1. Анализ сказок
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов. Аналитическое направление представлено в двух формах: исследовательской и терапевтической.
Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми, подростками, взрослыми. Она применяется нами в двух видах:
- библеотерапия;
- решение сказочных задач.
Библеотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимания смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей. Такая форма работы хороша для детей от 5-6 лет, подростков, студентов и взрослых. В качестве психотерапевтического материала мы используем различные художественные сказки, а также психотерапевтические сказки А.В.Гнездилова. Например, для анализа выбирается известная сказка.
|
|
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов.
Решение сказочных задач «открытого типа» служит целям сбора психодиагностического материала, развития творческого мышления и воображения. Она формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать свой жизненный опыт, и не имеет правильного решения. Цель сказочной задачи - простимулировать процесс «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множеством сторон, найти как можно больше потенциальных решений. А так же коррекцию.
Сказочная задача, предлагаемая ребенку, отвечает следующим требованиям:
1. Задачу задает какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник, Страж Сказочных Ворот, Баба-Яга и пр.), в которого перевоплощается ведущий, или кукла (об этом речь пойдет в других направлениях сказкотерапии).
2. Сказочные задачи служат испытаниями.
3. Ситуация не должна иметь "правильного" ответа, который известен только взрослому — ведущему.
4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.
5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему ("зашифрованную" в образном ряде сказки).
6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).
Рассказывание сказок
2.1. Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый.
|
|
2.2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей (или взрослых и подростков).
а) Рассказывание известной всей группе сказки.
б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
в) Групповое придумывание сказки.
г) Рассказывание сказки от 1-го лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально).
Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. Возможно проиграть сказку – драматизация.
Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Прием первый
Придумайте 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у Вас смысловые ассоциации и были из разных областей жизни.
Прием второй
Давайте задумаемся: на какую тему нам интересно было бы поговорить с близким человеком или с самим собой. Если ответ на вопрос не приходит, можно взять за рабочую тему ситуацию, которую вы уже неоднократно "прокручиваете" в своей голове.
Прием третий
Позвольте себе удобно и расслаблено расположиться в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных Вами 10 слов то, которое Вам наиболее интересно, вызывает множественные ассоциации, берет "за живое". Это слово может стать либо темой, либо героем Вашей сказки.
Интерпретация
Основная тема
"О чем эта сказка?" — первый вопрос на этом этапе. Сказки могут быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи, просто о жизни.
Линия главного героя
В процессе сочинения сказки происходит естественная идентификация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации можно выделить ряд моментов:
- отношение главного героя к себе
- мотивы поступков героя
- способы преодоления главным героем трудностей
- восприятие окружающего мира и отношение к нему
- способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.
Актуализированные чувства
Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказывают о внутренних затруднениях и указывают на выход из них.
Образы и символы
Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых "шифрует" уникальное послание бессознательного к нам. В этом смысле, интерпретация сказок тесно связана с интерпретацией сновидений.
И если для выявления архетипического, общего смысла образа необходимо располагать специальными знаниями, то для интерпретации индивидуального значения образа или символа требуется живой экспромт совместно с автором сказки.