К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент

Этапы исследования

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

Целью психолого-педагогических исследований является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс.

В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования, на каждом из которых должны быть применены своеобразные сочетания научно-педагогических методов.

 

 

Этапы исследования и методы, применяемые на каждом этапе:

1. Общая характеристика основных понятий пред­мета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования. На этом этапе используются методы теоретического поиска, которые исследователь избирает с учетом особенностей исследования и своих возможностей.

2. Анализ типичного состояния практики ре­шения подобных задач в массовой школе. Исследователь выбирает возможный арсенал методов ана­лиза реального педагогического процесса (наблюдение, беседы).

3. Конкретизация ги­потезы исследования. На данном этапе должны применяться методы экспериментального поиска решений проблемы.

4. Проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие количественные методы эксперимента и опытной про­верки.

5. Обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса. Чаще всего здесь придется избирать сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.

Таким образом, выбор методов исследования не является произвольным актом в деятельности ученого, а де­терминируется особенностями решаемых задач, специфи­кой содержания проблем и возможностями самого исследователя.

 

 

Исследовательские методы:

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам об­работки и анализа данных.

 Методы эмпирического исследования - основаны на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов. Это – наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, оценивание анализ и обобщение передового опыта, изучение процессов и продуктов деятельности.

 

Методы теоретического исследования – связаны с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей. Это – анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.

 

Метод педагогического эксперимента

К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент.

ЭКСПЕРИМЕНТ – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменить, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через внешние проявления, раскрывая механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.

 

Под педагогическим экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.

Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процесс возник­новения и течения исследуемых явлений. Тем самым он проверяет свои гипотезы не только об уже сущест­вующих явлениях, но и о тех, которые нужно создать.

В отличие от обычного изучения педагогических явле­ний в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.

        Эксперимент различают

                            по характеру

естественный
лабораторный

 

               по логической структуре

    линейные
  параллельные

 

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на “полевые” (естественные) и лабораторные. Естественный экспери­мент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (группе, классе), т.е. в естественном эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования.

 В случае лабораторного эксперимента в группе выделяется подгруппа детей. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают

последовательное решение ряда вопросов:

- Определение цели эксперимента;

- Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

- Выделение предмета эксперимента;

- Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

- Определение условий эксперимента и создание экспериментальной  ситуации;

- Формулировка гипотез и определение задач;

- Выбор критериев и способа контроля протекания эксперимента;

- Определение метода фиксации результатов;

- Проверка эффективности эксперимента.

Этапы педагогического эксперимента:

 

- констатирующий – ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра.

- формирующий – ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогического явления в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности.

- контрольный – направлен на выявление результатов проведенного исследования (сравнительный).

 

От каждого педагогического эксперимента необходимо требовать:

1. точного установления цели и задач эксперимента

2. точного описания условий эксперимента

3. определения в связи с целью исследования контингента учащихся

4. точного описания гипотезы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: