Элементарных математических представлений

Решение воспитательно-образовательных задач ФЭМП происходит в:

1. совместной деятельности детей и взрослого;

2. самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде организованной (непосредственной ) образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Таким образом, образовательная деятельностьпо формированию элементарных математических представлений у дошкольников может быть организована в следующих формах:

1. организованная образовательная деятельность (ООД),

2.образовательная деятельность в режимных моментах,

3.самостоятельная деятельность детей в развивающей среде.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

1)Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков.

2)Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.

3) Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно- ролевые, театрализованные, конструктивные; опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации.

4)Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры.

5)Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная познавательная деятельность:

-игры с дидактическим материалом,

-работа с книжкой (раскрашивание, вырезание, сравнение по величине): книжки типа раскрасок, книжки типа математических тетрадей – «Геометрия для малышей» (авторы Житомирский, Шеврин), «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика» (авторы Левина и Сапгир);

-выполнение занимательных упражнений (головоломки, игры с палочками) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Самостоятельная математическая деятельность детей может осуществляться также в бытовых ситуациях; в повседневной деятельности.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Главными методами ФЭМП у дошкольников являются практические, наглядные, сло­весные, игровые методы. Все эти методы в реальном образовательном процессе используются в со­вокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

1. Практические методы обучения.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Ведущие практические методы обучения:

- упражнение,

- опыты и экспериментирование,

- моделирование.

Игровые методы обучения.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Игровые методы:

- дидактическая игра,

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

Игровые приемы:

- вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий,

- загадывание и отгадывание загадок,

- введение элемен­тов соревнования,

- создание игровой ситуации.

К игровым приемам также относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам

3. Словесные методы обучения.

Вся работа построена на диалоге воспитатель –ребенок.

Требования к речи воспитателя:

- эмоциональная;

- грамотная;

- доступная;

- четкая;

- достаточно громкая;

- приветливая;

- в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

- в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

- грамотная;

- понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить);  полными предложениями;

- с нужными математическими терминами;

- достаточно громкая...

- их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Словесные методы:

- рассказ педагога,

-объяснение,

- беседа,

- чтение художественной литературы.

Словесный метод в ФЭМП в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи:

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: