Типы информационных систем

Рис. 3

Классификация по функциональному признаку

Классификация по признаку структурированности задач

Классификация по методам нового системного проектирования

Классификация по поколениям

Классификация по характеру информации

Классификация по степени автоматизации

Информационных систем

Лекция № _. Классификация

Род Deltavirus

Род Aguabirnavirus

Род Avibirnavirus

Род Aguareovirus

Род Rotavirus

Род Coltivirus

Род Orbivirus

Род Orthoreovirus

Род Spumavirus

Род Lentivirus

Род Epsilonretrovirus

Род Deltaretrovirus

Типичный представитель: вирус лейкоза КРС

Другие виды: Т- лимфотропные вирусы приматов

Типичный представитель: вирус дермальной саркомы окуневых рыб

Другие виды: вирус эпидермальной гиперплазии окуневых рыб 1 и 2

Возможные представители ретровирус змееголовых рыб, вирус гиперплазии окуней

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Семейство Reoviridae

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Семейство Birnaviridae

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

Типичный представитель:

Другие виды:

Возможные представители

План лекции

1. Классификация по степени автоматизации.

2. Классификация ИС по характеру информации.

3. Классификация по поколениям.

4. Классификация по методам нового системного проектирования.

5. Классификация по признаку структурированности задач.

6. Классификация по функциональному признаку.

7. Классификация по классам.

8.Типы информационных систем.

9.Системы обработки данных.

10.Информационные системы управления.

11.Стратегические информационные системы.

12.Корпоративные информационные системы.

Информационные системы можно классифицировать по разным признакам. Так, по степени автоматизации все информационные системы можно разделить на три группы: ручные, автоматизированные и автоматические.

В автоматизированных ИС часть функций управления или обработки данных выполняется автоматически, а часть человеком. В автоматических системах все функции осуществляются техническими средствами без участия человека. Автоматизированные ИС по сфере применения делятся на классы:

1) интегрированные информационные системы (корпоративные, охватывающие весь цикл работ);

2) организационного управления (оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжение);

3) управление технологическими процессами;

4) автоматизированное проектирование (САПР).

По характеру информации автоматизированные ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие. Информационно-решающие системы в свою очередь можно разделить на управляющие и советующие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных (информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах).

Основными причинами существования ИПС являются: большой объем информации; ее недостаточная или чересчур подробная структуризация; широкий тематический профиль информационных массивов.

3.2.Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса — управляющие и советующие системы.

3.3.Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

3.4.Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Автоматизированные системы управления можно классифицировать по поколениям следующим образом.

1. Разработка уникальных систем, работающих только на конкретном предприятии. Они используют индивидуальные модели бизнес-процессов для отдельных предприятий или их типов и плоских файлов (иерархических СУБД).

2. Разработка базовых систем, использующих типовые модели предприятий, плоские файлы и собственные средства разработки класса 4GL.

3. Применение реляционных СУБД (Informix, Ingress и других ведущих производителей Oracle, Sybase), основанных на международных стандартах SQL; отказ от использования индивидуальных средств разработки (применение унифицированных средств, основанных на SQL, включая типовые экранные формы, отчеты и т.д.); переход от идеологии мэйнфреймов к идеологии "клиент - сервер" и распределенным базам данных. Например, базовые системы от фирмы Oracle, ESI /Technology, IFS.

4. Использование возможностей нового поколения реляционных СУБД (перенос типовых функций, процедур, триггеров с уровня приложений на уровень СУБД), средств автоматизации проектирования и программирования (Case) для поддержки электронного проекта на всех этапах его жизненного цикла; дальнейшая стандартизация и специализация бизнес-функций с выделением в самостоятельный прикладной модуль средств поддержки хранилищ данных, OLAP и систем поддержки принятия решений; использование GUL, включая WEB-интерфейс. Например, новые разработки фирм Decade Financials и Alcie, полностью построенные на Designer/2000 и Developer/2000, новые версии ERP систем от ORACLE, ESI/Technology, IFS. Начали появляться отечественные разработки, например, система К*3 фирмы "Босс-корпорация".

5. Дальнейшая типизация метаданных, логических структур и описаний бизнес-функций на основе стандартов STEP и CORBA (включая UML). Выделение независимых объектно-ориентированных подсистем управления данными о продукции, а также технологий, основанных на стандартах STEP и CORBA. Создание репозитария (хранилища метаданных) стандартных компонентов бизнес-объектов и функций для сборки прикладных систем и их перекомпоновки (реинжиниринга бизнес-процессов). Выделение независимых объектно-ориентированных подсистем сервисного обслуживания и администрирования, основанных на идеологии ORB и DCOM. Использование корпоративных и глобальных сетей для создания "виртуальных" производств и предприятий.

С точки зрения применения методов нового системного проектирования, ИС можно разделить:

1) на общеуправленческие ИС (MIS - Management Information System и EIS - Executive Information System);

2) специализированные по отраслям производства ИС, например банковские, учетные и управленческие системы, системы управления дискретным промышленным производством, системы профилактической и режимной деятельности органов МВД и др.;

3) специализированные по видам деятельности ИС, например управление работой склада, система маркетинговых исследований, аналитическая система для работы на фондовом рынке и др.;

4) адаптивные универсальные ИС по применяемым методам обработки информации, например электронный архив, корпоративная система управления процессом выполнения офисных работ, система статистических расчетов и др.

По признаку структурированности задач информационные системы делятся:

§ на структурированные (задачи, в которых известны все элементы и взаимосвязи между ними). Для них характерна полная автоматизация решения;

§ неструктурированные или частично структурированные (задачи, в которых невозможно выделить элементы и установить между ними связь). Они делятся в свою очередь:

1) на создающие управленческие отчеты, предоставляющие доступ к информации в базе данных и осуществляющие частичную обработку;

2) разрабатывающие альтернативные решения:

а) модельные, предоставляющие математические, статистические, финансовые и другие модели, что значительно облегчает выработку и оценку альтернатив решения;

б) экспертные, обеспечивающие выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Вначале создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив. Если ситуация не соответствует ни одной типовой альтернативе, то создаются альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

По функциональному признаку ИС могут делиться:

1) на производственные системы (управление запасами, управление производственным процессом, компьютерный инжиниринг и др.);

2) системы маркетинга;

3) финансовые и учетные системы;

4) системы кадров и пр.

Эти системы могут быть разделены на три следующих уровня.

1. Оперативный (операционный) уровень. К нему относятся бухгалтерский учет, учет банковских депозитов, обработка заказов, регистрация авиабилетов, выплата зарплаты и др.

2. Функциональный (тактический) уровень. К нему относятся системы специалистов:

а) информационные системы офисной автоматизации;

б) информационные системы обработки знаний;

в) информационные системы для менеджеров среднего звена: мониторинг, постоянное слежение, контроль, принятие решений, администрирование.

ИС для менеджеров среднего звена можно разделить:

а) на управленческие системы (для менеджмента);

б) системы поддержки принятия решений.

ИС офисной автоматизации используются работниками любого организационного уровня благодаря простоте и многопрофильности. Наиболее часто их применяют для обработки данных работники средней квалификации. Это упрощает канцелярский труд и повышает эффективность работы. Характеристеки управленческих систем:

§ используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями;

§ ориентированы на контроль, отчетность, принятие решений по оперативной обстановке;

§ имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.

Характеристики систем поддержки принятия решений:

§ обеспечивают решение систем, функционирование которых трудно прогнозировать;

§ оснащаются сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;

§ позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;

§ отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по нескольку раз в день;

§ имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

3. Стратегический уровень. К нему относятся компьютерные информационные системы, обеспечивающие поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Они помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы.

Сегодня в условиях быстрого развития ВТ и прикладного программного обеспечения сложность ИС резко возрастает. Появляются новые концепции, технологии, архитектурные решения построения ИС. Совершается переход от статичной, централизованной информационной структуры ИС к динамичной, гибкой, основанной на распределенности систем получения и обработки информации.

Классификация по классам

Специфика решаемых с помощью ИС задач, различная сложность их создания, модификации, сопровождения, интеграция с другими ИС и тому подобное, позволяют разделить ИС на следующие классы:

1) локальные ИС;

2) малые интегрированные ИС;

3) средние интегрированные ИС;

4) крупные интегрированные ИС (корпоративные системы - системы уровня федеральных организаций).

Локальные системы подойдут к малым предприятиям, торговым фирмам и компаниям, предоставляющим услуги, где нет процесса производства или он не сложен.

Малые интегрированные системы подойдут для небольших предприятий. Такие системы характеризуются следующими признаками:

1) непродолжительный жизненный цикл;

2) ориентация на массовое использование;

3) невысокая цена;

4) практическое отсутствие средств аналитической обработки данных;

5) отсутствие возможности незначительной модификации без участия разработчиков;

6) использование в основном настольных СУБД (Clarion, FoxPro, Clipper, Paradox, Access и др.);

7) однородность аппаратного и системного программного обеспечения (широкое использование в качестве аппаратного обеспечения недорогих персональных компьютеров);

8) практическое отсутствие средств обеспечения безопасности и т.д.

Для малых и средних производственных предприятий с небольшим количеством юридических лиц и взаимосвязей наиболее эффективны средние интегрированные системы или простые конфигурации интегрированных систем.

Основными признаками средних систем являются:

1) длительный жизненный цикл (возможность роста до крупных систем);

2) наличие аналитической обработки данных;

3) наличие штата сотрудников, осуществляющих функции администрирования аппаратных и программных средств;

4) наличие средств обеспечения безопасности;

5) тесное взаимодействие с фирмами - разработчиками программного обеспечения по вопросам сопровождения компонентов ИС и т.д.

Для крупных холдинговых структур, финансово-промышленных групп, управляющих компаний, для которых первостепенное значение имеют управление сложными финансовыми потоками и трансфертными ценами, консолидация информации, во многих случаях скорее подойдут крупные интегрированные системы. Эти системы способны решить проблемы управления производством и могут удовлетворить весь комплекс требований крупного холдинга.

Характерными признаками корпоративных систем являются:

1) длительный жизненный цикл;

2) миграция унаследованных систем;

3) разнообразие используемого аппаратного обеспечения, жизненный цикл которого меньше, чем у создаваемой системы;

4) разнообразие используемого программного обеспечения;

5) масштабность и сложность решаемых задач;

6) пересечение множества различных предметных областей;

7) ориентация на аналитическую обработку данных;

8) территориальная распределенность, что особенно характерно для России, и др.

Для автоматизации гигантских предприятий в мировой практике часто используются крупные, средние и даже мелкие интегрированные системы в комплексе, когда на уровне управления всей структурой работает Sap/R3, а производственные компании пользуются пакетами среднего класса. Создание электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между системами и позволяет избежать двойного ввода данных.

Классификация рынка информационных систем показана на рис. 3.

  Локальные системы Малые интегрированные системы Средние интегрирован-ные системы Крупные интегрированные системы
Представители 1С БЭСТ Инотек ИнФин Инфософт Суперменеджер Турбобухгалтер Инфобухгалтер и т.д. (> 100 систем) Concorde XAL Exact NS - 2000 Platinum Pro/MIS Scala Sun Systems Босс-корпорация Галактика/Парус Ресурс Эталон JD Edwards (Robertson & Blums) MFG - Pro (QAQ / BMS) Syteline (Сокап/Symix) SAP/R3 (SAP AG) Baan (Baan) BPCS(ITS/SSA) Oracle Applications (Oracle)

Все указанные системы можно разделить на две группы: финансово-управленческие и производственные.

Финансово-управленческие системы включают в себя подклассы локальных и малых интегральных систем и предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, оклады, учет кадров и др.). Этими системами может воспользоваться любое предприятие. Цикл внедрения их невелик, можно самим установить купленную программу на ПК. Финансово-управленческие системы (особенно системы российских разработчиков) более гибкие, адаптируются к нуждам конкретного предприятия. Часто предлагаются "конструкторы", можно (даже самостоятельно) полностью перекроить исходную систему, установив связи между таблицами баз данных или отдельными модулями.

Производственные системы включают в себя подклассы средних и крупных систем и предназначены для планирования производственного процесса и управления им. Учетные функции играют вспомогательную роль, не выделены в отдельный модуль, но хорошо проработаны, и информация поступает в бухгалтерию из других модулей.

Производственные системы сложные, и на их внедрение уходит от шести месяцев до двух лет и более, так как система покрывает потребности всего предприятия и требует совместных усилий как поставщиков программного обеспечения, так и сотрудников предприятия. Они ориентированы на одну или несколько отраслей или типов производства и по многим параметрам более жесткие, чем финансово-управленческие. Предприятие должно работать как хорошо отлаженные часы, где механизмом управления является планирование в сочетании с оптимальным управлением производственными процессами. Система дает взаимоувязанную картину работы предприятия: планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и т.д.

Все производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных, и в большинстве используется технология "клиент - сервер".

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: оперативный (операционный); функциональный (тактический); стратегический (рис. 4).

Уровни управления определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления необходим для ее решения. Однако более простых задач, требующих немедленного решения, возникает значительно больше, и поэтому уровень управления для них должен быть низким, где принимаются решения оперативно. При этом необходимо учитывать динамику реализации принимаемых решений, т.е. рассматривать временной фактор управления.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: