В.А.Иванов
(Уфа, БГПУ)
Расселение башкир накануне и в период их вхождения в состав Русского государства (XV- первая половина XVI вв.)
Тема социально-экономической и политической истории башкирских племен в период между распадом Золотой Орды и вхождением башкир в состав Русского государства имеет вполне обширную, хотя и достаточно однообразную историографию. Суть рассуждений исследователей, обращавшихся к этой теме, в основном сводится к освещению социально-политического и экономического положения башкир через призму действия нескольких факторов. Прежде всего - разделения территории башкирских племен между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской Ордой и, второе, распространения социально-политической и административной системы этих государств на башкир. Своеобразной квинтэссенцией подобных подходов и оценок являются вышедшие с небольшой разницей во времени две больших монографии башкирских историков, освещающие историю Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Авторы одной из них считают, что в рассматриваемое время основная часть территории современного Башкортостана была объединена под властью ногайского хана Акназара, установившего здесь «четкие принципы административного деления».[1] Авторы другой, в свою очередь, полагают, что «во второй половине XV- первой половине XVI вв. башкиры находились под властью трех государственных образований. На Башкирию была распространена система феодальной эксплуатации, сложившаяся в Ногайской Орде, Казанском и Сибирском ханствах».[2] Суть расхождений хотя и не значительна, но принципиальна, поскольку в первом случае подразумевается сохранение у башкир, пусть и в подчиненном виде, собственной государственности, якобы сложившейся еще до монгольского нашествия.[3] Во втором – полный распад не только «башкирской государственности», но и того этногеографического образования, которое, как считал Р.Г.Кузеев, сложилось в X в. с центром на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и которое он обозначил понятием «Древняя Башкирия».[4]
В целом же столь широкий диапазон мнений объясняется вполне тривиальной причиной – по периоду XV- первая половина XVI вв. историки практически не имеют ни документальных (письменных), ни вещественных (археологических) материалов. Отсутствие письменных источников объясняется хотя и исторически сложными, но очевидными обстоятельствами: государства, в состав которых попала территория современного Башкортостана и племена, ее населявшие, по своей структуре и характеру представляли собой достаточно рыхлые этнополитические образования с весьма аморфными границами. В пределах этих границ территория современного Башкортостана всегда являлась периферией, объектом социальной эксплуатации и источником ясака. Поэтому в архивах, даже если такие были в средневековой Казани или Искере - столице Сибирского ханства, едва ли можно было бы найти сколько-нибудь подробные сведения о народах и племенах нашего региона, разве только что о размерах налагаемого на них ясака. А потом, обстоятельства, при которых и Казань, и Искер со всеми своими служебными и административными зданиями попали под руку "белого царя", были таковы, что рассчитывать на сохранение хоть каких-нибудь письменных документов просто не приходится.
Что касается археологических материалов по XV-XVI векам, то в их накоплении есть свои сложности, как объективного, так и субъективного порядка. К первым относится утверждение ислама в башкирской этнической культуре и, соответственно, искоренение язычества в погребальном обряде, влекущее за собой нивелировку каких-либо археологических признаков, указывающих на социальную или этническую принадлежность погребенного. Поэтому раскопки средневековых некрополей с точки зрения этнокультурной истории не перспективны. А раскопки поселений и крепостей того времени столь же малоперспективны, поскольку на их месте и по сей день стоят деревни и города, своей многовековой жизнью уничтожившие последние остатки седой древности. Ситуация с Уфимским кремлем - наглядный тому пример. К сложностям второго, субъективного, порядка можно отнести весьма сдержанное отношение современных исследователей к изучению древностей указанного периода, в первую очередь обусловленное первыми причинами. То есть - круг замыкается!
И тем не менее, ситуация не столь безысходна, как это может показаться на первый взгляд. Историческая память башкирского народа сохранила и донесла до наших дней обширный корпус фольклорных источников и родословных-шежере, которые, при всей неоднозначности их оценок, как исторического источника, занимают «почетное место» (Р.Г.Кузеев) в исторических построениях. Как считал Р.Г.Кузеев (и исследователи башкирского фольклора против этого не возражают), «героические сюжеты в башкирском творчестве («Урал-батыр», «Кузы-Курпэс и Маян-хылу», «Кара Юрга», «Кунгар буга», «Кусяк-бий» и др.) в поэтических образах воспроизводят события, характерные для средневекового кочевого общества. В этом плане эти памятники дают значительный материал не только для восстановления некоторых картин этнической истории башкир, но и для характеристики внутренней социальной структуры и социальной жизни общества».[5] Аналогичным образом оценивает исследователь и башкирские шежере, которые он (с известной долей условности) определяет как «генеалогические летописи».[6]
В настоящей работе мы рассмотрим сведения башкирских преданий и шежере, отражающие пространственно-географическую среду, в которой находились башкирские племена в период создания этих произведений - носителей исторической памяти башкирского народа и без влияния которой процесс этногенеза вообще не возможен. Список координат, маркирующих историческую географию башкирских племен в эпоху средневековья, достаточно обширен (табл.1).
Таблица 1.
Географические объекты, фигурирующие в башкирских преданиях и легендах
№ | Объект | Предание | Ситуация |
1 | Гора Иремель | Конгур-буга | Тандыса увидела исток Идели у горы Иремель. |
2 | Алдар и Зухра | Гора на расстоянии 2-х дней езды от кочевий Алдара на р.Яик | |
3 | Сказание о Мамай-хане | Место рождения отца Мамая - Мусы | |
4 | Мэргэн и Маянхылу | Место сбора батыров на борьбу с Нугай-ханом | |
5 | Ирендык | Конгур-буга | Местность к югу от Алатау |
6 | Идукай и Мурадым | Владения бия, принявшего подданство Золотой Орде | |
7 | Ерэнсэ-сэсэн | Пастбища, предлагаемые казахским ханом Абулхаиром башкирскому тархану Акмамбету для зимовки. | |
8 | Сакмар | Акбузат | Одна из рек, прорубленных сыновьями Урал-батыра по его завещанию. |
9 | Кара-Юрга | На берегах Сакмара проживал охотник по имени Кусярбай. Сакмар – та граница, за которой Махтымкулу перестает быть женой Абляя. | |
10 | Конгур-буга | Родина Тандысы, о которой ей пропела старуха Гюльхылу. | |
11 | Муйтэн-бий | Владения Муйтэн-бия | |
12 | Идель (Агидель) | Акбузат | Одна из рек, прорубленных сыновьями Урал-батыра по его завещанию. |
13 | Идукай и Мурадым | Места кочевий юрматынцев и табынцев | |
14 | Одна из шести рек, текущих с Уралтау («как у вымени шесть сосков») | ||
15 | Верховья Агидели | Кара-Юрга | Кочевья Масем-бая |
16 | Верховья Ак-Идиля, гора Тюнгак-тау | Алдар и Зухра | Места кочевий башкир-семиродцев |
17 | Южная излучина Агидели | Ек-Мэргэн | Место летовки старухи Тугызак-эби с детьми |
18 | Яик | Акбузат | Одна из рек, прорубленных сыновьями Урал-батыра по его завещанию |
19 | Идукай и Мурадым | Одна из шести рек, текущих с Уралтау («как у вымени шесть сосков») | |
20 | Мэргэн и Маянхылу | Территории, подвластные Нугай-хану | |
21 | У истоков Яика – дремучий лес | Сказание о Мамай-хане | Место летовок отца Мамая - Мусы |
22 | Нугуш | Акбузат | Одна из рек, прорубленных сыновьями Урал-батыра по его завещанию |
22 | Идукай и Мурадым | Места кочевий юрматынцев и табынцев | |
23 | Одна из шести рек, текущих с Уралтау («как у вымени шесть сосков») | ||
24 | Иртыш-река | Конгур-буга | Урал-батыр отгонял врагов за Иртыш-реку |
25 | Куз-Курпяч | В верховьях р.Иртыш жил почтеннейший в башкирском роде муж – Карабай. | |
26 | Алдар и Зухра | Место кочевий Аккубяка - одного из батыров, освобожденных Алдаром из плена пэрия | |
27 | Ашкадар | Алдар и Зухра | Один из пунктов по маршруту следования Алдара и Зухры из кочевья Кидраса в кочевья Алдара |
28 | Мэргэн и Маянхылу | Территория, подвластная Нугай-хану | |
29 | Дим | Мэргэн и Маянхылу | Территория, подвластная Нугай-хану |
30 | Заятуляк и Хыухылу | Местообитание хана Сакмара между озером Асликуль и р.Дим | |
31 | Алдар и Зухра | Гости, приезжавшие на праздник к отцу Зухры. | |
32 | Асылыкуль, Аслыкуль | Заятуляк и Хыухылу
| Местообитание хана Сакмара между озером Асликуль и р.Дим |
33 | Карагас-гора на южном берегу оз.Асылыкуль | Гора, на которой конь-тулпар дожидался своего хозяина Заятуляка. | |
34 | Озеро Кандра | Алдар и Зухра | По рассказу Зухры, ее отец Кидряс, кочуя по рекам Кармасан и Чермасан, в середине лета доходил до оз.Кандры |
35 | Гора Балкантау | Родная земля Заятуляка в ответе его водяному царю. Священное место придемских башкир, место успокоения Заятуляка и Хыухылу. | |
36 | Зилаир-река | Конгур-буга | Река на пути Тандысы, которая пошла искать ушедшую корову Конгур-бугу. |
37 | Мохак-река | Тандыса упомянула ее в своем ответе старухе Гьюльхылу | |
38 | Алатау-гора | Гора на восток и запад от Урала | |
39 | Курташ, Ряз, Кагыташ | Чуть правее от Алатау | |
40 | Кыркты | К югу от Алатау | |
41 | Гора Сахра | Севернее Алатау | |
42 | Каралык и Иргиз | Узак-Тузак - последний из рода балабашняков | Конечный пункт миграции балабашняков (печенегов)из Приазовья на Урал. |
43 | Гора Караташ | Куз-Курпяч | В окрестностях становища Карабая |
44 | Озеро Каз-куле | Место летовки Карабая | |
45 | От устья р.Уфы - впадающей в Ак-Идиль, и вниз по оной по обоим берегам до устья ее Чолман-Идиль. Не только берега реки сей занимают кочевья наши, но и на каждую сторону по пяти дней езды. | Алдар и Зухра | Рассказ Зухры о кочевьях ее отца Кидряса. |
46 | Река Бирь | Гости, приезжавшие на праздник к отцу Зухры. | |
47 | Озеро Ачелы | Пункты по маршруту следования Алдара и Зухры из кочевья Кидраса в кочевья Алдара | |
48 | Уршак | ||
49 | Горький Узян, в Уршак впадающий | ||
50 | Реки Узян, Касмарт, Ик | Идукай и Мурадым | Реки, текущие с Уралтау («как у вымени шесть сосков») |
51 | Саелмыш | Муйтэн-бий | Владения Муйтэн-бия |
52 | Биштамак, Кизил, Ойсюк | Сказание о Мамай-хане | Место зимовок отца Мамая - Мусы |
53 | Р.Танып | Егет-Кыпсак и девушка-башкирка | Место, где егет-кыпсак встретил девушку-башкирку |
54 | Миасс | Сукем-батыр | За Миассом Сукем-батыр настиг врагов |
55 | Юраптау, Куксятау | Билал и Дусян | Горы, при виде которых тоскует старый башкир, потерявший сыновей |
56 | Аташ | Ерэнсэ-сэсэн | Пастбища, предлагаемые для зимовки Ерэнсэ |
Самый восточный географический пункт, фигурирующий в башкирском эпосе – р.Иртыш, за которую Урал-батыр отгонял врагов (эпос Конгур-буга) и в верховьях которой жил Карабай («почтеннейший в роде башкирском муж») до присоединения к нему нескольких башкирских семей (эпос Куз-Курпяч). Где дальше разворачивались события эпоса Куз-Курпяч, предполагать сложно. Например, там фигурируют гора Караташ и озеро Каз-Куле – места становищ Карабая. Местоположение этих географических объектов не идентифицируется, но, как сказано в примечании №6 к эпосу Куз-Курпяч, гора под названием Караташ известна в Абзелиловском районе Башкортостана.[7] На Иртыше же находились кочевья Аккубяка – одного из батыров, освобожденных Алдаром из плена пэрия (Алдар и Зухра). Из контекста эпоса следует, что Аккубяк и Алдар принадлежали к разным племенам.
Из зауральских рек в фольклорных произведениях упоминается р. Миасс, как рубеж, за которым Сукем-батыр настиг и разбил войско Кусюм-хана (кубаир Сукем-батыр).*
Объекты башкирского Зауралья в эпических произведениях упоминаются чаще. Прежде всего, это верховья Агидели, как территория кочевий Масем-бая (эпос Кара-Юрга), гора Иремель у истоков Агидели, которую увидела Тандыса увидела во время своих странствий по Уралу (Конгур-Буга), она же, как место рождения отца Мамай-хана – Мусы (Сказание о Мамай-хане), она же, как место, расположенное в двух днях пути от кочевий Алдара на р.Яик (Алдар и Зухра), она же, как место сбора батыров, поднятых Мэргэном на борьбу с Нугай-ханом (Ек-Мэргэн). Там же, в верховьях Агидели упоминается гора Тюнгак-тау, как место кочевий башкир-семиродцев (Алдар и Зухра). В лесах у истоков Яика проводил свои йяляу отец Мамай-хана Муса (Сказание о Мамай-хане).
Долина Ирендыка – место, предлагаемое казахским ханом Абулхаиром башкирскому тархану Акмамбету для зимовья (Ерэнсэ-сэсэн), как владения бия, принявшего подданство Золотой Орде (Идукай и Мурадым), как местность, пройденная Тандысой по дороге к Алатау (Конгур-Буга).
Река Сакмар – один из новых источников воды, прорубленный в Уральских горах сыновьями Урал-батыра по его завещанию (Акбузат), место обитания охотника Кусярбая и граница, перейдя которую Мактымхылу перестает быть женой Абляя (Кара-Юрга), родина Тындысы, о которой ей пропела старуха Гюльхылу (Конгур-Буга), владения Муйтэн-бия (Муйтэн-бий).
Река Нугуш – также один из источников, прорубленных сыновьями Урал-батыра (Акбузат) и территория кочевий башкир-юрматынцев, и просто одна из рек, текущих с Уралтау (Идукай и Мурадым). И так далее (см. табл.1).
Самые западные топонимы, упоминающиеся в эпических произведениях башкир – реки Бирь и Чолман-Идиль (Кама), озера Кандра (Кандры-куль) (эпос Алдар и Зухра) и Аслыкуль (Заятуляк и Хыухылу). Последние фигурируют в качестве территорий башкирских кочевий: река Чолман-Идиль и озеро Кандра означали границы кочевий Кидряса – отца Зухры; с берегов реки Бирь приезжали гости на свадьбу Алдара и Зухры; между озером Асликуль и рекой Дим располагались кочевья легендарного хана Сакмара.
Таким образом, географические реалии, зафиксированные в башкирских преданиях и легендах, обозначают пространство, отложившееся в исторической памяти народа, пространственно-географические координаты его мировоззрения и мировосприятия.
Время формирования башкирского эпоса, по определению исследователей-фольклористов, охватывает период «начиная с эпохи разложения первобытно-общинного строя до зарождения капиталистических отношений в Башкирии» и самыми древними эпическими сказаниями башкир являются кубаиры «Урал-Батыр» и «Акбузат».[8] Но если в «Урал-Батыре» реальных топонимов, оронимов и гидронимов практически не находим, то в «Акбузате» они уже имеются: реки Яик, Сакмара и Нугуш. С другой стороны, едва ли есть смысл сомневаться в том, что более поздние башкирские сказания складывались уже во время расселения древних башкирских племен на Южном Урале. Следовательно, картографировав упомянутые в них географические реалии, мы получаем карту местностей, занимавших, как уже было сказано, центральное место в мировосприятии древних башкир. И эта карта практически полностью совпадает с картой расселения башкирских племен в XIII-XIV вв., реконструированной Р.Г.Кузеевым на основании данных исторической этнографии.[9] В реальных географических координатах – это территории, расположенные к востоку и северо-востоку от Бугульминско-Белебеевской возвышенности, в западных и восточных предгорьях Южного Урала (рис.1).
Довольно любопытные сведения о территориях расселения башкирских племен в период их вхождения в состав Русского государства мы находим в башкирских шежере, составленных, если исходить из содержания дошедших до нас родословных, именно в это время или чуть позже. Или, по словам составителей и переводчиков последнего по времени свода шежере – в эпоху «многовековых усилий всего башкирского народа спасти от внутреннего разложения и внешнего разрушения родовой строй».[10] В них также приводятся реальны топонимы и гидронимы, теперь уже конкретно обозначавшие территории обитания того или иного племени (табл.2).
Таблица 2.