Техника направленной визуализации

Первый этап. Настройка на визуализацию.

Положение тела в пространстве может быть разным, в зависи­мости от того, какая степень релаксации требуется данному клиен­ту.

Второй этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия

История имеет три части — начало, кульминацию и заверше­ние.

Третий этап. Возвращение из путешествия.

После возвращения в бодрствующее состояние предлагается изоб­разить запомнившиеся ощущения, образы. В процессе изображения возникает состояние рефлексии над материалом воображения.

Четвертый этап. Обсуждение работы. Полезно, опросив всех, почувствовать, что чувствовал каждый.

Рисование

Первый этап: свободная активность перед собственно творчес­ким процессом — непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.

Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодей­ствие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети).

Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое ху­дожественное произведение в удобном для них месте на вертикаль­ной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери).

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Особенности четвертого этапа изобразительной деятельности таковы:

  1. Психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Напри­мер: «Я — картинка».
  2. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.
  3. При необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облег­чить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?».
  4. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися, либо противоположны­ми точками.
  5. Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку, пока ребенок си­дит с закрытыми глазами, ему можно предложить подумать над сле­дующим
  6. Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее ча­сти.
  7. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, «вытекающие» из рисунка.
  1. Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках и обращает особое внимание на этот факт.
  2. Психолог останавливается на тех вещах, которые для ребенка выходят на первый план.
  3. Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением его тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами.

 



СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расши­рения сознания, совершенствования взаимодействия с окружаю­щим миром.

Факторы эффективности сказкотерапии

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития лич­ности ребенка заключается в следующем:

1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

2) отсутствие четких персонификаций;

3) сказки — кладезь жизненного опыта и традиций. Многогранность и многоуровневость хранимой информации. Образность языка;

4) психологическая защищенность;

5) наличие тайны и волшебства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: