Личность и проблема воли в разных теориях

Проблема воли как самостоятельная область исследований в научных теориях появилась в XV в., в эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к человеку, и в частности к проблеме личности. Именно в данный период к главным качествам личности отнесли свободу воли, предоставляющую право самостоятельно выбирать свой образ жизни. Как это нередко бывает со всем новым, и на этот раз в толковании воли не обошлось без крайностей и абсолютизации. Так, в экзистенциализме, философском движении XX в., где абсолютизировалась уникальность личного опыта, во имя свободы воли отвергались всякие существующие в обществе социальные нормы и ценности, которые маскируют в человеке истинно личностное.Вряд ли можно назвать определенным и современное состояние проблемы воли. Например, некоторые психологи утверждают, что поскольку воля столь тесно связана с процессами целеполагания, осознания и мышления, то понятие воли можно вообще исключить из психологического словаря, заменив его понятием «устойчивость поведения». Представители психоаналитической концепции, по существу, абсолютизируют самые различные начала воли, связывая ее либо с психосексуальной энергией полового влечения (3. Фрейд), либо с агрессивной энергией (К. Лоренц), либо с энергией стремления к власти (А. Адлер). Всех их объединяет мнение о том, что волевые действия направлены на поддержание самосохранения личности в условиях психологически напряженной ситуации. При этом игнорируется подтвержденная многочисленными примерами жизни возможность человека пренебрегать принципом самосохранения и даже жертвовать своей жизнью ради жизни других людей. Нет единомыслия по проблеме воли и среди физиологов. Так, по мнению И. Павлова, воля характеризует реакцию человека на внешнее воздействие. Аналогичных взглядов придерживались создатель реактологии К. Н. Корнилов и твердый приверженец рефлексологии В. М. Бехтерев. Ясно, что такая позиция практически исключает из волевого действия активное начало человека, оставив его «один па один» с внешними раздражителями. В этой связи Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин развернули свои исследования воли в направлении способности человека сознательно управлять своим поведением при встрече с психологически сложными ситуациями. Среди сторонников этого направления многие рассматривают волю исключительно как результат системы воспитательных мер. Вместе с тем исследования последних лет показали, что воля есть продукт не только социально обусловленных, но и врожденных факторов.Так, установлено (Е. Ильин, М. Ильина, Н. Скрябин и др.), что такие «спутники» воли, как решительность, смелость, терпеливость, тесным образом связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В частности, терпеливость (как поддержание работоспособности с помощью волевых усилий) и упорство характерны для лиц с сильной нервной системой и инертностью процессов возбуждения. Решительность проявляется в большей мере у лиц с подвижностью процессов возбуждения и сильной нервной системой. Трусость - у лиц со слабой нервной системой и подвижностью процессов торможения.Из того, что факторы - «спутники» воли зависят от различных характеристик нервной системы, следуют такие выводы. Во-первых, повседневные ситуации требуют проявления различных сторон воли (юноша может быть решительным при прыжках с парашютом, но застенчивым при попытке познакомиться с приглянувшейся ему девушкой). Это означает, что воля - ситуативное свойство индивида, и маловероятно, что оно присутствует у него вместе со смелостью, решительностью, терпеливостью и т.п.Во-вторых, обусловленность воли совместным действием - с одной стороны, врожденными типологическими особенностями проявления нервной системы индивида, а с другой - социально приобретенными им характеристиками личности - ставит вопрос о соотношении этих факторов. И если врожденное начало значительно превышает приобретенное, то возможности воспитательных воздействий на индивида, увы, будут ограниченны.

Я-концепция

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.
Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях... он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализаСформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.? Р. Берне выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая(образ Я) - представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая(самооценка) - аффективная оценка этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Деление Я-концепции на компоненты условно. Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: