УСРС 3 (2 часа: 2семин.)

Цель: анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го - начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии.

Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

1. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.

2. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

3. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

4. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.

5. Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.

6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.

7. Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.

8. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.

9. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

10. Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.

11. Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.

12. Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.

13. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.

14. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.

15. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.

16. Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5. 

Семинар 9.

Вопросы:

1. Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.

2. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.

3. Современные подходы к созданию объективного метода.

Литература:

1. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.

2. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125.

 

Семинар 10.

Вопросы:

1. Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.

2. Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.

3. Критерии нормальности в бихевиоризме.

4. Критерии нормальности в психодинамическом направлении.

5. Критерии нормальности в гуманистической психологии.

Литература:

1. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001.

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, - 256с.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1984.

Семинар 11.

Вопросы:

1. основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;

2. основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;

3. общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах.

Литература:

1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.

3. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века. - М.: Наука, 1979. - С. 128-135.

4. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100.

 

Семинар 12.

Вопросы:

1. Понятие об уровнях исследования в психологии.

2. Эмпирический уровень исследования в психологии.

3. Теоретический уровень исследования.

4. Метатеоретический уровень исследования.

5. Виды психологических исследований: корреляционные исследования;

6. Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы;

7. Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы;

8. Виды психологических исследований: качественные исследования.

Литература:

1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.

3. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

5. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.

6. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.

7. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.

 

Семинар 13.

Вопросы:

1. этапы психологического исследования;

2. постановка проблемы исследования;

3. выдвижение и обоснование гипотезы исследования;

4. планирование исследования;

5. сбор данных;

6. обработка данных;

7. интерпретация полученных результатов;

8. выводы и включение результатов в систему научных знаний.

9. Структура исследовательской работы;

10. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;

11. Структура и содержание основной части исследования.

12. Этические нормы психолога-исследователя.

Литература:

1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

3. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.

4. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.

5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: