Прибыль является одним из важнейших экономических показателей успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Прибыль — конечный финансовый результат предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений это превращенная форма прибавочной стоимости.
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является прибавочный труд.
В настоящее время изучение содержания прибыли продолжается и ведется на микро- и макроэкономическом уровне.
На микроэкономическом уровне рассматривается вопрос формирования прибыли в рамках предприятия, а на макроэкономическом — выявляется роль прибыли в доходе страны.
Таким образом, с одной стороны прибыль можно рассматривать как экономическую категорию, выражающую определенные производственные экономические отношения, а с другой - как часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики.
В науке до сих пор нет единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две функции:
1) прибыль как мера эффективности общественного производства;
2) прибыль как стимул.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что прибыль является стандартом успешной работы предприятия.
Стимулирующая функция обусловлена тем, что прибыль не только позволяет получать личный доход участникам предпринимательской деятельности, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капиталов, а, следовательно, повышает возможности предприятия в производственной, сбытовой, научно-технической, внешнеэкономической и др. деятельности. За счет прибыли осуществляются мероприятия по социальному развитию предприятия, в т. ч. увеличению фонда оплаты труда его работников.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
При формировании прибыли устанавливаются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия. В соответствии с российским законодательством, и, в частности, 25 главой Налогового кодекса РФ, прибылью признается доход, полученный организацией, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Определение конечных финансовых результатов непосредственно связано с определением выручки.
Выручку от продаж определяют, исходя из объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и применяемых цен (тарифов) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, качество произведенной продукции, уровень себестоимости. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
В современной литературе выделяют несколько видов прибыли: валовая (общая) прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль (экономическая), бухгалтерская прибыль, маржинальная прибыль, прибыль налогооблагаемая, прибыль от обычной деятельности.
Под валовой прибылью понимают выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Валовая прибыль = выручка — себестоимость реализованной продукции.
Чистая прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Для целей финансового анализа чистая прибыль (убыток) рассчитывается путем сложения финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.
П=Под+ЧД-ЧР, (34),
где Под — прибыль от обычной деятельности;
ЧД — чрезвычайные доходы;
ЧР — чрезвычайные расходы.
Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций и оценки статей бухгалтерского баланса. Она определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы.
Маржинальная прибыль (доход) — это экономический показатель, отражающий превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Другими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, товаров, услуг, работ (прибыль от продаж).
Прибыль от продаж определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов:
Пп = Пв - Кр - Ур, (35),
где Пв — валовая прибыль;
К — коммерческие расходы предприятия;
У — управленческие расходы предприятия.
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции уменьшает сумму прибыли.
Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль.
Валовая прибыль является одной из разновидностей финансового результата.
Финансовый результат — конечный итог хозяйственной деятельности, который выражается в виде валовой прибыли или убытка от совершения различных хозяйственных операций.
На величину валовой прибыли оказывает влияние совокупность многих факторов как зависящих, так и не зависящих от предприятия.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других условий.