1. Подносы с песком
Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7 см (часто используются другие пропорции, например, 50x70x8 см или 49x70x10 см). Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п.).
- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п.), храмы различных религий.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.
- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
- Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.).
- Транспортные средства (наземные, водные, воздушные).
- Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота.
- «Мультяшные» персонажи.
- Маски.
- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
- Зеркала.
- Ритуальные предметы.
- Миниатюрные часы, весы, маятник.
- Ларцы, коробочки.
- Миниатюрные музыкальные инструменты.
- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
Фотоаппарат, набор фотопленок.
Процесс песочной терапии
1. Демонстрация песочницы.
2. Демонстрация коллекции фигурок.
3. Построение песочной картины.
4. Обсуждение песочной картины.
В среднем, классический процесс индивидуальной песочной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста "художника"). Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
Индивидуальная форма
В протоколе фиксируется выбор игрушек, схематично зарисовывается ландшафт, помечается расположение фигурок на песочном листе.
Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа делится на три части: левую, центральную, правую. Если Ваш пациент — левша – наоборот.
Объекты ландшафта и фигурки с ЛЕВОЙ части песочного листа, символизируют процессы, желания, события уже ПРОЖИТЫЕ, остающиеся в прошлом, а также имеющийся ОПЫТ, взаимоотношения с матерью, ситуацию в семье, дома, эмоционально-чувственную сферу жизни нашего пациента.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ часть песочного листа символизирует АКТУАЛЬНОЕ НАСТОЯЩЕЕ. Фигурки и объекты ландшафта, расположенные в центральной части, отражают состояние пациента "здесь и сейчас": что для него важно, беспокоит, радует и пр.
ПРАВАЯ часть символизирует ЯНЬ-ские процессы внутреннего мира. То, что оказывается в правой части, расскажет нам о будущем, социальной ориентации, социализации, образе будущего, взаимоотношениях с отцом, с друзьями, сослуживцами и пр. Это могут быть потенциальные нереализованные, еще не прожитые, планы, ситуации, взаимоотношения. А также опасения и тревоги, связанные с будущим.
Кроме этого, мы разделим песочный лист по горизонтали: на ВЕРХНЮЮ и НИЖНЮЮ части.
Фигурки и объекты ландшафта, смещенные к ВЕРХУ, будут описывать процессы иррациональные, фантазийные, надежды, прежние ассоциации, актуальные мысли, образы будущего и пр.
То, что смещено к НИЖНЕЙ части, отражает сферу реальной деятельности, нечто сделанное или воплощаемое.
Особенно важно зафиксировать фигурку, которая появляется на песочном листе ПЕРВОЙ (не обязательно первой в песочнице окажется игрушка, выбранная первой из коллекции фигурок). Как правило, она символизирует образ, на который осуществлен перенос ЭГО, с которым бессознательно идентифицирует себя человек. Местоположение первой фигурки на песочном листе укажет нам положение "точки эго" в пространстве внутреннего мира нашего пациента. Где находится "точка самоосознавания": в прошлом, настоящем или будущем?
Для удобства нами введена "дробная" запись: в числителе — порядковый номер выбора фигурки из коллекции, в знаменателе — очередность появления фигурки на песочном листе.
Например, обозначение 3/1 — означает, что фигурка под номером 3 появилась первой на песочном листе. 1/2 — фигурка под номером 1 появилась второй и т.д
Иногда фигурки закапывают. В этом случае рядом с цифровой записью нужно поставить значок стрелка вниз. Закопанные в песок предметы символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках важно подробно расспросить пациента: что это, по каким правилам живет, почему закопано и пр.
Символизм ландшафта песочной картины.
Типичными атрибутами ландшафта являются:
1) водоемы — ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;
2) отдельные фрагменты суши внутри или около водоема — мыс, коса, остров;
3) равнины — пустыни, долины, сады, леса;
4) возвышенности — холмы, курганы, сопки, горы;
5) естественные природные углубления — пещеры;
6) связующие элементы — мосты, тоннели, дороги, тропинки.
Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало человека. Если в картине доминирует водная стихия, можно говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или о его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая и в ней нет злобных персонажей). Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественным и природосообразным.
Другая ситуация, если в песочной композиции отсутствует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.
Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируя центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Относительно рек может оказаться важным знание направления их течения. В какую сторону течет река: слева Направо (из прошлого в будущее) или справа налево (из будущего в прошлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплощение) или снизу вверх (от действия к его осознанию).
Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксированное место в картине. Поэтому для нас особенно интересно их пространственное положение.
Водоемы могут способствовать формированию отдельных фрагментов суши, наиболее интересными из которых являются острова. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязвимые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, что это место их уединения. В основной части картины они вынуждены постоянно с кем-то взаимодействовать, суетиться, соответствовать, поэтому наступает момент, когда надо сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную для реализации, с точки зрения автора композиции, мечту. На остров может быть «выселена» некая травматическая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессознательного.
Горы и другие возвышенности, проявленные на песочном листе, символизируют бессознательные тенденции к самоутверждению, реализации. Фигурки, оказавшиеся на возвышенности, имеют особую значимость для автора картины.
Бывает, что горы и реки разделяют песочную картину на две и более частей. Это может символизировать разные аспекты личности, "автономные" внутренние миры, ряд жизненных ситуаций, которыми озабочен автор картины.
Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей, чуточку приближая к богам.
Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».
Горы также символизируют стремление человека к социальной самореализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях.
Гора является почти традиционным символом в картине молодого мужчины, и она — отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу.
Особое место в ландшафте занимают пещеры как земные, так и водные. Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна. Тайна пещер, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает. С другой стороны, пугает.
В песочных композициях довольно часто в пещерах живет некий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пещера является носителем Тайны.
Иногда в пещерах «прячутся» психотравматические, вытесненные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сложен мусор или живет злобный персонаж. Особый акцент на пещерах (земных и водных) в песочных композициях, авторами которых являются женщины, часто становится указанием бессознательного на гинекологические проблемы.
Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.
Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, 2
страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.
Условно можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:
1) динамичные;
2) статичные;
3) смешанные.
Вопросы:
• что это за мир, Сказочная страна?
• какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (важно подробно расспросить о каждой фигурке)?
• в каких взаимоотношениях они находятся между собой?
• всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?
• какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
Групповая форма
Групповая форма сказкотерапевтической песочной терапии предполагает проективную психологическую диагностику системы межличностных отношений в группе, исследование совместимости ее членов и стиля взаимодействия, а так же коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).
Психотерапевтическая группа - 4 человека (по количеству сторон в песочнице). Если пациенты сложные (агрессивные, гиперактивные дети и пр.), — Вы будете четвертым.
На групповых занятиях в Протоколе фиксируется стиль поведения участников сеанса.
Организация занятия
Участникам группы дается следующая инструкция: "Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую Сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны".
Когда участники группы выберут фигурки, можно предложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди.
"Каждый Волшебник создавал свой кусочек Сказочной страны, стараясь не мешать другому иделать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом".
Или: "Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, чтосчитал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга".