Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:
* наглядно-действенное;
* наглядно-образное;
* словесно-логическое.
Логические операции | Примеры заданий дошкольникам |
Анализ (разложение целого на составные части) | — Из каких геометрических фигур составлена машина? |
Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) | — Составь дом из геометрических фигур |
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) | — Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером) |
Конкретизация (уточнение) | — Что ты знаешь о треугольнике? |
Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) | — Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб? |
Систематизация (расположение в определенном порядке) | Поставь матрешки по росту |
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) | — Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал? |
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) | — Покажи предметы круглой формы |
III. Развитие памяти, внимания, воображения
|
|
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).
Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV. Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
· обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
· согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
· формулировка ответов полным предложением;
· логические рассуждения.
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.
V. Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.
|
|
VI. Развитие познавательных интересов
Значение познавательного интереса:
· активизирует восприятие и мыслительную деятельность;
· расширяет кругозор;
· способствует умственному развитию;
· повышает качество и глубину знаний;
· способствует успешному применению знаний на практике;
· побуждает самостоятельно приобретать новые знания;
· меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);
· оказывает положительное влияние на формирование личности;
· оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);
Пути возбуждения интереса к математике: связь новых знаний с детским опытом; открытие новых сторон в прежнем опыте детей; игровая деятельность; словесное возбуждение; стимуляция.
Психологические предпосылки интереса к математике:
• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
• создание положительного отношения к занятиям.
Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
- объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
- работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
- связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);
- интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
- посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей);
- положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность);
- побуждение инициативы и др.