В потреблении нефтепродуктов более 50% в настоящее время составляют моторные топлива. Ежегодно в мире потребляется более 1,5 млрд тонн моторных топлив.
Моторные топлива используются в двигателях внутреннего сгорания, которые подразделяются на два типа: двигатели с периодическим сгоранием топлива (поршневые) и двигатели с непрерывным сгоранием топлива. Первая группа, в свою очередь подразделяется на: двигатели с принудительным воспламенением и двигатели с самовоспламенением (дизели). Вторая группа ДВС подразделяется на реактивные двигатели и газовые турбины.
В зависимости от применения в тех или иных двигателях внутреннего сгорания, моторные топлива делят на автомобильные и авиационные бензины, дизельные топлива и реактивные топлива.
Автомобильные и авиационные бензины. Основным показателем качества бензинов служит детонационная стойкость, которая характеризует способность бензина сгорать в ДВС с воспламенением от искры без детонации. Детонацией называется особый ненормальный режим сгорания топлива, при котором последняя порция рабочей смеси, находящаяся перед фронтом пламени мгновенно самовоспламеняется, в результате чего скорость распространения пламени очень резко возрастает и давление нарастает не плавно, а резкими скачками. Этот резкий перепад давления создает ударную детонационную волну, распространяющуюся со сверхзвуковой скоростью. Удар такой волны о стенки цилиндра вызывает вибрацию и характерный металлический стук. При детонационном сгорании двигатель перегревается, быстро изнашивается, что может привести к аварийным последствиям. Особенно опасна детонация в авиационных двигателях.
|
|
Детонационная стойкость сильно зависит от химического состава бензина: наибольшей стойкостью обладают ароматические и изопарафиновые у/в, наименьшей – парафиновые у/в нормального строения.
Мерой детонационной стойкости является октановое число бензинов – это показатель, численно равный процентному содержанию изооктана в эталонной смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна испытуемому бензину в условиях стандартного одноцилиндрового двигателя.
В зависимости от метода определения различают исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ), разница между ОЧИ и ОЧМ называется чувствительностью топлива.
Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе, или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют так называемое фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ). На специальных установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах: более жёсткий (моторный метод) и менее жёсткий (исследовательский метод). Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом.
|
|
Исследовательское октановое число (ОЧИ) (англ. Research Octane Number — RON) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, температуре всасываемого воздуха 52°C и угле опережения зажигания 13°. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.
Моторное октановое число (ОЧМ) (англ. Motor Octane Number — MON) определяется также на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин, температуре всасываемой смеси 149°C и переменном угле опережения зажигания. ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Оказывает влияние на высокую скорость и детонацию при частичном дроссельном ускорении и работе двигателя под нагрузкой, движении в гору и т. д.
Для увеличения октанового числа бензинов используют специальные вещества-антидетонаторы, называемые присадками, которые обладают способностью при добавлении в бензин в небольших количествах резко повышать его октановое число. Наиболее эффективной присадкой является тетраэтилсвинец (отсюда название – этилированный бензин), однако в последние годы в нашей стране и во многих других странах его использование в качестве присадки полностью запрещено, из-за негативного воздействия на окружающую среду оксида свинца, выделяющегося в процессе сгорания топлива (этилированный бензин запрещен!). Другой эффективной присадкой является метилтретбутиловый эфир, выпускаемый в нашем городе на СНХЗ.
Также важными характеристиками являются испаряемость, коррозионная активность, химическая стабильность бензинов.
Авиационные бензины отличаются от автомобильных, главным образом, детонационной стойкостью. Использование тетраэтилсвинца в авиационных бензинах разрешено.
Дизельные топлива. По частоте вращения различают быстроходные и тихоходные дизели. Степень быстроходности определяет требования к качеству дизельного топлива. К преимуществам дизельного двигателя можно отнести меньший расход топлива, меньшую среднюю температуру рабочего цикла, лучшую пожарную безопасность (вследствие присутствия более тяжелых у/в), меньшую токсичность выхлопных газов, полное отсутствие детонации. К недостаткам следует отнести их большую удельную массу, меньшую быстроходность и большую затрудненность запуска в зимних условиях. К наиболее важным показателям качества дизельного топлива относятся: цетановое число, воспламеняемость (способность к самовоспламенению), испаряемость, вязкость, коррозионная активность, низкотемпературные и экологические свойства.
Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (то есть свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.
Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с α-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0), когда эта смесь имеет тот же период задержки воспламенения, что и испытуемое топливо в тех же условиях. Начиная с 1962 года, для смешения используется не α-метилнафталин, а 2,2,4,4,6,8,8-гептаметилнонан, иногда называемый ГМН или изоцетан, которому присвоено цетановое число 15. В ГОСТ 3122 до сих пор предписывается использовать смесь н-гексадекана и α-метилнафталина. Для исключения α-метилнафталина было несколько причин: во-первых, он легко образует пероксиды, которые меняют цетановое число основанных на нём смесей, во-вторых, возникло подозрение, что он обладает канцерогенным действием. Он также обладает неприятным запахом, и его сложно получить в достаточно чистом виде.
|
|
Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе, что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии.
Оптимальную работу современных дизельных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом от 45 до 55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка горения (время между началом впрыскивания и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 48-51, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 48 единиц. Кроме того, технические условия для зимних сортов с депрессорными присадками разрешают выпуск арктического топлива с цетановым числом не менее 40.
Премиальное дизельное топливо более лёгкое, содержит больше легковоспламеняющихся лёгких фракций и поэтому более пригодно для запуска двигателя в холодную погоду. Кроме того, отношение водорода к углероду в лёгких фракциях выше, поэтому при сгорании такого дизельного топлива образуется меньше дыма.
При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива.
|
|
Цетановое число зависит от группового состава топлива (доли парафинов, олефинов, нафтенов, ароматики). Парафины, способные к самовоспламенению при низких температурах, являются полезным компонентом дизельного топлива. Неразветвлённые алифатические углеводородывоспламеняются при низкой температуре и давлении, тогда как более прочные молекулы — например, ароматические углеводороды,— требуют более жёстких условий для воспламенения.
Реактивные топлива. Воздушно-реактивные двигатели получили широкое применение в гражданской и военной авиации. К реактивным топливам применяются наиболее повышенные требования: оно должно полностью испаряться, легко воспламеняться и быстро сгорать в двигателе без срыва и проскока пламени, не образуя паровых пробок в системе питания, нагара и других отложений в двигателе, должно легко прокачиваться по системе питания в любых условиях эксплуатации, не вызывать коррозию, быть стабильным и безопасным при хранении и эксплуатации.
Газотурбинные топлива. Газотурбинные двигатели по принципу работы схожи с ВРД, в них отсутствует только реактивное сопло, а вся энергия продуктов сгорания преобразуется во вращательное движение вала газовой турбины и затем в соответствующий вид энергии. Газотурбинные двигатели обладают рядом преимуществ, таких как малые габариты, быстрый запуск, простота управления, высокая надежность, возможность работы на дешевом топливе (мазут, газ). Главный их недостаток – низкий КПД (24-27%).
К газотурбинным топливам предъявляются значительно менее жесткие требования. Главное требование – низкое содержание ванадия, натрия и калия, вызывающих коррозию камер и лопаток газовых турбин.
Котельные топлива. В нашей стране котельные топлива являются наиболее массовым нефтепродуктом. Однако в связи с интенсивной газификацией котельных установок производство котельных топлив будет сокращаться.
Качество котельных топлив нормируется следующими показателями: вязкость, температура вспышки, небольшое содержание серы.