ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Ф.И. | Содержание игровой терапии | Вид |
М. Кляйн | Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Возможность соприкоснуться с бессознательным ребенка. Эго (сознательное Я) ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. | Директивная модель |
А. Фрейд | Во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с ребенком эмоциональный контакт. Во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии. | Директивная модель |
Д. Леви | Моделирование в игре определенной, тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации, воссоздание психотравмирующего события в безопасном пространстве игровой комнаты. ребенок становится «режиссером» разыгрываемого события, тем самым его внутренний опыт меняется. Он больше не чувствует себя пассивной жертвой в психотравмирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно. | Директивная модель |
Ф. Аллен, Д. Тафт | Акцент делается на эмоциональных отношениях между психологом и ребенком, т.к. именно они обладают исцеляющей силой. | Недирективная модель |
К. Роджерс | Происходит восстановление нарушенной способности ребенка к саморазвитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основной «прием» - безусловное принятие ребенка. Ребенок получает опыт свободного самопроявления — спонтанной игры в присутствии взрослого, воспринимающего его безоценочно. | Недирективная модель |
Т. Зинкевич-Евстигнеева | Сказочная игротерапия. Обязательное присутствие сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается к определенной сказке. | Директивная модель |
|
|
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
|
|
Основные задачи игровой терапии таковы:
1) облегчение психологического страдания ребенка;
2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства caмоценности;
3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;
4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;
5) коррекция и предупреждение деформаций в формирования Я-концепции;
6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Возможности игровой терапии:
1. Предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим и аутоагрессивных тенденций).
2. Коррекция поведенческих проблем.
3. Развитие творческого потенциала.
Основные правила гуманистической игровой терапии таковы:
1. Психолог развивает теплые, дружеские отношения с ребенком. Контакт с ребенком следует устанавливать как можно быстрее.
2. Психолог полностью принимает ребенка таким, какой он есть.
3. Психолог создает условия дозволенности в отношениях, так, чтобы ребенок ощущал себя свободным в полном выражении своих чувств.
4. Психолог готов осознавать чувства, выражаемые ребенком и отражать их так, чтобы ребенок достигал инсайта, понимал свое поведение.
5. Психолог сохраняет глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы, если ему предоставляется такая возможность. Ответственность за выбор и за проведение изменений лежит на ребенке.
6. Психолог никоим образом не пытается направлять действия ребенка или его речь. Ребенок — ведущий, психолог следует за ним.
7. Психолог не пытается ускорить ход лечения. Это постепенный процесс, и терапевт должен осознавать это.
8. Психолог устанавливает только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов терапии в реальной жизни, и для того, чтобы ребенок осознал меру своей ответственности в их отношениях.
Организация пространства кабинета игровой терапии
Минимальный размер игровой комнаты составляет приблизительно от 9,5 м2 до 14,5 м2.
Желательны 2 зоны:
1.Половина ее пола покрыта линолеумом, что позволит проводить активные, «грязные» упражнения. Небольшая раковина очень полезна в качестве источника воды для ящика с песком, для водной игры, для рисования или просто для мытья рук.
2. Другая половина покрыта ковром и предназначена для спокойной деятельности, а также рутинной работы, падений и кувырков, которые удобнее выполнять на мягкой поверхности.
Если в игровой комнате есть окна, замените обычное стекло пластиком. Кроме того, окна должны закрываться на щеколды, с которыми может справиться только взрослый человек.
Оборудование кабинета игровой терапии
Кабинет игровой терапии должен быть оснащен следующими материалами:
1) художественные материалы — карандаши, пастель, фломастеры, краски;
2) бумага разных размеров;
3) куклы, игрушечные солдатики и армейское снаряжение;
4) кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок, изображающих членов семьи (детей разных возрастных групп, папу, маму, бабушку, дедушку), звериную семью, например медведей или зайцев;
5) игрушечные предметы быта: телефоны, посуда, кухонная плита, утюг, холодильник и т.д.;
6) настольные игры;
7) кубики разных размеров;
8) тематические игровые наборы (доктор, парикмахер);
9) машинки, кораблики, паровозики и т. д.
10) музыкальные инструменты, исключая духовые;
11) пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;
12) картонки из-под яиц;
13) губка, полотенце, веревка, лоскутки;
14) клей, прозрачный скотч;
15) разнообразные природные материалы (глина, песок, камушки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев).
|
|
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.
Песочная терапия - это невербальная форма психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов.
Основная цель песочной терапии — достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественно нового взаимодействия Эго с глубинным источником психической жизни — целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека к самодетерминации и саморазвитию.
Основные задачи песочной терапии:
1. Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;
2. Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание;
3. Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных пластов психики;
4. Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и интеграция в сознание.