегии. Они, как правило, состоят из министра, его заместителей, других руководящих работников министерства. На коллегии рассматриваются наиболее важные или наиболее сложные вопросы деятельности министерства. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами министров.   В их деятельности ярко проявляется сочетание коллегиальности и единоначалия, а именно: вопросы руководства подчинёнными сотрудниками, структурными подразделениями председатель государственного комитета решает единолично, но те вопросы, ради которых был создан государственный комитет, решаются только коллективно на заседаниях коллегии.

 

Местные органы исполнительной власти

Ст. 117, 119, 120, 122 + Закон о местном управлении и самоуправлении.

Местные органы исполнительной власти действуют в пределах конкретных административно-территориальных единиц и образуют единую систему.

Высший уровень: областные и Минский городской исполкомы;

Второй уровень: городские исполкомы (кроме Минска), районные и местные администрации.

Третий уровень: сельские и поселковые исполкомы.


 

Тема 6. Государственные служащие как объекты административного права 


Понятие государственной службы и государственного служащего.

Классификация государственных служащих

Комплектование должностей государственных служащих

Прохождение государственной службы

Прекращение государственной службы

Понятие государственной службы и государственного служащего.

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемую в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций госорганов.

Совокупность правовых норм, регулирующих ГС, включает в себя нормы различных отраслей права. Трудовое право содержит нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках. Финансовое право регулирует должностные оклады служащих. Однако наибольший удельный вес принадлежит нормам АП, которые имеют организационный характер. Они устанавливают порядок поступления на службу, перемещения, увольнения, должностные права и обязанности служащих, меры их поощрения и ответственности.

Понятие «госслужащий» существует в широком и узком смысле слова. В широком смысле под госслужащим понимают лицо, занимающее должность в любой госорганизации (де-факто, бюджетник). В узком смысле под госслужащими понимаются только чиновники госаппарата.

Действие закона о госслужбе распространяется на госслужащих, понимаемых именно в узком смысле слова. Данный закон распространяется на них в той мере, в какой их статус не урегулирован отдельными законодательными актами. К госслужащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование госаппарата. А-П статус госслужащих характеризуется комплексом их прав и обязанностей (по закону о госслужбе ст. 20, 21).

Классификация государственных служащих

В зависимости от характера полномочий госслужащие делятся на должностных лиц и оперативный состав.

Должностные лица – служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчинённых работников. Среди должностных лиц особый статус занимают представители А власти, коими являются должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры А воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (сотрудники милиции, налоговых органов, санстанции, пожарные). 

Оперативный состав (функциональные работники) – служащие, выполняющие работу, непосредственно возложенную на данный орган в качестве специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: