II. Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

* наглядно-действенное;

* наглядно-образное;

* словесно-логическое.

Логические операции Примеры заданий дошкольникам
Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена машина?
Синтез (познание целого в единстве и взаи­мосвязи его частей) — Составь дом из геометрических фигур
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) — Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)
Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о треугольнике?
Обобщение (выражение основных результа­тов в общем положении) — Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?
Систематизация (расположение в опреде­ленном порядке) Поставь матрешки по росту
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) — Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квад­рат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроиз­ведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знако­мые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для акти­визации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней при­шла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девоч­ками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью уг­лами»).

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

· обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характери­зующие форму, величину и др.);

· согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

· формулировка ответов полным предложением;

· логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему понима­нию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специаль­ные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов

Значение познавательного интереса:

· активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

· расширяет кругозор;

· способствует умственному развитию;

· повышает качество и глубину знаний;

· способствует успешному применению знаний на практике;

· побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

· меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

· оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

· оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике: связь новых знаний с детским опытом; открытие новых сторон в прежнем опыте детей; игровая деятельность; словесное возбуждение; стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

•   создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

•   создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

- объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

- работа с любимыми привлекательными объектами (игруш­ками, сказками, картинками и др.);

- связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде­ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?

К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поста­вить на стол для праздника?»);

- интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон­струирование, аппликация и др.);

- посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле­творение от преодоления трудностей);

-   положительное отношение к деятельности детей (заинтере­сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброже­лательность);

- побуждение инициативы и др.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: