Семинарские занятия по учебной дисциплине
«Методология, теория и методы психологического исследования»
Семинар 1.
План:
1. Разнообразие подходов в определении понятия «методология».
2. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.
3. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.
4. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.
5. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.
6. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
7. Основные характеристики общенаучного уровня психологии.
8. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.
Литература:
1. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115с.
|
|
2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
4. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280с.
5. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
7. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с.
Семинар 2.
Цель: раскрыть особенности познавательной ситуации исследования психики
План:
1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.
2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.
2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
3. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. – 123с.
4. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
|
|
5. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
Семинар 3.
Вопросы:
1. Первые научные революции в XVI - XVIII веках.
2. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
3. Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
4. Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.
3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
4. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 607 с.
5. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
6. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
7. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
9. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
10. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М., 1995.
Семинар 4.
Вопросы:
1. Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.
2. Механицизм в естественных науках.
3. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
4. Механицизм и социальные науки.
5. Механицизм в психологии.
УСРС 1 (4 часа: 2лекц., 2сем.)
Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го – первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.
Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.
Литература:
1. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.
2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
3. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
4. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр "Академия", 2005.
5. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
6. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
Семинар 5.
Вопросы:
1. Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.
2. Методика как конкретизация метода.
3. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования.
4. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований.
5. Частный характер классификаций методов психологического исследования.
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психологические методы. – Л., 1976. – С. 23-25
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин. – СПб.,2000. – 348 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Изд-ский центр «Академия», 2006. – 208 с.
5. Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. - М., 1950. – 130 с.
6. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М., 1982. – 320 с.
|
|
7. Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкова и др. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
Семинар 6.
Вопросы:
1. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков.
2. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
3. Неклассическая методология в естествознании.
4. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.
3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
5. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
6. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
7. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
8. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
9. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
Семинар 7.
1. Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности;
2. концепция ноосферы Вернадского;
3. тектология А.А.Богданова;
4. кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана;
5. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.
УСРС 2 (2 часа: 2 лекц.)
Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.
Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.
|
|
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.
4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.
6. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
7. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.
9. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
10. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
11. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
13. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
14. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
15. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
16. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
Семинар 8.
Вопросы:
1. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.
2. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
3. Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).
4. Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж.Бруннера, Дж.Гинзбурга).
Литература:
1. Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
4. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
5. Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
6. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.
7. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
9. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
10. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
11. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
12. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
14. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.
15. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.
16. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.