Главная задача для Бэкона заключалась в

   1) разработка проблемы материи

   2) исследование сознания

   3) изучение сущности человека

   4) создание новых методов познания

 

Ведущую роль разума познании обосновывали представители

   1) гилозоизма

   2) деизма

   3) эмпиризма

   4) рационализма

 

Индукция – это метод познания, базирующийся на основе изучения

   1) исследовательских способностей самого человека

   2) частных факторов

   3) общих теоретических положений

   4) и частных факторов и общетеоретических принципов

 

58. Автор всемирно известной книги «Левиафан»:

   1) Бэкон

   2) Гоббс

   3) Локк

   4) Декарт

 

Государство, по Гоббсу, есть

   1) следствие появления частной собственности

   2) результат естественного договора между людьми

   3) результат божественных творений

В вопросе о методологии познания Гоббс выступал за использование

   1) индукции

   2) дедукции

   3) индукции и дедукции вместе

 

60.

Метод получения новых знаний, основывающийся на изучении   общих теоретических положений:

   1) дедукция

   2) анализ

   3) аналогия

   4) индукция

 

61.

Основатель дуалистической философии XVII в:

   1) Гоббс

   2) Бэкон

   3) Декарт

   4) Спиноза

 

62.

Дуализм исходит из признания

   1) первичности материи

   2) первичности сознания

   3) наличия 2-х самостоятельных субстанций

 

63.

Основоположником рационализма Нового времени является

   1) Дидро

   2) Гассенди

   3) Локк

   4) Декарт

 

64.

Автор учения о врожденных идеях

   1) Бэкон

   2) Декарт

   3) Спиноза

   4) Гоббс

 

65.

Яркий представитель европейского рационализма, последователь Декарта:

   1) Бэкон

   2) Спиноза

   3) Гоббс

   4) Локк

 

66.

Главное философское произведение Спинозы

   1) «Этика»

   2) «Рассуждение о методе»

   3) «Новая Атлантида»

   4) «Левиафан»

 

67.

Особенностью философии Спинозы является

   1) деизм

   2) гилозоизм

   3) пантеизм

   4) дуализм

 

68.

Отождествление Бога и природы – это выражение

   1) дуализм

   2) гилозоизм

   3) деизм

   4) пантеизм

 

69.

Критерием истинности знаний с точки зрения Спинозы является:

   1) ясность мысли

   2) соответствие действительности

   3) полезность

   4) практика

 

70.

Автор произведения «Человек – машина»:

   1) Гольбах

   2) Ламетри

   3) Гельвеций

   4) Дидро

 

71.

В понимании общественной жизни французские материалисты   были:

   1) идеалистами

   2) дуалистами

   3) материалистами

   4) деистами

 

72.

Пантеизм – этот термин означает:

   1) признание Бога как творца мира

   2) идею божественного первотолчка

   3) тождество Бога и природы

 

73.

Философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого:

   1) витализм

   2) гилозоизм

   3) панпсихизм

 

Часть III Немецкая классическая Философия

 

74.

Вершиной в развитии европейской философской мысли называют:

   1) французский материализм XVIII в.

   2) английский материализм XVII в.

   3) итальянскую философию эпохи Возрождения

   4) немецкую классическую философию

 

75.

Основателем немецкой классической философии является:

   1) Гегель

   2) Гёте

   3) Кант

   4) Фейербах

 

 

76.

Немецкая классическая философия получила особое  распространение в

   1) конце XVIII – 1-й половине XIX в.

   2) в первой половине XVII в.

   3) с середины по конец XVIII в.

   4) в конце XVIII в.

 

77.

Немецкий философ, профессор кенигсбергского университета:

   1) Фейербах

   2) Кант

   3) Гегель

   4) Шеллинг

 

78.

Центральное понятие всей философии Канта:

   1) материя

   2) сознание

   3) причина

   4) «вещь в себе»

 

79.

«Вещь в себе» - это субстанция, которая, с точки зрения Канта,

   1) может быть понята разумом

   2) может быть превращена в вещь для нас

   3) не может быть понята разумом

80.

«Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех». Этот нравственный закон был сформулирован:

   1) Кантом

   2) Фейербахом

   3) Шеллингом

   4) Гегелем

 

81.

По своему характеру гносеология Канта была:

  1) материалистической

   2) дуалистической

   3) идеалистической

 

82.

Учение Канта – это учение о противоречиях:

   1) в природе

   2) в обществе

   3) в разуме

   4) в сущности человека

 

83.

«Критика практического разума» Канта – это учение о

   1) об искусстве

   2) о политике

   3) об общественном прогрессе

   4) морали

84.

Самый выдающийся представитель немецкой классической философии:

   1) Гегель

   2) Кант

   3) Гердер

   4) Фейербах

 

85.

Философская система Гегеля по своему характеру

   1) дуалистическая

   2) идеалистическая

   3) материалистическая

 

86.

Метод Гегеля:

   1) метафизика

   2) материалистическая диалектика

   3) идеалистическая диалектика

87.

В центре внимания в философии Канта проблема

   1) природы

   2) общества

   3) религии

   4) теории познания

 

88.

Первоосновой всего сущего, по Гегелю, является:

   1) абсолютная идея

   2) огонь

   3) природа

      4) алейрон

 

89.

«Все разумное действительно, все действительное разумно». Эта фраза принадлежит:

   1) Канту

   2) Гегелю

   3) Фихте

   4) Фейербаху

90.

Разуму присуща не только сила, но и определенные границы возможностей. Так считал:

   1) Фейербах

   2) Шеллинг

   3) Кант

   4) Гегель

 

91.

Главная заслуга Гегеля в разработке им

   1) теории объективного идеализма

   2) проблем естествознания

   3) диалектики как всеобщего метода познания

 

92.

«Противоречие – корень всякого движения и жизненности». Это высказывание принадлежит:

   1) Канту

   2) Фейербаху

   3) Фихте

   4) Гегелю

 

93.

Отрицание, по Гегелю,

   1) уничтожает старое

   2) сохраняет старое

   3) преодолевая старое, сохраняет все положительное из него

 

94.

Развитие, с точки зрения Гегеля, происходит

   1) по спирали

   2) по кругу

   3) по прямой

   4) зигзагообразно

 

95.

Завершающий этап в развитии немецкой классической философии связан с именем:

   1) Гегеля

   2) Фейербаха

   3) Фихте

   4) Шеллинга

96.

Предмет новой философии, считал Фейербах, - это прежде всего:

   1) бытие

   2) мышление

   3) человек

 

97.

Самая фундаментальная работа Фейербаха, это:

   1) «К критике философии Гегеля»

   2) «Мысли о смерти и бессмертии»

   3) «Основные положения философии будущего»

   4) «Сущность христианства»

 

98.

Фейербах утверждает, что:

   1) Бог – творение человека

   2) Человек – творение Бога

   3) Человек – продукт социальной среды

   4) Природа и Бог тождественны

 

99.

Традиционную религию предлагал заменить религией любви:

     1) Гегель

   2) Фейербах

   3) Фихте

   4) Кант

 

Часть IV Русская философия

100.

Расцвет отечественной философии приходится на:

     1) XVII в.

   2) XVIII в.

   3) XIX в.

   4) XX в.

101.

Автор «Философических писем»:

   1) Ломоносов

   2) Радищев

   3) Хомяков

   4) Чаадаев

 

102.

Литературный критик, представитель западничества:

   1) Белинский

   2) Боткин

   3) Огарев

   4) Грановский

103.

Русский философ, публицист, автор романа «Что делать?»:

      1) Писарев

   2) Добролюбов

   3) Чернышевский

   4) Шелгунов

 

104.

Автор философских произведений «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради»:

     1) Плеханов

   2) Ленин

   3) Базаров

   4) Богданов

 

105.

Циолковский – представитель такого направления, как:

     1) антропологический материализм

   2) «разумный эгоизм»

   3) персонализм

   4) русский космизм

 

106.

Автор «философии всеединства»:

   1) Соловьев

   2) Бердяев

   3) Булгаков

   4) Флоренский

 

107.

Первый древнерусский философ:

   1) Илларион

   2) Радонежский

   3) Сорский

   4) Мономах

 

108.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основном:

   1) идеализма

   2) скептицизма

   3) материализма

   4) прагматизма

 

109.

Решающую роль в истории, по мнению Радищева, играет:

   1) народ

   2) и народ и выделяющаяся личность

   3) выделяющаяся личность

   4) религия

 

110.

Русская мысль в течение XIX в. была более всех занята проблемой:

   1) теории познания

   2) методологии

   3) природы

   4) философии истории

 

111.

Представитель западничества, чьи взгляды эволюционировали от идеи европеизации России до признания крестьянской общины в качестве основной ячейки будущего социалистического общества в России:

   1) Герцен

   2) Белинский

   3) Огарев

   4) Грановский

 

112.

Знаменитые пушкинские строки

«Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

 Россия вспрянет ото сна …»

адресованы русскому мыслителю, публицисту:

   1) Грановскому

   2) Станикевичу

   3) Чаадаеву

   4) Самарину

 

113.

Русским Сократом в России называли:

   1) Герцена

   2) Федорова

   3) Ломоносова

   4) Бердяева

 

114.

Самым первым в России воздвиг «храм любомудрия и науки»:

   1) Татищев

   2) Прокопович

   3) Кантемир

   4) Ломоносов

 

115.

Крупный просветитель, философ – материалист XVIII в, автор книги «О человеке, его смертности и бессмертии»:

   1) Радищев

   2) Посошков

   3) Татищев

   4) Прокопович

 

116.

Два направления русской общественной и философской мысли: славянофильство и западничество сформировались в:

   1) XX в.

   2) XVII в.

   3) XIX в.

   4) XX в.

 

117.

Славянофилы обвиняли западников в

   1) консерватизме

   2) материализме

   3) идеализме

   4) подражательстве

 

 

118.

 Самый выдающийся представитель западничества:

   1) Белинский

   2) Герцен

   3) Огарев

   4) Грановский

 

119.

Самый значительный представитель славянофильства:

   1) Анненков

   2) Хомяков

   3) Самарин

   4) Киреевский

 

120.

Двигателем общественного прогресса, с точки зрения западничества, является:

   1) религиозная вера

   2) революция

   3) просвещение

   4) народ

 

121.

Западники критиковали славянофилов за

   1) подражательство

   2) материализм

   3) консерватизм

   4) идеализм

 

122.

  Ключевая проблема философии Соловьева:

   1) проблема природы

   2) проблема общества

   3) проблема всеединства

   4) проблема познания

 

123.

Путь к мировой гармонии, по мнению Соловьева, лежит через:

   1) насилие, войны

   2) компромисс

   3) веру, любовь, согласие

 

124.

Творение Добра, с точки зрения Соловьева должно быть делом:

   1) правительства

   2) общим делом каждого человека

   3) выдающейся личности

 

125.

«Спокойная совесть – изобретение дьявола» - это высказывание принадлежит крупнейшему представителю религиозной философии XIX в:

   1) Хомякову

   2) Аксакову

   3) Киреевскому

   4) Соловьеву

 

126.

Родоначальниками экзистенциализма, «русским Гегелем ХХв.» является:

   1) Бердяев

   2) Булгаков

   3) Флоренский

   4) Лосский

 

127.

«Широк русский человек, широк, как русская земля, как русские поля» - эти слова принадлежат глубокому исследователю русской души, автору трактата «Русская идея»:

    1) Карсавину

   2) Булгакову

   3) Бердяеву

   4) Шпету

 

128.

По мнению Бердяева, человека по-настоящему свободным и добрым делает:

   1) свобода рациональная

   2) свобода как любовь к богу

   3) свобода иррациональная

 

129.

Представитель естественнонаучного течения в русском космизме:

   1) Федоров

   2) Сухово-Кобылин

   3) Соловьев

   4) Циолковский

 

Часть V Познание

 

130.

«В мире не существует непознаваемых вещей, а есть вещи, пока еще не познанные» - это поэзия:

   1) диалектического материализма

   2) идеализма

   3) агностицизма

   4) метафизического материализма

 

131.

Критерием истинности знаний является:

   1) ясность мысли

   2) общезначимость знания

   3) практика

   4) полезность знания

 

132.

Представитель скептицизма в Древней Греции:

   1) Зенон

   2) Фалес

   3) Пиррон

   4) Левкипп

 

133.

«Истина есть организующая форма человеческого опыта» - это высказывание представителя:

   1) диалектического материализма

   2) субъективного идеализма

   3) объективного идеализма

   4) метафизического материализма

134.

Истина есть плод человеческого соглашения – это позиция:

   1) прагматизма

   2) эклектики

   3) софистики

   4) конвенциолизма

 

135.

Истина – это характеристика:

   1) вещей материального мира

   2) наших знаний о вещах материального мира

 

136.

К формам абстрактного мышления относится:

   1) понятие

   2) ощущение

   3) восприятие

   4) представление

 

137.

Форма познания, в которой отражаются отдельные свойства предметов:

   1) восприятие

   2) представление

   3) ощущение

   4) суждение

 

138.

Того, кто познает, называют:

   1) объектом познания

   2) предметом познания

   3) субъектом познания

 

139.

Тех, кто отрицает познаваемость мира называют:

   1) скептиками

   2) агностиками

   3) софистами

 

140.

Позиция признания познаваемости мира, сочетающаяся с выражением сомнения в достоверности знания – это позиция:

   1) антимизма

   2) агностицизма

   3) скептицизма

 

141.

Практика является:

   1) конечным пунктом познания

   2) исходным и конечным пунктом познания

   3) исходным пунктом познания

 

142.

Наука отражает мир в виде:

   1) понятий, принципов, законов

   2) художественных образов

   3) религиозных догматов

 

143.

Внутренние противоречия в науке

   1) ускоряют ее развитие

   2) являются источником ее развития

   3) осложняют ее развитие

144.

Самая емкая форма знания – это знание

   1) религиозное

   2) научное

   3) художественное

   4) обыденное знание

 

145.

«Здравым смыслом» называют знание:

   1) научное

     2) религиозное

   3) обыденное

   4) художественное

 

146.

Художественное познание – это познание:

   1) научное

   2) ненаучное

   3) псевдонаучное

 

Часть VI Общество

 

147.

Материалистическое понимание общества сформировалось в:

   1) английском материализме XVII в.

   2) французском материализме XVIII в.

   3) немецкой классической философии

   4) марксистской философии

 

148.

Определение общества как «многообразия связей и отношений, в которых индивиды находят друг друга» было дано:

   1) Марксом

   2) Гоббсом

   3) Руссо

   4) Гегелем

 

149.

Необходимым условием возникновения и развития общества является:

   1) абсолютная идея

   2) договор

   3) труд

   4) некий абстрактный закон образования сложных и гармоничных систем

 

150.

Качественно новый тип общества, движущей силой которого является производство не материальных ценностей, а знаний, - это:

   1) «постиндустриальное» общество

   2) «технотронное»

   3) «постсовременное»

   4) информационное

 

151.

Интегративным критерием общественного прогресса является уровень

   1) развития материального производства

   2) гуманизации общества, положения в нем личности

   3) свободы

   4) духовной жизни

152.

Основа производственных отношений – это отношения

   1) собственности

   2) обмена

   3) распределения

 

153.

Основная составляющая производительных сил – это:

   1) предметы труда

   2) орудия труда

    3) человек

   4) источники энергии

 

154.

Критерий, являющийся основанием для формационного подхода к общественному развитию:

   1) географический

   2) рыночные отношения

   3) тип культуры

   4) способ производства материальных благ

 

155.

Общее понятие цивилизации определяется, как:

   1) деградация культуры

   2) разумно организованное, высокоразвитое общество во всей его целостности

   3) ступень развития общества

   4) меры развития материальной культуры

 

156.

Место России в развитии мировой цивилизации:

   1) России свойственен евразийский тип цивилизации

   2) Россия ближе к цивилизации Запада

   3) Россия ближе к культуре Востока

 

157.

Историософичной всегда была философия:

   1) Англии

   2) Франции

   3) России

   4) Германии

 

158.

Если изобразить направленность общественного развития графически, то изображение будет выглядеть, как:

   1) круг

   2) прямая линия

   3) спираль

 

159.

Фундаментальный закон развития общества – это закон:

   1) классовой борьбы

   2) соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производственных сил

   3) прибавочной стоимости

 

 

160.

Игнорирование роли и значения объективных факторов общественного развития есть проявление

   1) догматизма

   2) релятивизма

   3) скептицизма

   4) волюнтаризма

 

161.

Все предопределено свыше, люди ничего не могут изменить – это позиция:

   1) субъективизма

   2) догматизма

   3) фатализма

 

162.

По глубине проникновения в действительность сознание общества делится на:

   1) обыденное и теоретическое

   2) индивидуальное и общественное

   3) массовое и специализированное

 

163.

Форма общественного сознания:

   1) идеология

   2) мораль

   3) общественная психология

   4) теоретическое сознание

 

164.

Правильный ответ на вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания будет звучать так:

   1) общественное сознание не зависит от общественного бытия

   2) общественное сознание целиком и полностью зависит от общественного бытия

   3) общественное сознание, определяясь уровнем развития общественного бытия, сохраняет свою относительную самостоятельность

 

165.

   Наиболее влиятельной из форм общественного сознания является:

   1) мораль

   2) религия

   3) искусство

   4) политическое сознание

 

166.

Философия как форма общественного сознания отражает мир в форме:

   1) понятий, принципов законов

   2) художественных образов

   3) религиозных догматов

   4) нравственных норм

 

167.

Общественное мнение, настроение, слухи, мода – эти структурные элементы:

   1) идеологии

   2) социальной психологии

   3) политического сознания

   4) специализированного сознания

 

168.

Добро, зло, честь, совесть, человеческое достоинство – эти категории такой формы общественного сознания, как:

   1) политическое сознание

   2) правовое сознание

   3) мораль

      4) искусство

 

169.

Форма общественного сознания, в в которой мир отражается в форме художественных образов:

   1) правовое сознание

   2) мораль

   3) религия

   4) искусство

 

170.

Отношения личности с обществом, с другими лицами являются предметом:

   1) политического сознания

   2) морали

   3) искусства

   4) религии

 

Часть VII Человек. Личность. Свобода.Ценности.

171.

Человек – это существо

   1) биосоциальное

   2) биолгическое

   3) социальное

 

172.

«Человек – это политическое животное». Эта фраза принадлежит:

   1) Аристотелю

   2) Августину Блаженному

   3) Декарту

   4) Фрейду

 

173.

   Человек – это механизм, сложная машина. Такая позиция имела место в философии

    1) средневековья

   2) античности

   3) нового времени

   4) русской

 

174.

«Мыслящий тростник», так называл человека религиозный философ, писатель, математик и физик Нового времени:

   1) Бэкон

   2) Паскаль

   3) Декарт

   4) Гоббс

 

175.

Марксистское понимание сущности человека выражено в суждении:

   1) Человек – мера всех вещей

   2) Человек – дитя природы

   3) Человек – существо духовное

   4) Человек – совокупность всех общественных отношений

176.

В связи с общественными отношениями человек выступает как:

   1) и субъект, и объект общественных отношений

   2) субъект общественных отношений

   3) объект общественных отношений

 

177.

Человек движим животным инстинктом, главным образом инстинктом эроса. Это точка зрения:

   1) Фромма

   2) Дубинина

   3) Фрейда

   4) Маркса

 

178.

Человека как биосоциальное существо рассматривал:

   1) Фрейд

   2) Фролов И.Т.

   3) Гальтон

   4) Шальмайер

 

179.

Сторонником социологизаторской трактовки проблемы человека является:

   1) Фрейд

   2) Шальмайер

   3) Дубинин Н.П.

   4) Мор

 

180.

Генофонд человечества

   1) ухудшается

   2) улучшается

   3) остается неизменным

 

181.

Житейская мудрость гласит: 9/10 нашего счастья зависит от:

   1) материального благополучия

   2) карьеры

   3) здоровья

   4) славы

 

182.

«Труд человека – лучший способ наслаждения жизнью». Автор этого высказывания:

   1) Вольтер

   2) Кант

   3) Гегель

   4) Фейербах

 

183.

Способности человека предопределяются фактором:

   1) генетическим

   2) социальным

   3) и генетическим, и социальным

184.

Истинным является утверждение:

   1) человек велик

   2) человек многогранен

   3) человек низок

185.

Человек не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий, одинокий, глубоко несчастный в центре внимания философии:

   1) экзистенциализма

   2) неопозитивизма

   3) персонализма

   4) томизма

 

186.

«Ценность человеческой личности – это высшая иерархическая ценность в мире». Автор высказывания:

   1) Соловьев

   2) Розанов

   3) Лосский

   4) Бердяев

 

187.

Личность – это

   1) выдающийся человек

   2) человек во всем многообразии социальных значимых качеств

   3) человек, обладающий совокупностью биологических, психологических, социальных качеств

   4) «идеальная субстанция»

 

188.

Единичный представитель человеческого рода. Это определение понятия

   1) личности

   2) человека

   3) индивида

   4) индивидуальности

 

189.

Совокупность своеобразных, неповторимых черт, отличающих одного человека от другого – это характеристика понятия

   1) индивидуальности

   2) индивида

   3) личности

 

190.

Личность – продукт

   1) воспитания

   2) воспитания и самовоспитания

   3) самовоспитания

 

191.

Изучение диалектики соотношения личности и общества позволяет сделать вывод:

   1) общество воздействует на формирование личности

   2) личность воздействует на общество

   3) в данном случае имеет место взаимодействие личности и общества

 

192.

«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Автор этого высказывания

   1) Кант

   2) Монтескье

   3) Кондельян

   4) Руссо

193.

«Свобода – это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома». Это высказывание принадлежит:

   1) Зенону Элейскому

   2) Спинозе

   3) Канту

   4) Гегелю

 

194.

Истинным является следующее суждение. Свобода – это

   1) полная независимость от обстоятельств

   2) способность и возможность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, основанными на знании закономерностей мира

     3) химера

   4) «познанная необходимость

 

195.

Свободу следует понимать как

   1) «свободу от …»

   2) «свободу для …»

   3) неразделенное единство «свободы от …»

   4) «свободы для …»

 

196.

Свобода по отношению к ответственности

   1) предполагает ее, не существует без нее

   2) полностью ее исключает

 

197.

Зависимость между свободой и ответственностью характеризуется как

   1) обратно пропорциональная

   2) прямо пропорциональная

 

198.

Ответственность стала основополагающим принципом этики в

   1) XVII в.

   2) XX в.

   3) XIX в.

   4) XVIII в.

 

199.

«В каждом человеке природа выходит либо злаками, либо сорной травой. Пусть же он своевременно поливает первое и истребляет  второе.» Автор этого высказывания

   1) Бэкон

   2) Гоббс

   3) Локк

   4) Спиноза

 

Вариант 4

Тема 1. Философия Древнего мира 1. Какие основные философские школы существовали в древней китайской философии?
2. Кто был основателем даосизма в Китае?
3. К какой философской традиции относится принцип «недеяния»?
4. Что означает «недеяние» в даосизме?
5. С каким видом общественных отношений сравнивается управление обществом в конфуцианстве?
6. Что такое карма в древнеиндийской философии?
7. Что буддизм ввел в качестве исходного основания в свою философию?
8. Что является письменным источником философии буддизма?
9.Кто является наиболее известным представителем философии Древней Индии?
10. Какие черты характерны для древнегреческой философии?
11. Какому мыслителю принадлежит высказывание: «Все течет, все изменяется»?
12 Какой древнегреческий философ является автором атомистической трактовки бытия?
13. В чем суть учения Платона о познании?
14 Какие философские учения появились в Древней Греции?
15.Какие варианты первоначала мироздания: выдвигали древнегреческие натурфилософы?
16.Кто считается основателем этики в западноевропейской философии?
17. Какие философские школы существовали в период эллинизма?
18. Кто автор знаменитого высказывания «Человек, познай себя сам»?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: