Оснащение кабинета песочной терапии

1. Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7 см (часто используются другие пропорции, например, 50x70x8 см или 49x70x10 см). Один из подносов ис­пользуется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внут­ренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирую­щий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь беже­вый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он дол­жен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мел­ким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был при­ятен на ощупь.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различ­ной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персона­жи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.

- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторичес­кие представители фауны, фантастические животные (еди­норог, грифон, пегас и т. п.).

- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вок­залы, больницы, школы и т. п.), храмы различных религий.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья, кусты, цветы и другие растения.

- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засу­шенные цветы.

- Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.).

- Транспортные средства (наземные, водные, воздушные).

- Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота.

- «Мультяшные» персонажи.

- Маски.

- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.

- Зеркала.

- Ритуальные предметы.

- Миниатюрные часы, весы, маятник.

- Ларцы, коробочки.

- Миниатюрные музыкальные инструменты.

- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

3. Технические устройства

Фотоаппарат, набор фотопленок.

Процесс песочной терапии

1. Демонстрация песочницы.

2. Демонстрация коллекции фигурок.

3. Построение песочной картины.

4. Обсуждение песочной картины.

В среднем, классический процесс индивидуальной песоч­ной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста "художника"). Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

Индивидуальная форма

В протоколе фиксируется выбор игрушек, схематич­но зарисовывается ландшафт, помечается расположение фигу­рок на песочном листе.

Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа делится на три части: левую, центральную, правую. Если Ваш паци­ент — левша – наоборот.

Объекты ландшафта и фигурки с ЛЕВОЙ части песочного листа, символизируют процессы, желания, события уже ПРОЖИТЫЕ, остающиеся в про­шлом, а также имеющийся ОПЫТ, взаимоотношения с ма­терью, ситуацию в семье, дома, эмоционально-чувственную сферу жизни нашего пациента.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ часть песочного листа символизирует АК­ТУАЛЬНОЕ НАСТОЯЩЕЕ. Фигурки и объекты ландшафта, расположенные в центральной части, отражают состояние пациента "здесь и сейчас": что для него важно, беспокоит, радует и пр.

ПРАВАЯ часть символизирует ЯНЬ-ские процессы внут­реннего мира. То, что оказывается в правой части, расскажет нам о будущем, социальной ориентации, социализации, обра­зе будущего, взаимоотношениях с отцом, с друзьями, сослу­живцами и пр. Это могут быть потенциальные нереализован­ные, еще не прожитые, планы, ситуации, взаимоотношения. А также опасения и тревоги, связанные с будущим.

Кроме этого, мы разделим песочный лист по горизонта­ли: на ВЕРХНЮЮ и НИЖНЮЮ части.

Фигурки и объекты ландшафта, смещенные к ВЕРХУ, будут описывать процессы иррациональные, фантазийные, надежды, прежние ассоциации, актуальные мысли, образы будущего и пр.

То, что смещено к НИЖНЕЙ части, отражает сферу реальной деятельности, нечто сделанное или воплощаемое.

Особенно важно зафиксировать фигурку, которая появля­ется на песочном листе ПЕРВОЙ (не обязательно первой в песочнице окажется игрушка, выбранная первой из коллекции фигурок). Как правило, она символизирует образ, на который осуществлен перенос ЭГО, с которым бессознательно иденти­фицирует себя человек. Местоположение первой фигурки на песочном листе укажет нам положение "точки эго" в про­странстве внутреннего мира нашего пациента. Где находится "точка самоосознавания": в прошлом, настоящем или буду­щем?

Для удобства нами введена "дробная" запись: в числителе — порядковый номер выбора фигурки из коллекции, в знаме­нателе — очередность появления фигурки на песочном листе.

Например, обозначение 3/1 — означает, что фигурка под номером 3 появилась первой на песочном листе. 1/2 — фигурка под номером 1 появилась второй и т.д

Иногда фигурки закапывают. В этом случае рядом с цифровой записью нужно поставить значок стрелка вниз. Закопанные в песок предметы символизируют ВЫТЕСНЯЕ­МОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как сим­волы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках важно подробно расспросить пациента: что это, по каким правилам живет, почему закопано и пр.

Символизм ландшафта песочной картины.

Типичными атрибутами ландшафта являются:

1) водоемы — ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;

2) отдельные фрагменты суши внутри или около водоема — мыс, коса, остров;

3) равнины — пустыни, долины, сады, леса;

4) возвышенности — холмы, курганы, сопки, горы;

5) естественные природные углубления — пещеры;

6) связующие элементы — мосты, тоннели, дороги, тропинки.

Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало человека. Если в картине доминирует водная стихия, мож­но говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или о его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая и в ней нет злобных персона­жей). Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественным и природосообразным.

Другая ситуация, если в песочной композиции отсутствует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональнос­ти. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.

Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко проте­кают транзитом по всей картине, символизируя центральную ма­гистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с авто­номными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Относительно рек может оказаться важным зна­ние направления их течения. В какую сторону течет река: слева Направо (из прошлого в будущее) или справа налево (из будущего в прошлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплощение) или снизу вверх (от действия к его осознанию).

Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксированное ме­сто в картине. Поэтому для нас особенно интересно их простран­ственное положение.

Водоемы могут способствовать формированию отдельных фраг­ментов суши, наиболее интересными из которых являются остро­ва. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязви­мые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, что это место их уединения. В основной части картины они вынужде­ны постоянно с кем-то взаимодействовать, суетиться, соответство­вать, поэтому наступает момент, когда надо сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную для реализации, с точ­ки зрения автора композиции, мечту. На остров может быть «выселена» некая травмати­ческая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессозна­тельного.

Горы и другие возвышенности, проявленные на песоч­ном листе, символизируют бессознательные тенденции к са­моутверждению, реализации. Фигурки, оказавшиеся на воз­вышенности, имеют особую значимость для автора картины.

Бывает, что горы и реки разделяют песочную картину на две и более частей. Это может символизировать разные аспекты личности, "автономные" внутренние миры, ряд жизненных ситуаций, которыми озабочен автор картины.

Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множе­ственную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей, чуточку приближая к богам.

Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над си­туацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».

Горы также символизируют стремление человека к социальной самореализации, утверждению себя в социальных делах и достиже­ниях.

Гора является почти традиционным символом в картине моло­дого мужчины, и она — отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу.

Особое место в ландшафте занимают пещеры как земные, так и водные. Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна. Тайна пещер, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает. С другой стороны, пугает.

В песочных композициях довольно часто в пещерах живет не­кий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пещера является носите­лем Тайны.

Иногда в пещерах «прячутся» психотравматические, вытеснен­ные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сло­жен мусор или живет злобный персонаж. Особый акцент на пеще­рах (земных и водных) в песочных композициях, авторами кото­рых являются женщины, часто становится указанием бессозна­тельного на гинекологические проблемы.

Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины име­ются два и более связанных между собой сюжета. Например, 2

страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:

1) динамичные;

2) статичные;

3) смешанные.

Вопросы:

• что это за мир, Сказочная страна?

• какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (важно под­робно расспросить о каждой фигурке)?

• в каких взаимоотношениях они находятся между собой?

• всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?

• какие события будут происходить в этой стране, что бу­дут герои делать дальше?

Групповая форма

Групповая форма сказкотерапевтической песочной те­рапии предполагает проективную психологическую диагно­стику системы межличностных отношений в группе, исследо­вание совместимости ее членов и стиля взаимодействия, а так же коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).

Психотерапевтическая группа - 4 че­ловека (по количеству сторон в песочнице). Если пациенты сложные (агрессивные, гиперактив­ные дети и пр.), — Вы будете четвертым.

На групповых занятиях в Протоколе фиксируется стиль поведе­ния участников сеанса.

Организация занятия

Участникам группы дается следующая инструкция: "Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в пу­тешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую Сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны".

Когда участники группы выберут фигурки, можно пред­ложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди.

"Каждый Волшебник создавал свой кусочек Ска­зочной страны, стараясь не мешать другому иделать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники ря­дом".

Или: "Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, чтосчитал нужным, следующий Вол­шебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили ска­зочную страну, дополняя друг друга".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: