Предшествующий эксперименту этап включает в себя
- тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ;
- выявление нерешенных проблем;
- выбор темы данного исследования;
- постановку цели и задач исследования;
- изучение реальной практики по решению данной проблемы;
- изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы;
- формулирование гипотезы исследования. Она должна требовать экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями.
Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:
- выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа детей, групп, школ и др.);
- определение необходимой длительности проведения эксперимента. Слишком короткий срок приводит к необоснованному преувеличению роли того или иного средства обучения, слишком длительный срок отвлекает ученого от решения других задач исследования, повышает трудоемкость работы.
- выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.;
- определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер включает:
- изучение начального состояния системы, в которой проводится анализ начального уровня знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива и др.;
- изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
- формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;
- инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один педагог);
- фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;
- указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;
- оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
Подведение итогов эксперимента:
- описание конечного состояния системы;
- характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
- описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);
- данные о затратах времени, усилий и средств;
- указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
КРАТКАЯ ПАМЯТКА
ПО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМУ ОПИСАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
Библиографическое описание документов в списках литературы должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. См. краткие тезисы:
– между областями описания ставится знак точка и тире (. –), а не просто точка;
– книги 1, 2 или 3 авторов описывают под заголовком (фамилией автора), причем в заголовке указывают фамилию и инициалы только одного, а всех вместе – за косой чертой после заглавия и сведений, относящихся к заглавию (если автор всего один, его фамилию все равно дублируют за косой чертой). Инициалы перед фамилией. Напр.:
Верт Н. История советского государства. 1900–1996: пер. с англ. / Н. Верт. – М.: Прогресс-Академия, 1995.
Раньковский И. С. История Советской России: учеб. для вузов / И. С. Раньковский, М. В. Ходяков. – СПб.: Лань, 1999.
– книги 4 и более авторов описывают под заглавием (названием). Если авторов 4, то за косой чертой указывают фамилии всех, а если 5 и более, то первых трех со словами “ и др. ”;
– сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности (за косой чертой) – cо строчной буквы:
История России. С древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001.
– если не определено место издания, издательство или год издания, то пишут [Б. м.], [б. и.], [б. г.] в квадратных скобках. Напр:
. – [Б. м.: б. и., б. г.]. – 120 с.
. – М.: Просвещение, [б. г.]. –
– сведения о форме собственности издателя (ОА, ООО, Ltd и т.д.) и слово “издательство”, как правило, опускают. Название издательства приводится без кавычек. Напр.:
Наука (а не Издательство «Наука»)
Новый учебник (а не Издательский дом «Новый учебник»)
ЕВРО-АДРЕС (а не ЗАО «ЕВРО-АДРЕС») и т.д.;
– для более четкого разделения областей и элементов описания применяют пробелы в один печатный знак до и после условного разделительного знака. Исключение составляют знаки «точка» и «запятая» – пробел оставляют только после них.
Образец оформления списка литературы
(ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание)
Однотомное издание
· Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике / Е.В. Бережнова. – М., 1999.
· Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В.И. Журавлева.– М., 1987.
· Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: учеб.-практ. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М., 2002.
· Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.Атарханов. – М., 2003.
· Курсовая работа по социальной педагогике: методические рекомендации / сост. Т.П. Гаврилова. – Пермь, 2000.
· Воспитательный процесс в высшей школе России (15-17 сентября 2001г., Новосибирск): сб. матер. межвуз. науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГАВТ, 2001.– 157 с.
Законодательные материалы
· Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон. – М.: ИНФРА-М, 2004.– 19 с.
· Российская Федерация. Законы. О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 // Собрание законодательства РФ.– 1995.– № 3.– С. 21-58.
Многотомные издания
· Сухомлинский, В.А. Избранные сочинения: в 5 т./ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.
Отдельный том
· Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский.– М., 1988.
Неопубликованные издания (диссертации)
· Григорьева, Е.А. Педагогические условия развития субъективности учителя-исследователя: дис. канд. пед. наук / Е.А. Григорьева.– Хабаровск, 2003.– 198 с.