Теория личности Г.С. Салливена

Гарри Стэк Салливан внес существенный вклад в теорию личности. Он явился автором межличностного подхода выдвинув идею о том, что понятие индивида о самости является выражением отношения других людей к нему.
Г.С.Салливан принадлежит к числу неофрейдистов, он придерживался межличностной модели самости и идеи о том, что личность есть продукт взаимодействия между человеческим организмом и семейно-общественными структурами. Салливан смещал акценты от либидо З.Фрейда к области самоуважения и корректировки.
В противоположность З.Фрейду, Г.С.Салливан делал больший упор на социологическом и межличностном развитии личности, а не на неврологических детерминантах. Салливан пролил свет на более тесные взаимосвязи между психоанализом и социальной теорией XX века.
Будучи выдающимся психотерапевтом, Г.С.Салливан не оставил формализованного описания своей теории.
Современный американские теории личности уходят корнями в работы Г.С.Салливана. Салливана можно отнести к представителям теории психосоциального конфликта.
Г.С.Салливан представляет жизнь как процесс постоянного и прогрессирующего развития с рождения человека до самой его смерти.
Согласно Г.С.Салливану, каждый человек в течении жизни проходит 7 стадий развития:
 младенчество,
 детство,
 отрочество,
 период, предшествующий юности,
 юность,
 поздний период юности,
 зрелость.
Салливан также был пионером в исследовании беспокойства. Он говорил о том, что жизнь – это диалектика между гомеостазом и беспокойством. Гомеостаз имеет как органический, так и психологический аспект. На уровне организма индивид стремится к достижению гомеостаза, то есть к достижению динамического состояния «эйфории», при котором имеет место удовлетворение всех потребностей.
На психологическом уровне индивид стремится к безболезненному приспособлению к окружающей среде. Психологический механизм дает индивиду возможность ощущать себя в ладу со своим окружением и собственным Я.
Силой, сводящей на нет состояние «эйфории», вносящей в жизнь человека тревогу и нервозность, является беспокойство, происходящее из низкой самооценки.
В беспокойстве таится корень душевных заболеваний, и поэтому одной из целей, которые ставил перед собой Салливан, является избавление людей от чувства беспокойства.
Самый и примитивный и, возможно, самый чувственный аспект личности формируется у младенца под влиянием матери или человека, заменяющего ему мать. Если эти младенческие аспекты личности будут слишком искажены, то это скажется в нарушениях в последующем развитии и в результате может привести к формированию патологической личности. Если искажения, передающиеся ребенку от матери, не слишком выражены, они могут принимать у мальчиков форму последующей юношеской оценки собственного «Я» как бы глазами матери. В подобных случаях невропатическая зависимость от матери велика и от нее трудно освободиться даже в зрелые годы, когда образ матери может принимать форму жены или близкой подруги.
Салливан полагал, что люди крайне редко не входят в контакт с другими людьми, не соблюдая при этом значительных предосторожностей и не испытывая некоего чувства ожидания отпора со стороны других. Понимание блоков общения является необходимым условием для понимания присущего всем людям чувства беспокойства. Интегрирующие и дезинтегрирующие механизмы в отношениях между людьми. Основополагающие понятия в теории личности, разработанной Салливаном, это напряжения и трансформации энергии, причем данные термины следует рассматривать в чисто физическом смысле. Салливан представлял личность человека как когнивную систему, энергия в которой может существовать либо в виде напряжений (потенциальных возможностей действия), либо в виде трансформации энергии (непосредственных действий).
Напряжения вызываются потребностями или тревогой. Напряжения, вызываемые потребностями, представляют собой потенциальную возможность продуктивных действий. Напряжения, вызываемые тревогой, влекут за собой непродуктивное или деструктивное поведение.
Трансформации энергии упорядочиваются и превращаются в конкретные формы поведения, которые характеризуют человека в течении всей его жизни. Иначе эти формы поведения Салливан называет динамизмы, делящиеся на два основных класса: первый из них связан со специфическими участками тела: ртом, анусом и гениталиями; второй относится к напряжению и состоит из трех категорий: рассогласовывающих, изолирующих и согласовывающих. Изолирующие образцы поведения не связаны с межличностными отношениями (например: сексуальной влечение).
Салливан считал, что любое напряжение является потенциальной возможностью действовать, которая может быть как осознанной, так и неосознанной.
К интегрирующим механизмам относятся ряд категорий из динамизмов.
Первый из описанных видов напряжений – это потребности. Потребности вызываются биологическим дисбалансом между человеком и физико-химической средой внутри и вне организма. Потребности выстраиваются в порядковые ряды, причем нижестоящие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь.
Салливан выделяет понятие межличностная потребность. Самая основная межличностная потребность – потребность в ласке, она присуща каждому человеку.
Согласовывающие динамизмы: Близость. Потребность в близости выражается в близости, которая является согласовывающим механизмом. Близость предполагает тесные взаимоотношения между людьми, имеющими более или менее равный статус. Каждый из них видит в другом равную себе личность, а не только объект наслаждения.
Близость является целостным динамизмом, который направлен на то, чтобы вызвать у партнера симпатию, нежность и преданность и тем самым избавиться от двух неприятных чувств: тревоги и одиночества.
Близость развивается у детей перед половой зрелостью и обычно существует между детьми одного пола.
Я система – согласовывающий динамизм, возникающий из межличностного общения.
Рассогласовывающие механизмы:
Тревога. Тревога – переживание, связанное с воображаемой или реальной угрозой безопасности. Тревога отличается от напряжений, связанных с потребностями тем, что она является неопределенной и не побуждает к каким-либо последовательным действиям.
Салливан утверждал, что тревога появляется изначально у человека не в результате каких либо реальных событий окружающего мира, а передается младенцу от родителя в результате процесса эмпатии. Младенец не способен бороться с тревогой. Тревога тормозит развитие полноценных межличностных отношений, так как реакция у взрослого человека на тревогу младенцу не чаще всего, по Г.С.Салливану, не соответствует потребностям ребенка, в результате ребенок начинает тревожиться еще больше, родитель еще больше. Тревога делает нас неспособными учиться, сужает диапазон восприятия, ослабляет память.
Озлобленность. Озлобленность, по Г.С.Салливану, это динамизм злости и ненависти, который характеризуется чувством, что человек живет среди врагов. Озлобленность часто принимает форму застенчивости, вредности, жестокости или других форм антиобщественного поведения.
Озлобленность возникает в возрасте 2-3 лет, когда дети начинают игнорировать и отвергать действия, которые фактически были проявлениями материнской ласки. Многие родители пытаются контролировать поведение детей с помощью наказаний. В результате дети начинают воздерживаться от любых проявлений потребности в ласке, защищая себя с помощью недоброжелательного отношения к окружающим, озлобленности. Родителям становится все труднее воздействовать на ребенка с помощью ласки, что, в свою очередь, закрепляет его негативное отношение к окружающему миру.
Развитие Я-системы.В качестве центрального динамизма, обеспечивающего нормальное функционирование человеческой личности, Г.С.Салливан рассматривает Я-систему. Я-система – комплексный образец поведения, который обеспечивает безопасность личности, защищая ее от тревоги. Я система – согласовывающий динамизм, возникающий из межличностного общения.
Я система развивается в возрасте 12-18 месяцев, когда ребенок начинает понимать, какие поступки поднимают уровень тревоги, а какие ее снижают. До этого основными формами неприятных переживаний были страх и боль. Когда же начинается процесс воспитания, поощрение и наказание вызывает у ребенка тревогу.
По мере развития Я-системы у человека начинает формироваться устойчивый образ самого себя, поэтому любой межличностный опыт, который воспринимается как несогласующийся с этим внутренним образом, становится угрозой безопасности. В результате человек старается защитить себя от межличностных напряжений с помощью действий, обеспечивающих безопасность. Целью этих действий является снижение чувств неуверенности и тревоги, появившиеся вследствие возникшей угрозе самооценке. Этими двумя действиями являются диссоциация и селективное игнорирование.
Диссоциация включает в себя стремления и потребности, которые человек не хочет допускать в сознание. Переживания взрослого человека, как и ребенка могут стать диссоциированными, если не соответствуют стандартам поведения данного человека. Однако, эти переживания не исчезают, так как оказывают влияние на личность на уровне подсознания. Диссоциированные образы и напряжения могут проявляться в снах, мечтах и других бессознательных действиях. Селективное игнорирование (иначе – паратаксическое искажение)– это отказ замечать вещи или явления, которые человек не хочет замечать. Селективно игнорируемые переживания более приемлемы для сознания и более ограниченны в возможностях. Они возникают уже после того, как установилась Я-система, и активизируются, когда мы пытаемся заморозить переживания, которые с ней не согласуются. Селективно игнорируемые ощущения, как и диссоциации, воздействуют на человека, даже если не осознаются им, и определяют, какие фрагменты этих переживаний будут присутствовать в сознании, а какие – будут игнорироваться и отрицаться. Паратаксическое искажение напоминает некоторые защиты, в частности, проекцию в классификации З.Фрейда.
Поскольку и диссоциации и селективное игнорирование искажают восприятие действительности человеком, они являются тормозом личностного развития.
При завершении младенчества ребенок формирует символы хорошей матери и плохой матери, чтобы обозначить свой опыт восприятия других как соответственно одобряющих или неодобряющих его. Эти два различных вида переживания взаимодействия с другими становятся взаимосвязанными с одновременно возникающим образованием восприятия хорошего и плохого меня. «Хороший я» и «плохой я» - это определения, данные личности изначально другими людьми










































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: