Экономическое содержание, виды и методы определения прибыли предприятия

Прибыль является одним из важнейших экономических по­казателей успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Прибыль — конечный финансовый результат предприниматель­ской деятельности. В условиях рыночных отношений это превра­щенная форма прибавочной стоимости.

По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для обще­ства трудом работников материального производства. Источни­ком образования прибавочного продукта является прибавочный труд.

В настоящее время изучение содержания прибыли продолжа­ется и ведется на микро- и макроэкономическом уровне.

На микроэкономическом уровне рассматривается вопрос фор­мирования прибыли в рамках предприятия, а на макроэкономи­ческом — выявляется роль прибыли в доходе страны.

Таким образом, с одной стороны прибыль можно рассматри­вать как экономическую категорию, выражающую определен­ные производственные экономические отношения, а с другой - как часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной экономической жизни прибыль может принимать фор­му денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресур­сов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связа­ны с национальным регулированием экономики.

В науке до сих пор нет единого мнения, что относить к функ­циям прибыли. Как правило, выделяют две функции:

1) прибыль как мера эффективности общественного производ­ства;

2) прибыль как стимул.

Функция прибыли как меры эффективности производства зак­лючается в том, что прибыль является стандартом успешной ра­боты предприятия.

Стимулирующая функция обусловлена тем, что прибыль не только позволяет получать личный доход участникам предпри­нимательской деятельности, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капиталов, а, следо­вательно, повышает возможности предприятия в производствен­ной, сбытовой, научно-технической, внешнеэкономической и др. деятельности. За счет прибыли осуществляются мероприятия по социальному развитию предприятия, в т. ч. увеличению фонда оплаты труда его работников.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

При формировании прибыли устанавливаются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия. В соответствии с российским законодательством, и, в частности, 25 главой Налогового кодекса РФ, прибылью признается до­ход, полученный организацией, уменьшенный на величину про­изведенных расходов.

Определение конечных финансовых результатов непосредствен­но связано с определением выручки.

Выручку от продаж определяют, исходя из объема реализа­ции продукции, товаров, работ, услуг и применяемых цен (тари­фов) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогич­ных платежей.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, качество произведенной продукции, уровень себестоимости. Поэтому важная задача каждого хозяй­ствующего субъекта — получить больше прибыли при наимень­ших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использова­ния.

В современной литературе выделяют несколько видов прибыли: валовая (общая) прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль (экономическая), бухгалтерская прибыль, маржинальная прибыль, прибыль налогооблагаемая, прибыль от обычной дея­тельности.

Под валовой прибылью понимают выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Валовая прибыль = выручка — себестоимость реализованной продукции.

Чистая прибыль (убыток) представляет собой конечный фи­нансовый результат, выявленный за определенный период за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Для целей финансового анализа чистая прибыль (убыток) рассчитывается путем сложения финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

П=Под+ЧД-ЧР,                                                                                                                    (34),

где Под — прибыль от обычной деятельности;

ЧД — чрезвычайные доходы;

ЧР — чрезвычайные расходы.

Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций и оценки статей бухгалтерского баланса. Она определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы.

Маржинальная прибыль (доход) — это экономический пока­затель, отражающий превышение выручки от продаж над пере­менными затратами на производство продукции, которое позво­ляет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Дру­гими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с посто­янными затратами понимается как маржинальный доход пред­приятия.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализа­ции продукции, товаров, услуг, работ (прибыль от продаж).

Прибыль от продаж определяется путем вычитания из ва­ловой прибыли коммерческих и управленческих расходов:

Пп = Пв - Кр - Ур,                                                                                                                   (35),

где Пв валовая прибыль;

К — коммерческие расходы предприятия;

У — управленческие расходы предприятия.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приво­дит к увеличению прибыли и улучшению финансового состоя­ния предприятия. Рост объема реализации убыточной продук­ции уменьшает сумму прибыли.

Общий объем прибыли предприятия представляет собой вало­вую прибыль.

Валовая прибыль является одной из разновидностей финан­сового результата.

Финансовый результат — конечный итог хозяйственной дея­тельности, который выражается в виде валовой прибыли или убытка от совершения различных хозяйственных операций.

На величину валовой прибыли оказывает влияние совокуп­ность многих факторов как зависящих, так и не зависящих от предприятия.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятель­ности предприятия, являются рост объема производимой продук­ции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себесто­имости, повышение качества, улучшение ассортимента, повыше­ние эффективности использования основного капитала, рост про­изводительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, от­носятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, гео­графических и других условий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow