Основное содержание курса

Учебно-методический комплекс

 

Курс рассчитан на студентов-историков, обучающихся по специальности 030401. 65 «История».

Программа курса рассчитана на один семестр и включает 200 часа (из них 48 аудиторных: 30 – лекционных занятий и 18 часов – практических).
«Теория и методология истории» относиться к дисциплинам федерального компонента и содержит междисциплинарные понятия, принципы и методы.
Распределение часов согласно стандарту и учебному плану для очного и заочного отделения.

Согласно ГОС дидактические единицы дисциплины «Теория и методология истории» представлены следующим образом: взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач.

 

Цель дисциплины – знакомство студентов с основными методологическими проблемами исторической науки. Основными задачами курса являются:

- формирование системы знаний, обеспечивающих успешное усвоение фундаментальных прикладных проблем;

- формирование готовности к самостоятельной работе;

- овладение интеллектуальным умением ориентации в научных и исторических категориях;

 



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.

Методология и методика истории: проблема соотношения. Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования. Структурные компоненты методологии истории. Историческая гносеология и онтология. Теоретические вопросы истории. Соотношение теоретического и конкретно-исторического познания. Значение методологии в историческом знании. Задачи методологии. Соотношение и смысл понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории. Историческая теория: понятие и содержание. Сотрудничество историков и философов в решении философско-методологических проблем исторического знания. История и философское знание. Философия истории. Метаистория.

Литература: 1-3, 5, 12, 14-15, 18, 20-21

 

Тема 2. Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

Исторические предпосылки появления исследований проблем онтологии и гносеологии истории. Труды по методологии И.Г. Дройзена. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Методологические исследования Н.И. Кареева. А.С. Лаппо-Данилевский и его «Методология истории». Лекционные курсы по методологии истории М.М. Хвостова. Методологические искания советских историков. Книга И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования». «Апология истории» М. Блока. Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем истории.

Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-13, 16-17, 20-21

 

Тема 3. История в системе научных дисциплин

Объект и предмет исторического знания. Дискуссии о научности истории. «Лингвистический поворот» и критика историзма. Критерии научности и их соотношение с историей. Специфика истории как науки: невозможность экспериментального доказательства полученных выводов. Междисциплинарные связи исторической науки. История как синтетическая наука. Научно-историческое и художественное отображение действительности. Структура исторического знания. Междисциплинарная сущность исторической науки.

 

Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-15, 17, 20

 

Тема 4. Социальное значение истории.

Значение человеческого опыта в обществе. История и современность. Историческая память. Проблемы функционирования исторической памяти в обществе. Пресечение исторической памяти и ее последствия для социума. Социальные функции исторической науки. Представление о значении истории в разные эпохи. Научно-познавательная функция истории. Воспитательная функция. Политико-идеологическая функция. Функция эскейпизма. История как основа самопознания общества и индивида. Историческая наука и ее влияние на общественное развитие. Проблема независимости исторической науки от общества. Предвидение будущего.

Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-15, 17, 20

 

Тема 5. История как наука

Предмет исторической науки. Понятия предмет и объект, их соотношение. Представление о парадигме истории. Наука как парадигма, принятая научным сообществом. Смена парадигм. Достижение согласия парадигм, целей и средств научной деятельности. Возникающий по разным причинам поворот в сторону объективизации научных знаний и его последствия. «Общее согласие» как критерий научности существующих теорий. Нормы и ценности, составляющие этику науки. Ответственность историков за оценку достижений науки. Дифференциация исторического знания. Место истории в системе наук об обществе. История и естественные науки. Неокантианское понимание места истории среди гуманитарных наук. Особенности исторической науки. Качественная незавершенность исторического процесса. Динамизм истории. Специфика получения научно-исторического знания. Постмодернистский вызов историческому познанию. Лингвистический поворот. Современные историки о лингвистическом повороте. Критерии научности и история.

Литература: 1-4, 6, 8, 10, 12-16, 17, 20

 

Тема 6. Философия истории

Философия истории и ее значение в развитии исторической мысли. Основные историко-философские концепции. Греко-римская цивилизация и ее влияние на мировую культуру. Геродот (480 – 425 гг. до н.э.) и Фукидид (471- 401 гг. до н.э.) как родоначальники истории. Переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому. Римские историки Полибий (201-120 гг. до н.э.) и Тацит (ок. 58-после 117 гг.) и их восприятие смысла и предназначения истории. Психологическая и критическая составляющие первых произведений научного плана.

Теолого-теоретическая концепция Августа Аврелия (354-430) и схоластическая доктрина Фомы Аквинского (1225-1274). Сущность средневекового провиденциализма в объяснении хода исторических событий.

Эпоха Возрождения. Вклад в методологию истории Ф.Бэкона (1561-1626), Р.Декарта (1596-1650), Б.Спинозы (1635-1677), Т.Гоббса (1588-1679) и Г.Лейбница (1646-1716). Отношение мыслителей эпохи Возрождения к истории государственности, монархов и полководцев, войн и дипломатии, к истории народных масс и простолюдинов. Ориентация рационалистов на математико-механическую картину мира и самодостаточность разума как всеобъемлющего явления. Складывание методологии единого подхода к природе и человеку.

Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744) и его концепция круговорота истории. Ценность и оригинальность взглядов, изложенных в книге «Основания новой науки об общей природе наций». Метод сравнительного изучения религии, быта, нравов, политического строя народов. Последовательность смены эпох и одинаковых ступеней развития. Три века и три типа времени в истории каждой нации. Представление о веке Богов, веке Героев и веке Людей. Отличие теории Д.Вико от античных теорий цикличности.

Появление новых идей в методологии истории. Попытка Вольтера (1694-1778) осмыслить всемирную историю в работе «Опыт о нравах и духе народов». Создание основ изучения истории культуры и введение в обиход термина «философия истории». Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Представление о влиянии географической и социальной среды на специфику политического режима и культуры разных стран.

Немецкий просветитель И.Г.Гердер (1774-1803) и его незавершенный труд «Идеи к философии истории человечества». Вклад немецкой философии в теорию познания. Иммануил Кант (1724-1804) и его новая интерпретация истории как воспитания человеческой расы. Историософия Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) как вершина классического рационализма и философского идеализма. Создание первой цельной теории о движении природного, исторического и духовного мира в виде беспрерывного процесса. Идея развития и учение о законах и категориях диалектики. Первая систематизация основных принципов диалектической логики.

Гегелевская модель всемирной истории. Основные периоды ее существования и соответствующая им форма государственности. Представление о восточном, греческом, римском и германском мирах. Всемирная история как шествие мирового духа и воплощение свободы в реальной жизни народов.

Литература: 1-3, 5-6, 20-21

 

Тема 7. Концепции развития мировой истории XIX века

Исторические реалии XIX века и их влияние на развитие исторической мысли. Консерватизм как ведущий фактор формирования представлений об историзме. Историзм как основа представлений о развитии общества. Историческая школа права.

Появление позитивизма. О. Конт и его учение. Позитивизм и историческая наука. Концепция многофакторного развития социума. История и социология. История и естественнонаучные дисциплины. Классический и критический позитивизм. Г. Спенсер и его концепция социальной эволюции. «Военное» и «промышленное» общество.

Исторический материализм К. Маркса. Концепция формационного развития общества. Производственные отношения как двигатель исторического процесса. Классовая борьба в истории. Маркс как «открыватель» экономической истории. Проблема соотношения абстрактных формаций с фактическим историческим материалом. Попытка Маркса выделить особую экономическую структуру – «азиатский» способ производства. Подтвержденная временем практическая несостоятельность ряда центральных положений марксистской методологии истории. Сохраняющаяся научная ценность последней. Значение марксизма и его огромное влияние на мировую историческую мысль. Судьба марксистской исторической теории в XX веке

Литература: 1-3, 5-6, 20-21

 

Тема 8. Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв.

Особенности эпохи и появление новых научных парадигм. Попытка придать истории «человеческое лицо». Отказ от классических концепций линейного исторического прогресса. Признание самобытности культур. Восприятие истории как способа человеческого бытия, а человека как ключа к ее пониманию. Признание ценности и уникальности человеческой личности. Стремление искать в ней смысл истории. Возникновение антропологических и психологических теорий исторического процесса. Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) об истории как самоисповедании культуры. Книга «Закат Европы» и ее историческое значение. Отрицание идеи исторического прогресса, единства человечества и общего пути его развития. Признание многообразия исторических форм. Мировая история как круговорот самобытных и самодостаточных, сменяющих друг друга культур. Отказ от европоцентризма и выдвижение идеи о равноценности всех культур. Апокалиптическое видение цивилизации.

Постижение истории английским мыслителем А.Тойнби (1889-1975). Его вклад в развитие теории цивилизаций. Мнение о «подлинном» предмете истории. Неприятие идеи предопределенности, жизни и смерти цивилизаций как закона истории. Значение религиозной составляющей теории Тойнби.

Философия истории немецкого ученого К.Ясперса (1883-1969), изложенная в работе «Смысл и назначение истории». Путь познания истории как познание сущности человека. Ясперс о незавершенности, принципиальной незавершимости и открытости человека и истории. Божественность истоков и цели человеческого бытия.

Концепция «осевого времени» как осознание истоков и самой сути мировой истории. Появление человека, обладающего разумом и личностью. Непостижимость возникновения оси мировой истории и доступность ее смысла, объясняющего настоящее. Периоды, предшествующие осевому времени. Противоположность и противоречивое взаимодействие Запада и Востока. Идея единства человечества. Движение мира к новому осевому времени как фактор, структурирующий историю и придающий ей смысл. Антропологический характер теории Ясперса. История как способ существования человека и способ его самопознания.

Современные цивилизационные теории. Россия в системе мировых цивилизаций. Содержание и гносеологическая ценность концепций А.С.Ахиезера, Л.Н.Гумилева (1912 – 1992).

Литература: 1-3, 5-6, 20-21

 

 

Тема 9. Динамика исторического развития

Линейное представление о развитии истории. Его слабые стороны. Циклическое представление о развитии общества. Проблема факторов исторического развития. Альтернативность и безальтернативность в истории. Свобода воли человека в истории. Теория прогресса. Противоречивость прогресса. Особенности прогресса в различных областях человеческой деятельности. Современный мир и идея прогресса. Теория регресса. Проблема цели и смысла истории. Концепции, отвергающие смысл в истории. Проблема «конца истории» и современная мировая система.

Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 20

 

Тема 10. Детерминизм в истории

Проблема детерминизма в исторической науке. Концепция идеальных движущих сил. Представления Блаженного Августина. Дж. Вико о развитии общества. Представления об историческом детерминизме в немецкой классической философии. Гегель о мировой истории. Неогегельянство (Дж. Коллингвуд и Б. Кроче). Материальные факторы в истории. Историки о материальном факторе. Детерминизм в понимании К. Маркса. Экономический детерминизм. Экономический детерминизм и свобода личности. Географический детерминизм. Философы-просветители о географическом детерминизме. А. Тоинби о влиянии природы на развитие цивилизации. Концепции русских космистов. Л.Н. Гумилев. Психологический детерминизм. Психологический детерминизм в историографии. Плюсы и минусы психологического детерминизма в объяснении развития общества. Демографический детерминизм. Демография и развитие общества. Монокаузальность и ее недостаточность для объяснения истории. Многофакторный подход и его преимущества. Соотношение различных факторов.

Литература: 1-4, 6, 9, 14-15, 17, 20

 

Тема 11. Объективность в историческом познании

Проблема объективности исторического познания. Представления об истинности исторического познания в историографии. Позитивисты об объективном познании. Постмодернистский вызов и историческая наука. Объект и субъект в изучении истории. Гуманитарное и естественнонаучное познание: проблема соотношения. Критерии истинности в науке. Проблема критерия истинности в историческом познании. Историографическая традиция и инвариантность истории. Объективность познания и личностные особенности исследователя. Исторический факт и историческая интерпретация. Трактовки категории «исторический факт» в научной литературе. Факт как основа исторического исследования. Проверка достоверности исторического факта. Научно-исторический факт и его отличие от исторического факта. Исторический источник и его интерпретации. Экспериментальные методики в историческом познании. Проблема исторического релятивизма и его преодоления. Реконструкция истории и ее конструирование.

Литература: 1-4, 6, 8, 9, 11, 13-16, 17, 20

 

 

Тема 12. Язык историка

Слово как главное познавательное средство историка. Проблема языка исторического исследования в научной литературе. Язык историка и его эволюция в разные эпохи. Структура языка профессионального историка: современный историку язык, язык источников, научные исторические понятия, термины из других научных дисциплин, формализмы неязыкового происхождения. Соотношение формально-научного и литературного языка в историко-научной работе. Категории и понятия в языке историка. Исторические понятия и их соотношение исторической реальности. Теория «идеальных типов» М. Вебера. Лингвистический поворот в исторической науке. Международный язык историков. Проблема введение новых категорий в историческую науку.

Литература: 1-4, 6, 9-10, 13-15, 17, 20

 

Тема 13. Принципы исторического познания.

Понятие принципа в науковедении. Принцип историзма. Развитие представлений о принципе историзма в исторической мысли. Немецкий историзм. Марксистский историзм. Значение принципа историзма для исторической науки. Принцип системности. Системность как основа исторического исследования. Принцип объективности. Л. Ранке о принципе объективности. Проблема объективности в исторической науке. Факторы успешного применения принципа объективности: источниковая база, заинтересованность общества в получении объективного знания, контроль со стороны коллег. Принцип партийности. Применение принципа партийности в исторической науке. Недостатки и достоинства принципа партийности. Использование принципа в современных историографических условиях. Ценностный подход в истории. Проблема ценности в развитии общества. Неокантианская трактовка ценности. Функционирование категории «ценность» в историографической практике. Ценностный подход и сохранение культурно-исторического наследия.

Литература: 1-4, 6, 9, 11, 13-15, 17, 20

 

 

Тема 14. Методы исторического исследования

Место и роль методов в историческом познании. Изучение методов исторического познания в специальной литературе. Философские методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Значение философских методов для исторической науки. Логические методы: аналогия, сравнение, обобщение и моделирование. Применение логических методов в работе историка. Использование общенаучных методов: классификация и типологизация, идеализация, метод моделирования в науке. Специфика применения общенаучных методов в исторической науке.

Специальные исторические методы. Критерии выделения специально-исторических методов. Метод компаративистики. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический. Метод диахронического анализа. Ретроспективный метод. Метод перспективного анализа. Историко-генетический метод. Количественные методы в историческом исследования. История развития количественных методов в отечественной историографии. Метод кластерного анализа. Клиометрия в истории. Метод терминологического анализа. Использование в исторической науке методов других дисциплин. Современное развитие методов исторического исследования.

Литература: 1-5, 6, 8-9, 13-16, 17, 20

 

Тема 15. Современные направления в исторической науке.

Основные тенденции развития современной мировой историографии. Соотношение микро- и макроисторического исследования. Антропологический поворот в исторических исследованиях. Историческая антропология. «Новая социальная история» и перспективы ее развития. «Культурная история». История повседневности. Генезис истории повседневности. Развитие истории повседневности в отечественной историографии. Гендерная история. Категория «гендер» и его значение для исторической науки. Эволюция гендерной истории за рубежом. Отечественные исследования в рамках гендерной истории. Демографическая и экологическая история как отражение современных потребностей общества. Концепция «серийной истории». Интеллектуальная история. Изучение «истории идей». Перспективы развития интеллектуальной истории. Синергетика и развитие современной исторической науки. Новые тенденции в эволюции мировой исторической науки. Устная история.

 

Литература: 1-4, 6, 9, 13-15, 17, 19-20

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: