Представления о защитных механизмах в теории З. Фрейда

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.
Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации.
Рационализация связана со стремлением 'Сверх-Я' хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее. в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (см. приложение) или очищение человека от нее.




Сознательное, предсознательное и бессознательное в теории З.Фрейда

В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией - "цензурой", которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, невидимую, -бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Все психические процессы связаны между собой по вертикали и горизонтали.
Сознательное. Фрейд говорит, что «сознательное» - это не «суть» психики, а ее «качество».
Такой психический элемент, как, например, представление, обычно не осознается длительно. Состояние осознательности быстро проходит, но при определенных условиях представление может снова вернуться в сознание. Все наше знание связано с сознанием. Ведь и бессознательное мы можем узнать
только путем того, что делаем его сознательным». Но «что значит «сделать что-то сознательным?» - задается вопросом Фрейд.Сознание по Фрейду это поверхность психического аппарата. «Сознание – это все восприятия, приходящие извне(чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами». Но куда отнести мыслительные процессы? «Они протекают где-то в глубине аппарата в виде смещений психической энергии по пути к действию». Бессознательное. Фрейд считал, что если мысли или чувства кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувствами, то связь нужно искать в бессознательном.К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые "цензуре" и "подавляемые". Этот материал не утерян, не забыт, но он не допускается к воспоминанию, а поэтому проявляется в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями - в описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и т.д. Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью. Допущенные в сознание воспоминания о происшедшем десятилетия назад, не теряют своей эмоциональной силы. Они не организуются хронологически, время ничего в них не меняет, идея времени не применима к ним.
Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией. Предсознательное. Предсознание - часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти - часть предсознания. Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Оно находится между сознанием и бессознательным.








double arrow
Сейчас читают про: