Регулируемые — это цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, которую устанавливает государство. Такие цены устанавливаются государством, например, на ведущие виды сырья, топлива; магистральный транспорт; связь; продукцию социального значения и др.
Свободные (рыночные) — это цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства. Однако остается косвенное воздействие государства на цены. Так, государство и устанавливает, и меняет ставки косвенных налогов.
Этапы ценообразования
Ценообразование — это основа ценовой политики и представляет собой сложный процесс, в котором традиционно выделяют следующие этапы:
• выбор цены;
• определение спроса;
• оценка издержек;
• анализ цен и товаров конкурентов;
• выбор метода ценообразования;
• установление окончательной цены.
Выбор цены в зависимости от внутренних возможностей предприятия и от рыночной ситуации осуществляется в соответствии с вышеразобранными основными вариантами: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства и т.д.
|
|
Определение спроса — это следующий этап ценообразования, который характерен сложностью решения поставленной задачи: оценить спрос значительно труднее, чем издержки производителя.
Из экономической теории известна обратная зависимость цены и спроса: чем ниже цена, тем выше спрос и чем выше цена, тем ниже спрос. Однако на отдельные товары, чаще всего на престижные, спрос может возрастать при увеличении цены, так как потребители будут считать, что более высокая цена соответствует более высокому качеству.
Следующий этап ценообразования — оценка издержек производства, которые определяют минимальную цену товара.
Предприятие обычно стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая определенную величину прибыли.
Другой этап— анализ цен и товаров конкурентов.
Для определения диапазона изменения цены (между верхним значением — определяется спросом, и нижним значением — определяется издержками) следует учесть влияние цены конкурентов и их рыночные реакции.
Предпоследний этап — выбор метода ценообразования. На основе анализа предыдущих этапов ценообразования можно сделать вывод, что на уровень цены оказывают влияние три основных фактора:
• издержки производства (себестоимость) определяют минимально возможный уровень цены;
• покупатели формируют спрос и определяют верхний уровень цены;
• цены конкурентов определяют диапазон изменения цены.
Последний этап — установление окончательной цены, что обуславливается выбором метода ценообразования.