УСРС 2 (2 часа: 2 лекц.)

Семинарские занятия по учебной дисциплине

«Методология, теория и методы психологического исследования»

Семинар 1.

План:

1. Разнообразие подходов в определении понятия «методология».

2. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.

3. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.

4. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.

5. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.

6. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.

7. Основные характеристики общенаучного уровня психологии.

8. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.

 

Литература:

1. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115с.

2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

4. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280с.

5. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

7. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с.

 

Семинар 2.

Цель: раскрыть особенности познавательной ситуации исследования психики

План:

1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.

2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.

3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.

4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.

 

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

3. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. – 123с.

4. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

5. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.

6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

 

Семинар 3.

Вопросы:

1. Первые научные революции в XVI - XVIII веках.

2. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).

3. Зарождение позитивистской методологии в научном познании.

4. Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.

3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

4. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 607 с.

5. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.

6. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.

7. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.

8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

9. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.

10. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М., 1995.

Семинар 4.

Вопросы:

1. Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.

2. Механицизм в естественных науках.

3. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.

4. Механицизм и социальные науки.

5. Механицизм в психологии.

УСРС 1 (4 часа: 2лекц., 2сем.)

Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го – первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.

Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

1. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

3. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

4. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр "Академия", 2005.

5. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.

6. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.

 

Семинар 5.

Вопросы:

1. Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.

2. Методика как конкретизация метода.

3. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования.

4. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований.

5. Частный характер классификаций методов психологического исследования.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психологические методы. – Л., 1976. – С. 23-25

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин. – СПб.,2000. – 348 с.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Изд-ский центр «Академия», 2006. – 208 с.

5. Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. - М., 1950. – 130 с.

6. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М., 1982. – 320 с.

7. Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкова и др. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

 

 

Семинар 6.

Вопросы:

1. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков.

2. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).

3. Неклассическая методология в естествознании.

4. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.

3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

5. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

6. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.

7. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.

8. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.

9. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.

 

Семинар 7.

1. Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности;

2. концепция ноосферы Вернадского;

3. тектология А.А.Богданова;

4. кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана;

5. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.

УСРС 2 (2 часа: 2 лекц.)

Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.

Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.

4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.

6. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

7. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.

9. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

10. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.

11. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.

12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.

13. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.

14. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.

15. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

16. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.

 

Семинар 8.

Вопросы:

1. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.

2. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).

3. Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).

4. Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж.Бруннера, Дж.Гинзбурга).

Литература:

1. Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.

3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

4. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.

5. Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.

6. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.

7. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

9. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.

10. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.

11. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

12. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.

14. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.

15. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.

16. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: