ОБОРОННЫЕ ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Имущество Вооруженных Сил (ВС) РФ, воинских формирований и органов управления согласно п. 12 ст. 1 Закона РФ "Об обороне" от 15 мая 1996 г. является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Государственной собственностью являются также земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставляемые ВС РФ (п. 10 ст. 1 Закона "Об обороне").
Особым правовым статусом обладают закрытые административно-территориальные образования. Это обусловлено тем, что на их территориях расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны.
Согласно ст. 5 указанного закона к объектам исключительной федеральной государственной собственности отнесены:
• все радиоактивные материалы
• радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы
• имеющие оборонное значение радиационные источники и пункты хранения.
Кроме того, в федеральной собственности находятся не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения. Радиационные источники, не имеющие оборонного назначения, и радиоактивные отходы, не содержащие ядерных материалов, могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ, а также в муниципальной собственности при наличии выданного в установленном порядке Правительством РФ свидетельства.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ относится к объектам исключительной государственной (федеральной) собственности, не подлежащим разгосударствлению и приватизации, а также имущество предприятий, учреждений и объектов железнодорожного транспорта, закрепляемых за ними в хозяйственном ведении и оперативном управлении.
НЕДВИЖИМОСТЬ
Законодательством РФ земельные участки и все, что прочно с ними связано и не может быть перенесено без несоразмерного ущерба, отнесено к недвижимости (недвижимому имуществу).
Недвижимость как объект собственности — это материальная, правовая и экономическая категория.
На материальном, или физическом, уровне недвижимость имеет четко очерченные границы в пространстве и во времени. Каждый объект недвижимости имеет собственные физические характеристики: данные о размерах, форме, окружающей среде, ландшафте, опасностях. Совокупность этих характеристик может быть разрушена только исключительными обстоятельствами - пожаром, наводнением, другими стихийными бедствиями.
В ГК (ст. 130) к недвижимости отнесены следующие объекты:
Земельные участки, Участки недр, Обособленные водные объекты, леса, здания, сооружения, многолетние насаждения, движимые объекты, подлежащие регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, Предприятия как имущественный комплекс, представленный в совокупности следующих составляющих (участков земли, зданий и сооружений, оборудования и инвентаря, продукции и сырья, различных прав (аренды, обозначения товарных знаков, фирменного наименования и др. обозначений, индивидуализирующих предприятие и его продукцию, работы и услуги), информации, нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности).
Интеллектуальный капитал (нематериальные ценности и стоимость бизнеса, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, информационные ресурсы).
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОБСТВЕННОСТИ
Эта специфика нематериальных объектов собственности выделении права на них в особый класс - класс исключительных прав.
Специфика прав влечет особенности охраны, определения жизни объекта, правил учета и хозяйственного оборота нематериальных объектов собственности.
ВИДЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ
Нематериальные объекты собственности - это или
• продукты творческого труда, или
• информация, или
• приобретенные права на какую-либо деятельность.
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
К объектам интеллектуальной собственности (ОИС) относятся материализовавшиеся, либо нашедшие объективную форму выражения результаты интеллектуальных усилий (достижений).
Принято различать три типа ОИС:
• объекты промышленной собственности
• объекты авторского права
• "ноу-хау" - объекты, информация о которых составляет коммерческую тайну.
Лекция 3: Коммерческое использование государственной собственности
Приватизация.
Основные формы государственного предпринимательства.
Формы участия государства в хозяйствующих субъектах.
Приватизация
Приватизация (от лат. рrivatas) — это продажа в индивидуальную частную или коллективную частную собственность государственных и других предприятий.
Под разгосударствлением собственности понимается преобразование государственных предприятий в предприятия, основанные на других (негосударственных) формах собственности.
Мировая экономическая практика знает три пути приватизации:
1) дивеститура – (отказ от владения), при которой государственная собственность путем продажи или передачи отходит частным (или коллективным вдадельцам. Основная, наиболее распространенная форма дивеституры – акционирование;
2) метод контрактов, при котором государство заключает договоры с частными (коллективными) хозяйствующими субъектами на выполнение определенных услуг, например строительство дорог, переработку мусора, создание экологических сооружений;
3) система ваучеров. Ваучер – документ, удостоверяющий кредит государства. Ваучеры предоставляются, как правило менее состоятельным гражданам, которые могут получить по ним оплату расходов на жилье, медицину, приобретение товаров широкого потребления. Многие страны прибегают к ваучерам в системе образования.
Особенности приватизационных процессов в западных странах:
- использование приватизации как инструмента государственного регулирования;
- многообразие форм приватизации;
- инвестиционная направленность;
- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;
- приватизация процесс длительный (в Великобритании – 10лет).
Причины приватизации в России:
- значительный рост государственных расходов и необходимость их сокращения за счет капиталовложений частных лиц в экономику;
- расширение сферы государственного влияния, принявшей такие масштабы, что государство перестала справляться с проблемами экономического роста;
- создание в результате огосударствления мощной государственной прослойки, поглощающей много средств и способствующей распространению коррупции и бюрократизации.
Российская приватизация должна была обеспечить:
1) формирование слоя мелких и средних собственников;
2) сокращение доли имущества, находящегося в государственной собственности;
3) перераспределение экономических основ власти.
Группы приватизируемых предприятий:
1 группа – неприватизируемые объекты (оборонного, космического значения, естественные монополии);
2 группа – объекты, приватизируемые по решению правительства;
3 группа – по решению отраслевых министерств;
4 группа – по решению местных органов власти;
5 группа – объекты, подлежащие обязательной приватизации.
Определялось и несколько форм приватизации. Предусмотрены следующие формы приватизации:
- купля-продажа предприятия;
- преобразование предприятия в АО с последующей продажей акций (при продаже акций предусматривались варианты льгот трудовому коллективу);
- продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
- выкуп в собственность арендованного имущества;
- банкротство.
Процедура купли-продажи включает три возможных способа его приватизации: по коммерческому, по некоммерческому конкурсу, с аукциона.
Продажей на аукционе является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Продажей на конкурсе (коммерческом и некоммерческом - инвестиционном) является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случае, если от покупателя требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации (сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест, финансирование объектов социальной сферы, необходимые размеры инвестиций).
Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или в виде закрытого тендера. При этом на коммерческом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.
По инвестиционному конкурсу (на инвестиционных торгах) продаются государственные и муниципальные предприятия, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю предложившему максимальный объем инвестиций.
Приватизация проходила в два этапа: соответственно в форме бесплатной и денежной.
Бесплатная (чековая) приватизация проходила до 1994 года. Каждому жителю России был выдан чек (ваучер) — государственная ценная бумага на предъявителя, как средство платежа при покупке акций. Бесплатность приватизации была вызвана отсутствием необходимых финансовых ресурсов для ее проведения, отсутствием платежеспособного спроса населения, отсутствием интереса у иностранных инвесторов к приватизации в России. Приватизационными чеками могла оплачиваться полностьюиличастично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества или иное лицо, выступающее в качестве продавца объектов приватизации принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.
К 1 июля 1994г. в России было приватизировано 75,5% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного питания, 76,4% предприятий бытового обслуживания.
Денежная приватизация, которая проводится с 1994 года, ставит другие задачи: сформировать инвесторов и заинтересовать их в долгосрочных вложениях капиталов в приватизированные предприятия, обеспечить наличными средствами для их структурной перестройки, способствовать пополнению доходной части государственного бюджета.
В отличие от рыночной экономики развитых стран, переходная экономика России имеет свои особенности приватизации:
- приоритет политических целей данного процесса на его начальном этапе;
- введение системы приватизационных чеков;
- форсированные темпы приватизации;
- преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;
- аукционная продажа малых объектов;
- низкая доходность приватизации.
Реальный ход приватизации показал, что были недооценены, трудности в техническом, финансовом отношениях и другие обстоятельства. Так, в 1995 году в бюджет Российской Федерации должны были nocтупить от приватизации 9 трлн.руб. на самом же деле поступило 500 млрд.руб. Было выставлено 258 крупнейших предприятий самых различных отраслей промышленности из 59 регионов страны. Среди них такие предприятия, как РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Волжский, Уральский и Ульяновский автозаводы, нефтяная компания "ЛУКойл", морские и речные пароходства, предприятия металлургии и машиностроения, высокотехнологичные предприятия военно-промышленного комплекса, Сахалинморнефтегаз, Варьеганефтегаз, Самотлорнефть, акции Внуковских авиалиний, Волжского речного пароходства. Тульского оружейного завода. Московского вертолетного завода им. Миля, РАО "Норильский никель", Московского Нефтеперерабатывающего завода, ПО "Апатит", объединений Нижневартовскнефтегаз, Юганскгаз и другие крупные и перспективные предприятия. Предприятия авиационной, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности продавались по сильно заниженным ценам. Например, контрольный пакет акций одного из лучших предприятий авиамоторостроения "Рыбинские моторы" с производственной мощностью 500 авиамоторов в год, был выставлен на продажу по цене, равной 1/2 цены одного самолета. Правительственные эксперты подсчитали, что номинальная стоимость государственной доли акций только в нефтяных компаниях в 1995 году составляла 26,5трлн.руб. тогда как их реальная стоимость превышает 4,7 трлн дол.
2. Основные формы государственного предпринимательства.