Каковы современные направления развития теории систем и системного анализа?

История развития системных идей.

- Рождение понятия «система» (2500 —2000 гг. до н. э.): Слово «система» появилось в Древней Элладе и означало сочетание, организм, организация, союз. Выражало и некоторые акты деятельности (нечто, поставленное вместе, приведенное в порядок). Связано с формами социально-исторического бытия.

- Тезисы Демокрита (460-370 гг. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э): В античной философии термин «система» характеризовал упорядоченность и целостность естественных объектов, а термин «синтагма» — упорядоченность и целостность искусственных объектов, прежде всего продуктов познавательной деятельности. Именно в этот период был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей.

- Идеи Н. Коперника (1473 — 1543): Новая трактовка системности — в создании гелиоцентрической картины мира. Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца.

- Идеи Г. Галилея (1564 —1642), И. Ньютона(1642 —1727): Галилей и Ньютон выработали определенную концептуальную систему с категориями — вещь и свойства, целое и часть. Вещь трактовалась как сумма отдельных свойств. Отношение выражало воздействие некоего предмета на другой, первый из которых являлся причиной, а второй — следствием.

- Идеи И. Ламберта (1728 —1777): Всякая наука предстает как система, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактоваться как целое.

- Идеи И. Канта (1724 —1804): Кант не только осознал системный характер научного знания, но и превратил эту проблему в методологическую, выявив процедуры системного конструирования знания. Однако он считал, что принципы образования систем являются характеристиками лишь формы, а не содержания знания.

- Идеи И. Фихте (1762 —1814): Фихте поправил И. Канта, считая, что научное знание есть системное целое. Однако он ограничил системность знания систематичностью его формы. Это привело к отождествлению системности научного знания и его систематического изложения, т. е. внимание обращалось не на научное исследование, а на изложение знания.

- Идеи Г. Гегеля (1770 —1831): Гегель исходил из единства содержания и формы знания, тождества мысли и действительности. Трактовал становление системы в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Но отождествляя метод и систему, телеологически истолковывая историю знания, он не смог предложить методологические средства для формирования системных образований.

- М.А. Ампер (1834, 1843): Первым в явной форме поставил вопрос о научном подходе к управлению сложными системами, какой, например, является общество. Выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. «Эту науку я называю кибернетикой от греческого слова k i b e r n h t i k h, обозначавшего сперва искусство управления кораблем, а затем постепенно получившее у греков более широкое значение искусства управления вообще».

- Б.Трентовский - польский философ (1843): Ставил целью построение научных основ практической деятельности руководителя (кибернета). «Применение искусства управления без серьезного изучения соответствующей теории подобно врачеванию без глубокого понимания медицинской науки».

- А.А. Богданов (Малиновский) (1873 – 1928): Идея Богданова состояла в том, что все объекты и процессы имеют определенный уровень организованности. Под организованностью понимается свойство целого быть больше суммы своих частей. Чем больше целое разнится от суммы своих частей, тем больше оно организовано. Основатель тектологии, которая рассматривает все явления как непрерывные процессы организации и дезорганизации.

- Винер Н. (1948): Первоначально определил кибернетику - как науку об управлении и связи в животных и машинах, но в последующем расширяет свои выводы до процессов в обществе.

- наука об управлении сложными динамическими системами (А.И. Берг)

- наука о системах, воспринимающих, хранящих и использующих информацию (А.Н. Колмогоров)

- Людвиг фон Берталанфи (австрийский биолог) (1901-1972): Пытался создать общую теорию систем любой природы на основе структурного сходства законов различных дисциплин. Одним из достижений Л. Берталанфи является введение понятия открытой системы.

Выделил три вида прикладных системных исследований:

1)   Системотехника - изучает вопросы планирования, проектирования и поведения сложных систем различного назначения;

2)   Исследование операций - изучает использование математических методов для обоснования решения во всех областях человеческой деятельности

3)   Инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

Каковы современные направления развития теории систем и системного анализа?

Теория систем: Л. фон Берталанфи, Дж. ван Гиг, М. Месарович, В.Г. Афанасьев, В.С. Тюхтин, В.Н. Садовский, А.И. Уёмов, Ю.А. Урманцев и др.

Системный подход: И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, С.П. Никаноров, Э.Квейд, С. Янг и др.

Системология: И.Б. Новик, В.Т. Кулик, Б.С.Флейшман, Б.Ф.Фомин и др.

Системный анализ: С. Оптнер, Д. Клиланд, В. Кинг, Н.Н. Моисеев, Ю.И. Черняк, Е.П. Голубков, В.Н. Сагатовский, В.З. Ямпольский, С.А. Валуев, В.Н. Волкова, Ю.И. Дегтярев, А.А. Емельянов и др.

Системотехника: Г. Гуд, Р. Макол, Ф.Е. Темников, А. Холл, Г. Честнат, В.В. Дружинин и др.

Информационный подход к анализу систем: А.А.Денисов и др.

Ситуационное моделирование: Д.А. Поспелов, Ю.И. Клыков, Л.С.Болотова и др.

Синергетика: И. Пригожин, Г. Хакен и др.

Кибернетика: Н. Винер, У.Р. Эшби, А.И. Берг, Л.П. Крайзмер, М.Б. Игнатьев, Н.Е. Кобринский, Е.З. Майминас и др.

Исследование операций: У.Черчмен, Р.Акофф, Т.Саати, Е.С.Вентцель и др.

3. Основные принципы системного анализа.

1. требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое или, более жестко, — запрет на рассмотрение системы как простого объединения элементов.

2. признание того, что свойства системы не просто сумма свойств ее элементов. Тем самым постулируется возможность того, что система обладает особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов.

3. Весьма важным атрибутом системы является ее эффективность. Теоретически доказано, что всегда существует функция ценности системы — в виде зависимости ее эффективности от условий построения и функционирования. Кроме того, эта функция ограничена, а значит можно и нужно искать ее максимум. Поиск максимума эффективности системы можно считать третьим основным принципом системного анализа.

4. Четвертый принцип запрещает рассматривать данную систему в отрыве от окружающей ее среды — как автономную, обособленную. Это означает обязательность учета внешних связей или, в более общем виде, требование рассматривать анализируемую систему как часть (подсистему) некоторой более общей системы.

5. Согласившись с необходимостью учета внешней среды, признавая логичность рассмотрения данной системы как части некоторой, большей ее, приходим к пятому принципу СА — возможности (а иногда и необходимости) деления данной системы на части, подсистемы.

Если последние оказываются недостаточно просты для анализа, с ними поступают точно также. Но в процессе такого деления нельзя нарушать предыдущие принципы — пока они соблюдены, деление оправдано, разрешено в том смысле, что гарантирует применимость практических методов, приемов, алгоритмов решения задач системного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: