Оборудование кабинета игровой терапии

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

 

Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздей­ствия на детей и взрослых с использованием игры.

 

Ф.И. Содержание игровой терапии Вид
М. Кляйн Через игру ребенок выражает бессознательные импуль­сы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Возможность соприкоснуться с бессознательным ребенка. Эго (сознательное Я) ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. Директивная модель
А. Фрейд Во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с ребен­ком эмоциональный контакт.  Во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями и тем самым избежать форми­рования серьезной нервно-психической патологии. Директивная модель
Д. Леви Моделирование в игре определенной, тревожащей, пугающей ре­бенка жизненной ситуации, воссоздание психотравмирующего со­бытия в безопасном пространстве игровой комнаты. ребенок становится «режиссером» разыгрыва­емого события, тем самым его внутренний опыт меняется. Он боль­ше не чувствует себя пассивной жертвой в психотравмирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно. Директивная модель
Ф. Аллен,  Д. Тафт Акцент делается на эмоциональных отношениях меж­ду психологом и ребенком, т.к. именно они обладают исцеляющей силой. Недирективная модель
 К. Роджерс Проис­ходит восстановление нарушенной способности ребенка к само­развитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основной «прием» - безусловное принятие ребенка. Ребенок получает опыт свободного самопроявления — спонтанной игры в присут­ствии взрослого, воспринимающего его безоценочно. Недирективная модель
Т. Зинкевич-Евстигнеева Сказочная игротерапия. Обязательное присутствие сказочного мотива в ин­струкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается к определенной сказке. Директивная модель

 

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и пове­денческих расстройств у детей, в основу которого положен свой­ственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игро­вом процессе.

Основные задачи игровой терапии таковы:

1) облегчение психологического страдания ребенка;

2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства caмоценности;

3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, опти­мизация отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;

5) коррекция и предупреждение деформаций в формирования Я-концепции;

6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Возможности игровой терапии:

1. Предупреждение развития у детей нервно-психических па­тологий (снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим и аутоагрессивных тенденций).

2. Коррекция поведенческих проблем.

3. Развитие творческого потенциала.

Основные правила гуманистической игровой терапии таковы:

1. Психолог развивает теплые, дружеские отношения с ребен­ком. Контакт с ребенком следует устанавливать как можно быстрее.

2. Психолог полностью принимает ребенка таким, какой он есть.

3. Психолог создает условия дозволенности в отношениях, так, чтобы ребенок ощущал себя свободным в полном выраже­нии своих чувств.

4. Психолог готов осознавать чувства, выражаемые ребенком и отражать их так, чтобы ребенок достигал инсайта, понимал свое поведение.

5. Психолог сохраняет глубокое уважение к способности ребен­ка решать свои собственные проблемы, если ему предостав­ляется такая возможность. Ответственность за выбор и за проведение изменений лежит на ребенке.

6. Психолог никоим образом не пытается направлять действия ребенка или его речь. Ребенок — ведущий, психолог следует за ним.

7. Психолог не пытается ускорить ход лечения. Это постепен­ный процесс, и терапевт должен осознавать это.

8. Психолог устанавливает только те ограничения, которые не­обходимы для закрепления эффектов терапии в реальной жизни, и для того, чтобы ребенок осознал меру своей ответ­ственности в их отношениях.

Организация пространства кабинета игровой терапии

Минимальный размер игровой комнаты составляет приблизи­тельно от 9,5 м2 до 14,5 м2.

Желательны 2 зоны:

1.Половина ее пола покрыта линолеумом, что позволит проводить активные, «грязные» упражнения. Небольшая раковина очень полезна в качестве источника воды для ящика с песком, для водной игры, для рисования или просто для мытья рук.

2. Другая половина покрыта ковром и предназначена для спо­койной деятельности, а также рутинной работы, падений и кувыр­ков, которые удобнее выполнять на мягкой поверхности.

Если в игровой комнате есть окна, замените обычное стекло пластиком. Кроме того, окна должны закрываться на щеколды, с которыми может справиться только взрослый человек.

Оборудование кабинета игровой терапии

Кабинет игровой терапии должен быть оснащен следующими материалами:

1) художественные материалы — карандаши, пастель, флома­стеры, краски;

2) бумага разных размеров;

3) куклы, игрушечные солдатики и армейское снаряжение;

4) кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок, изображающих членов семьи (детей разных возрастных групп, папу, маму, бабушку, дедушку), звериную семью, на­пример медведей или зайцев;

5) игрушечные предметы быта: телефоны, посуда, кухонная плита, утюг, холодильник и т.д.;

6) настольные игры;

7) кубики разных размеров;

8) тематические игровые наборы (доктор, парикмахер);

9) машинки, кораблики, паровозики и т. д.

10) музыкальные инструменты, исключая духовые;

11) пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;

12) картонки из-под яиц;

13) губка, полотенце, веревка, лоскутки;

14) клей, прозрачный скотч;

15) разнообразные природные материалы (глина, песок, камуш­ки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев).

 

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Песочная терапия - это невербальная форма психокоррекции, где основной акцент дела­ется на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс пост­роения композиции) и вербальной (рассказ о готовой компози­ции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл ком­позиции) экспрессии клиентов.

Основная цель песочной терапии — достижение клиентом эф­фекта самоисцеления посредством спонтанного творческого вы­ражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и уста­новление качественно нового взаимодействия Эго с глубинным источником психической жизни — целостным Я. В результате про­исходит значительное усиление способности человека к самоде­терминации и саморазвитию.

Основные задачи песочной терапии:

1. Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;

2. Соприкосновение с вытесненным и подавленным материа­лом личного бессознательного, его включение в сознание;

3. Соприкосновение с архетипами коллективного бессознатель­ного, постижение самых таинственных пластов психики;

4. Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и ин­теграция в сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: