Тематика и содержание семинарских занятий

 

Семинар 1.

Тема: Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

 

Цель: рассмотрение основных тенденций в развитии историко-методологического знания

Задачи:

- анализ классических работ в области методологии истории

- изучение современного состояния теории и методологии истории

Темы для обсуждения:

1. Основные закономерности в развитии теоретико-методологического знания в исторической науке

2. Методология истории в трудах немецких историков

3. Развитие методологии в научном наследии отечественных дореволюционных историков

4. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.

5. Проблемы методологии истории в работах современных исследователей

Задания для самостоятельной работы:

- законспектируйте работы классиков теоретико-методологической мысли

Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-13, 16-17, 20-21

 

Семинар 2.

Тема: Социальное значение истории

Цель: рассмотрение общественной значимости исторического знания

 

Задачи:

- анализ функций истории

- рассмотрение места истории в формировании личности и общества

Темы для обсуждения:

1. Представления о значении истории в литературе

2. Историческая память и ее функционирование в обществе

3. Научно-познавательная функция истории

4. Политико-идеологическая функция истории

5. Функция эскейпизма

6. Прогностическая функция

7. История – основа самосознания социума

Задания для самостоятельной работы:

- подумайте, как тема вашей дипломной работы соотносится с социальной актуальностью

Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-15, 17, 20

 

Семинар 3.

Тема: Динамика исторического процесса

Цель: анализ основных концепций всемирно-исторического процесса

Темы для обсуждения:

1. Линейные концепции исторического процесса

2. Нелинейные концепции исторического процесса

3. Альтернативность и безальтернативность в истории.

4. Прогресс и его противоречивость

5. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы

 

Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 20

 

Семинар 4.

Тема: Принципы исторического исследования

Цель: анализ основных принципов исторического исследования

Задачи:

- рассмотрение принципов исторического исследования

- анализ применения принципов при проведении конкретно-исторического исследования

 

Темы для обсуждения:

1. Принцип историзма и его значение

2. Принцип системности

3. Принцип объективности

4. Принцип партийности и его применение в современных историографических и общественных условиях

5. Ценностный подход

6. Необходимость системного применения принципов исторического исследования

 

Задания для самостоятельной работы:

- подумайте, какие принципы исторического исследования вы будете применять в вашей дипломной работе

Литература: 1-4, 6, 9, 11, 13-15, 17, 20

 

 

Семинар 5.

Тема: Методы исторического исследования

Цель: изучение методов исторического исследования

Задачи:

- анализ методов исторического исследования

- рассмотрения принципов применения методов исторического исследования на практике

 

Темы для обсуждения:

1. Философские методы в историческом исследовании

2. Общенаучные методы

3. Специфика конкретно-исторических методов

4. Применение методов других наук в историческом исследовании

5. Количественные методы

Задания для самостоятельной работы:

- подумайте, какие методы исторического исследования вы будете применять в вашей дипломной работе

 

Литература: 1-5, 6, 8-9, 13-16, 17, 20

 

Семинар 6.

Тема: Современные направления в исторической науке

Цель: изучение современных направлений в исторической науке

Задачи:

- анализ основных тенденций развития современной мировой историографии

- рассмотрение новых подходов и направлений к изучению истории

 

Темы для обсуждения:

1. Основные тенденции развития современного исторического познания

2. Антропологический и лингвистический повороты

3. «Новая социальная история»

4. Демографическая и гендерная истории

5. Интеллектуальная история.

6. Устная история

Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 19-20

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: