Цель: анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го - начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии.
Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.
Литература:
1. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.
2. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
3. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
4. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.
5. Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
7. Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
|
|
8. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
9. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
10. Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
11. Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
12. Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.
13. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
14. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
15. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.
16. Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.
Семинар 9.
Вопросы:
1. Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.
2. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
3. Современные подходы к созданию объективного метода.
Литература:
1. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.
2. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125.
Семинар 10.
Вопросы:
1. Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.
2. Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.
3. Критерии нормальности в бихевиоризме.
4. Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
|
|
5. Критерии нормальности в гуманистической психологии.
Литература:
1. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001.
2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, - 256с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1984.
Семинар 11.
Вопросы:
1. основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;
2. основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;
3. общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах.
Литература:
1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.
2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.
3. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века. - М.: Наука, 1979. - С. 128-135.
4. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100.
Семинар 12.
Вопросы:
1. Понятие об уровнях исследования в психологии.
2. Эмпирический уровень исследования в психологии.
3. Теоретический уровень исследования.
4. Метатеоретический уровень исследования.
5. Виды психологических исследований: корреляционные исследования;
6. Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы;
7. Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы;
8. Виды психологических исследований: качественные исследования.
Литература:
1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.
2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.
3. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
5. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
6. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
7. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.
Семинар 13.
Вопросы:
1. этапы психологического исследования;
2. постановка проблемы исследования;
3. выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
4. планирование исследования;
5. сбор данных;
6. обработка данных;
7. интерпретация полученных результатов;
8. выводы и включение результатов в систему научных знаний.
9. Структура исследовательской работы;
10. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;
11. Структура и содержание основной части исследования.
12. Этические нормы психолога-исследователя.
Литература:
1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
3. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
4. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.