Решение воспитательно-образовательных задач ФЭМП происходит в:
1. совместной деятельности детей и взрослого;
2. самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде организованной (непосредственной ) образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Таким образом, образовательная деятельностьпо формированию элементарных математических представлений у дошкольников может быть организована в следующих формах:
1. организованная образовательная деятельность (ООД),
2.образовательная деятельность в режимных моментах,
3.самостоятельная деятельность детей в развивающей среде.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
1)Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков.
|
|
2)Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.
3) Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно- ролевые, театрализованные, конструктивные; опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации.
4)Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры.
5)Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Самостоятельная познавательная деятельность:
-игры с дидактическим материалом,
-работа с книжкой (раскрашивание, вырезание, сравнение по величине): книжки типа раскрасок, книжки типа математических тетрадей – «Геометрия для малышей» (авторы Житомирский, Шеврин), «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика» (авторы Левина и Сапгир);
-выполнение занимательных упражнений (головоломки, игры с палочками) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Самостоятельная математическая деятельность детей может осуществляться также в бытовых ситуациях; в повседневной деятельности.
|
|
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Главными методами ФЭМП у дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном образовательном процессе используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
1. Практические методы обучения.
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Ведущие практические методы обучения:
- упражнение,
- опыты и экспериментирование,
- моделирование.
Игровые методы обучения.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.
Игровые методы:
- дидактическая игра,
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Игровые приемы:
- внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий,
- загадывание и отгадывание загадок,
- введение элементов соревнования,
- создание игровой ситуации.
К игровым приемам также относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам
3. Словесные методы обучения.
Вся работа построена на диалоге воспитатель –ребенок.
Требования к речи воспитателя:
- эмоциональная;
- грамотная;
- доступная;
- четкая;
- достаточно громкая;
- приветливая;
- в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
- в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
- грамотная;
- понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
- с нужными математическими терминами;
- достаточно громкая...
- их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Словесные методы:
- рассказ педагога,
-объяснение,
- беседа,
- чтение художественной литературы.
Словесный метод в ФЭМП в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи:
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?