Статистика рынка товаров и услуг

СТАТИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Статистика предприятий.

Статистика предприятий позволяет определить:

- результаты и эффективность деятельности предприятий;

- объем, структуру, степень использования и темпы изменения экономических активов предприятий и привлекаемых трудовых ресурсов;

- характеристики финансовой деятельности.

Данная информация является основополагающей для изучения предпринимательства как целостной системы, охватывающей разные типы предприятий.

По содержанию предпринимательская деятельность предприятий включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке.

Для всех предприятий общий перечень содержит показатели:

- выпуск товаров и услуг;

- добавленная стоимость;

- численность работающих по найму;

- затраты на рабочую силу;

- общая стоимость покупок товаров и услуг;

- стоимость товаров и услуг, купленных для перепродажи;

- валовые инвестиции и материальные активы.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц – резидентов экономики в отчетном периоде.

Промежуточное потребление представляет собой ту стоимость товаров и услуг, которая потребляется предприятием в процессе производства. В промежуточное потребление не включается потребление основных фондов, затраты на рабочую силу.

Добавленная стоимость – это стоимость, созданная предприятием в процессе производства товаров и услуг. Различают валовую и чистую добавленную стоимость.

Валовая добавленная стоимость равна стоимости выпуска товаров и услуг минус стоимость промежуточного потребления.

Чистая добавленная стоимость равна валовой добавленной стоимости минус стоимость потребленного в процессе производства основного капитала.

Статистика промышленности.

Одним из основных направлений статистического анализа предпринимательства является изучение динамики объемов промышленного производства.

Объем продукциипо промышленности в целом и отдельным ее отраслям определяется как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от форм собственности. В сводные данные по объему промышленной продукции включаются данныепо объему промышленной продукции (работ, услуг), выпускаемой крупными и средними предприятиями, совместными, малыми, а также подсобными производствами, состоящими на балансе непромышленных организаций. Кроме того, ежегодно делается оценка производства промышленной продукции в домашних хозяйствах.

В объем промышленной продукции включаются стоимость готовых изделий, выработанных как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика, полуфабрикатов своей выработки, стоимость работ и услуг промышленного характера, выпущенная промышленными предприятиями научно-техническая продукция.

К работам промышленного характера относятся:

- ремонт и модернизация оборудования и транспортных средств, механизмов, приборов и другой продукции;

- отдельные операции по частичной обработке материалов и деталей;

- доведению до полной готовности изделий, изготовленных другими предприятиями;

- расфасовка и розлив продукции, полученной со стороны;

- монтаж, пуск и наладка у заказчика, как оборудования своего производства, так и оборудования заказчика.

В объем промышленной продукции включаются работы и услуги промышленного характера, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

Объем продукции промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота. Внутризаводским оборотом предприятия принято считать стоимость той части выработанных им готовых изделии и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. В некоторых отраслях промышленности, таких, как лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая промышленность, допускаются исключения.

Наряду с учетом объема продукции в стоимостном выражении ведется наблюдение за производством важнейших видов продукции в натуральном выражении.

называется

Объем отгруженной продукции – продукция, фактически отгруженная в отчетном периоде потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и оказанные услуги, принятые заказчиком, независимо от того, поступили на счет предприятия деньги или нет.

Стоимость отгруженной продукции, оплаченной потребителем, включается в объем реализованной продукции.

Данные об общем промышленной продукции по всему кругу предприятий формируются раз в год на основе данных годовой отчетности, а ежемесячно расчетным путем. Одним из основных направлений статистического анализа предпринимательства является изучение динамики объемов промышленного производства с помощью индекса физического объема.

Согласно методологии расчета этого индекса вся промышленность подразделяется на отрасли, каждая отрасль – на подотрасли, внутри каждой подотрасли формируется набор профильных товаров – представителей.

Индекс физического объема определяется в три этапа:

- по отобранным товарам – представителям, оцененным в сопоставимых ценах, рассчитываются индексы физического объема по подотраслям (агрегатные индексы);

- индексы, рассчитанные по подотраслям, агрегируются в отраслевые индексы физического объема (средняя арифметическая форма общего индекса физического объема);

- отраслевые индексы обобщаются в индекс физического объема производства в целом по промышленности с помощью средней арифметической формы общего индекса физического объема.

Статистика рынка товаров и услуг.

Рынок - многогранное и многоструктурное явление, которое подчиняется в своем развитии закону спроса и предложения. Адаптация к условиям рынка и регулирование рыночных процессов возможны лишь при условии, что эти процессы изучены, т.е. выявлены их закономерности и тенденции. Для его характеристики следует привлекать все современные методы статистического исследования.

В статистическом исследовании рынка и следовательно деятельности предприятий на рынке большое значение имеют абсолютные показатели. Масштабы рынка, его потенциал, объем товарной массы, вовлеченной в обращение, размер прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности на рынке, другие показатель эффективности рыночной деятельности - все это объективно характеризует состояние рынка и является исходной базой прогноза.

Исключительно важную роль в анализе рынка играют относительные величины уровня, координации, структуры и динамики, позволяющие дать оценку рыночной ситуации, обеспечить сопоставление с конкурентами, отразить пропорциональность развития и т.п. Очень часто при анализе применяются средние величины. Главное их значение состоит в обобщающей функции, т.е. замене множества различных индивидуальных значений признака средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Это очень важно при выявлении общей тенденции развития какого-либо процесса.

Колебание спроса и предложения оцениваются с помощью показателей вариации. Большое значение имеет индексный метод, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Анализ рыночной конъюнктуры так же диктует необходимость выявления и моделирования тенденций рыночных процессов с помощью различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей.

Центральным моментом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций и особенностей развития рынка, его устойчивости.

Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo — соединяю, связываю. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

- сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

- уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;

- масштабы рыночных операций и cтепень деловой активности;

- уровень коммерческого (рыночного) риска;

- сила и размах конкурентной борьбы; положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сможет успешно функционировать без оценки своего положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Тенденции развития могут быть наглядно выражены графически. Нанесенные на график уровни или темпы чаще всего отражают неравномерность развития: ускорения, замедления, скачки подъема и спада и т.д. Обнаружить четкую тенденцию в таких условиях и дать оценку конъюнктуре бывает совсем не просто.

Колебания нанесенные на график уровней можно сгладить с помощью метода технического выравнивания, метода скользящей средней и метода аналитического выравнивания. Выявленная линия характеризует основную тенденцию развития рынка. Она может быть использована для прогноза, точнее экстраполяции, т.е. распространения сложившейся тенденции на будущий период.

Важной отраслью сферы обращения является торговля, занимающаяся доведением до потребителя материальных благ, созданных в сфере производства и закупленных в других странах. Существуют различные формы торговли, каждая из которых форм (за исключением биржевой торговли) может осуществляться в два этапа: оптовый, розничный.

Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот, который также делится на две категории: оптовый, розничный. Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент.

Подотраслью торговли является общественное питание, сочетающее три функции: производственную(процесс приготовления пищи), реализацию изготовленной продукции и части продуктов без дополнительной обработки; организацию потребления готовой пищи и кулинарной продукции. Продукция предприятий общественного питания измеряется в условно- натуральных (блюдах), натуральных (штуках) единицах.

Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот. Предметом статистики товарооборота являются массовые процессы перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.

К задачам статистики товарооборота относятся:

- анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента;

- анализ динамики товарооборота;

- анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса;

- региональный анализ товарооборота.

Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Он используется в оценках конъюнктуры рынка, рассматривается как показатель объема товарной массы, как показатель размера торгового предприятия, как показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия. То есть товарооборот рассматривается как финансово-экономический эффект торговой деятельности и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров.

Все это делает товарооборот многогранным показателем, а его анализ имеет и социальную направленность. Товарооборот измеряется в натуральном выражении и в стоимостных единицах.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. В основе рыночной деятельности лежит сделка купли-продажи, которая должна быть обязательно оформлена в виде контракта (договора).

Оценка уровня выполнения договора осуществляется с помощью индекса  (относительный уровень соответствующей поставки договорным условиям).

, где  - цены i – ого товара по договору и фактически;

 - количество i – ого товара по договору и фактически; m   - число товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: