Природные объекты собственности (Водные ресурсы, недра, земля, леса)

НЕДРА

Отношения государственной собственности на недра урегулированы федеральным законом "О недрах" от 21 февраля 1992 г. (№ 2395-1). Закон содержит правовые и экономические основы использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. (дополнения 2006)

Исходя из положений закона, под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глу­бин, доступных для геологического изучения и освоения. Все участки недр (используемые и неиспользуемые), находящиеся в пределах территории РФ и ее континентального шельфа, составляют государственный фонд недр (ст.2).

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и, соот­ветственно, полномочия собственника в отношении государственного фонда недр "в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех наро­дов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации" (ст.3).

Органы государственной власти РФ в пределах своей компетенции в сфере регулирования отношений недропользования осуществляют:

• разработку и совершенствование законодательства Российской Фе­дерации о недрах (ст.3.1);

установление общего порядка пользования недрами и их охраны (ст. 3.3);

• распоряжение недрами континентального шельфа Российской Фе­дерации (ст.3.8);

• распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации (ст.3.10).

Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ.

Чтобы обеспечить комплексное использование месторождений полезных ископаемых, а также рациональное размещение предприятий по их добыче, ведется Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст.30), включающий в себя сведения по каждому месторождению.

Недра в границах территории РФ находятся в собственности государства и, соответственно, не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Однако добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по лицензии могут находиться не только в федеральной государственной собственности и собственности субъектов РФ, но и в муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Кроме того, могут отчуждаться или переходить от одного лица другому, в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами, права пользования недрами, которые государство, реализуя свои правомочия собственника, вправе предоставить пользователям недр.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, ее законодательством РФ и законодательством субъектов федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий подтверждается лицензией.

Являясь собственником, Российская Федерация взимает с пользователей платежи за пользование недрами, поступающие в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, соответствующие местные бюджеты.

Кроме того, пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырье­вой базы.

Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечиваю­щих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы России и являются едиными для всех пользователей недр, добыва­ющих данный вид минерального сырья.

Говоря о недрах как об объекте права государственной собственнос­ти, следует упомянуть о континентальном шельфе РФ. Статус конти­нентального шельфа определяется Федеральным законом "О континен­тальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995г. №187-ФЗ, а также междуна­родными соглашениями, участницей которых является Россия.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра под­водных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (т.е. 12-мильной зоны) на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не более 200 морских миль). Россия осуществляет на кон­тинентальном шельфе суверенные права в целях его разведки, а также разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает исключитель­ным правом на сооружение, эксплуатацию и использование различных установок, в том числе буровых, в пределах континентального шельфа. Юрисдикция РФ распространяется и на проведение научных исследо­ваний. Однако следует подчеркнуть, что права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздуш­ного пространства над ними.

Права пользования участками континентального шельфа согласно ст.7 Закона "О континентальном шельфе РФ" могут предоставляться пользователям - физическим и юридическим лицам, как российским, так и иностранным.

ЗЕМЛЯ

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, во­дами и иными природными ресурсами, равно как и вопросы природо­пользования, отнесены ст.72 конституции к совместному ведению РФ и субъектов федерации.

Право государственной собственности на землю и иные природные ресурсы обладает определенными особенностями.

В Конституции РФ установлено, что "земля и другие природные ре­сурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (п.1 ст.9). Кро­ме того, Конституция закрепляет разнообразие форм собственности на указанные объекты, которые могут "находиться в частной, государст­венной, муниципальной и иных формах собственности" (п.2 ст.9).

ГК РФ в п.2 ст.214 в развитие положений федеральной конституции устанавливает общее правило, в соответствии с которым "земля и другие природные ресурсы, не "находящееся в собственности граждан, юридичес­ких лиц либо муниципальных образований, являются государственной соб­ственностью".

Государственная собственность на землю подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Правовой статус федеральных земель определяется федеративным договором и законодательством РФ.

Виды государственной собственности на землю

Федеральная   Субъектов федерации  
• Состав земель: входит вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации   Состав земель: в пределах территориальных границ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную формы собственности
• Презумпция государственной собственности исключает наличие бесхозных земель •Целевое назначение - для решения задач субъекта федерации
Целевое назначение — для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охра­ны границ и других общегосударственных функций • Размер определяется путем разграничения земель между субъектом федерации и муниципалитетами
• Размер (площадь) устанавливается путем разграничения земель между Российской Фе­дерацией и субъектами федерации • Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания правовых актов
• Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмот­ренных законом — юридические лица • Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель
• Закрепляются за казенными предприятиями во владение и пользование • Право собственника совладает с осуществлением регулирования и контроля за использованием всех категорий земель
• Владение не связано с обязательным ис­пользованием земель • Закрепляются за унитарными государственными предприятиями
• Пользование путем присвоения части зе­мельной ренты в интересах всех народов • Присвоение части земельной ренты через арендную плату и земельный налог
  • Включение участка в фонд земель субъекта РФ не прекращает прав собственности, аренды, пользования
Права территориального верховенства и суве­ренитета распространяются на все земли в пределах соответствующих границ Основные функции государственных орга­нов: мониторинг земель, ведение кадастра, предоставление и изъятие земель, определение условий использования и др.

Муниципальную собственность городов составляют участки, занятые муниципальными объектами, а также предназначенные для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории района, города.

В муниципальную собственность районов (кроме районов в городах) и населенных пунктов могут передаваться земли подведомственных им территорий, находящиеся в государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной и муниципальной собствен­ности, могут передаваться в частную собственность граждан и юридиче­ских лиц, в пользование, в том числе в аренду, и в пожизненное насле­дуемое владение.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ:

• земли сельскохозяйственного назначения

• земли населённых пунктов (городов и др. поселений)

• земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телеви­дения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обо­роны и иного назначения

• земли особо охраняемых территорий (природоохранного, рекреаци­онного и историко-культурного назначения)

• земли лесного фонда

• земли водного фонда

• земли запаса.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод из одной категории в другую производятся органами исполнительной власти в соот­ветствии с правовыми актами субъектов федерации.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. Кадастр — это опись земельных участков. Главной целью кадастров является регистрация права собственности.

Содержание кадастров: идентификация участка, владелец, площадь, оценка исходя из рыночной стоимости земли и зданий.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Отношения по поводу вод (водные отношения) регулируются Водным кодексом РФ, устанавливающим правовые основы использования водных объектов. В соответствии со ст.23 участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи (граждане или юридические лица, которым предоставлены права осуществления деятельности, связанной с использованием водных объектов).

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объек­тами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст.38).

Полномочия РФ в области использования и охраны водных объек­тов определены в ст. 65 Водного кодекса, в соответствии с которой в компетенцию РФ входит:

• определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов

• владение, пользование и распоряжение водными объектами, отне­сенными к федеральной собственности, и управление водным фон­дом

• разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением

• установление порядка ведения и ведение государственного монито­ринга водных объектов, государственного водного кадастра, сведе­ние данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использова­нии водных объектов, о водопользователях; а также порядка осуще­ствления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод

• установление порядка использования водных объектов

• установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии; уста­новления и взимания платы, связанной с пользованием водными объ­ектами, а также установление ее предельных размеров.

Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и Водным кодексом (ст.31). В России установлена государственная собственность на водные объ­екты. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (под обособленным водным объектом - замкнутым водоемом понимается большой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами).

В федеральной собственности согласно ст.36 Водного кодекса находятся:

• поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов федерации

• подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов федерации

• водные объекты, расположенные на территории одного субъекта федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации

• трансграничные (пограничные) водные объекты

• внутренние морские воды

• территориальное море Российской Федерации

• водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий

• водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения

• иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах тер­ритории соответствующего субъекта РФ и не отнесены к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполни­тельной власти.

Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требова­ниями Водного кодекса. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не до­пускаются. Однако водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состоя­ния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объ­ектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользо­вания - от трех до 25 лет.

Права пользования водными объектами приобретаются на основа­нии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с нею договора пользования водным объектом.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются специально уполномочен­ным государственным органом управления использования и охраны водного фонда в соответствии с порядком, установленным водным за­конодательством РФ.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает, в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов.

ЛЕСА

Отношения по поводу лесных ресурсов регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Основами, лес — это совокупность земли, древ кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Все леса предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд РФ (ст.2 Основ).

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В ст.3 Основ указаны пределы компетенции РФ в сфере регулирова­ния лесных отношений. Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

• определение основных направлений государственной политики в об­ласти лесного хозяйства (ст.3.1)

• разработка и совершенствование с участием субъектов федерации лесного законодательства РФ (ст.3.2)

• распоряжение совместно с субъектами федерации лесным фондом РФ (ст. 3.3)

• установление системы платежей за пользование лесным фондом, a также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов (ст.3.8)

• определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду (ст. 3.9)

• организация ведения государственного учета лесного фонда, госу­дарственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустрой­ство (ст. 3.14).

Лесопользователями в России могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуще­ствление пользования лесным фондом в соответствии с законодательст­вом РФ (ст. 27). Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, ле­сорубочного билета (ордера), лесного билета (ст. 28).

Проблема общего противоречия между отраслевым и ком­плексным подходами к правовому регулированию экономики.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ

К объектам государственной собственности относятся особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты частично или полностью из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

 

Различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

• государственные природные заповедники

• природные парки

• государственные природные заказники

• памятники природы

• дендрологические парки и ботанические сады

• лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: