Экономические объекты (Недвижимость, имущественные комплексы, участие государства в хозяйствующих субъектах)

ОБОРОННЫЕ ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Имущество Вооруженных Сил (ВС) РФ, воинских формирований и органов управления согласно п. 12 ст. 1 Закона РФ "Об обороне" от 15 мая 1996 г. является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Госу­дарственной собственностью являются также земли, леса, воды и дру­гие природные ресурсы, предоставляемые ВС РФ (п. 10 ст. 1 Закона "Об обороне").

Особым правовым статусом обладают закрытые административно-территориальные образования. Это обусловлено тем, что на их террито­риях расположены промышленные предприятия по разработке, изго­товлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, пере­работке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Согласно ст. 5 указанного закона к объектам исключительной феде­ральной государственной собственности отнесены:

• все радиоактивные материалы

• радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы

• имеющие оборонное значение радиационные источники и пункты хранения.

Кроме того, в федеральной собственности находятся не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения. Радиа­ционные источники, не имеющие оборонного назначения, и радиоак­тивные отходы, не содержащие ядерных материалов, могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ, а также в муниципальной собственности при наличии выданного в ус­тановленном порядке Правительством РФ свидетельства.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ отно­сится к объектам исключительной государственной (федеральной) собственности, не подлежащим разгосударствлению и приватизации, а также имущество предприятий, учреждений и объектов железнодорожного транспорта, закрепляемых за ними в хозяйственном ведении и опе­ративном управлении.

НЕДВИЖИМОСТЬ

Законодательством РФ земельные участки и все, что прочно с ними связано и не может быть перенесено без несоразмерного ущерба, отне­сено к недвижимости (недвижимому имуществу).

Недвижимость как объект собственности — это материальная, правовая и экономическая категория.

На материальном, или физическом, уровне недвижимость имеет четко очерченные границы в пространстве и во времени. Каждый объект недвижимости имеет собственные физические характеристики: данные о размерах, форме, окружающей среде, ландшафте, опасностях. Сово­купность этих характеристик может быть разрушена только исключи­тельными обстоятельствами - пожаром, наводнением, другими стихийными бедствиями.

В ГК (ст. 130) к недвижимости отнесены следующие объекты:

Земельные участки, Участки недр, Обособленные водные объекты, леса, здания, сооружения, многолетние насаждения, движимые объекты, подлежащие регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, Предприятия как имущественный комплекс, пред­ставленный в совокупности следующих составля­ющих (участков земли, зданий и сооружений, оборудования и инвентаря, продукции и сырья, различных прав (аренды, обозначения товар­ных знаков, фирменного наименования и др. обозначений, индивидуализирующих предприя­тие и его продукцию, работы и услуги), информации, нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности).

 

Интеллектуальный капитал (нематериальные ценности и стоимость бизнеса, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, информационные ресурсы).

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОБСТВЕННОСТИ

Эта специфика нематериальных объектов собственности выделении права на них в особый класс - класс исключительных прав.

Специфика прав влечет особенности охраны, определения жизни объекта, правил учета и хозяйственного оборота нематериальных объектов собственности.

ВИДЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ

Нематериальные объекты собственности - это или

продукты творческого труда, или

информация, или

приобретенные права на какую-либо деятельность.

ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

К объектам интеллектуальной собственности (ОИС) относятся мате­риализовавшиеся, либо нашедшие объективную форму выражения резуль­таты интеллектуальных усилий (достижений).

Принято различать три типа ОИС:

• объекты промышленной собственности

• объекты авторского права

• "ноу-хау" - объекты, информация о которых составляет коммерчес­кую тайну.

 

Лекция 3: Коммерческое использование государственной собственности

Приватизация.

Основные формы государственного предпринимательства.

Формы участия государства в хозяйствующих субъектах.

Приватизация

Приватизация (от лат. рrivatas) — это продажа в индивидуальную частную или коллективную частную собственность государственных и других предприятий.

Под разгосударствлением собственности понимается преобразование государственных предприятий в предприятия, основанные на других (негосударственных) формах собственности.

Мировая экономическая практика знает три пути приватизации:

1) дивеститура – (отказ от владения), при которой государственная собственность путем продажи или передачи отходит частным (или коллективным вдадельцам. Основная, наиболее распространенная форма дивеституры – акционирование;

2) метод контрактов, при котором государство заключает договоры с частными (коллективными) хозяйствующими субъектами на выполнение определенных услуг, например строительство дорог, переработку мусора, создание экологических сооружений;

3) система ваучеров. Ваучер – документ, удостоверяющий кредит государства. Ваучеры предоставляются, как правило менее состоятельным гражданам, которые могут получить по ним оплату расходов на жилье, медицину, приобретение товаров широкого потребления. Многие страны прибегают к ваучерам в системе образования.

Особенности приватизационных процессов в западных странах:

- использование приватизации как инструмента государственного регулирования;

- многообразие форм приватизации;

- инвестиционная направленность;

- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;

- приватизация процесс длительный (в Великобритании – 10лет).

Причины приватизации в России:

- значительный рост государственных расходов и необходимость их сокращения за счет капиталовложений частных лиц в экономику;

- расширение сферы государственного влияния, принявшей такие масштабы, что государство перестала справляться с проблемами экономического роста;

- создание в результате огосударствления мощной государственной прослойки, поглощающей много средств и способствующей распространению коррупции и бюрократизации.

Российская приватизация должна была обеспечить:

1) формирование слоя мелких и средних собственников;

2) сокращение доли имущества, находящегося в государственной собственности;

3) перераспределение экономических основ власти.

Группы приватизируемых предприятий:

1 группа – неприватизируемые объекты (оборонного, космического значения, естественные монополии);

2 группа – объекты, приватизируемые по решению правительства;

3 группа – по решению отраслевых министерств;

4 группа – по решению местных органов власти;

5 группа – объекты, подлежащие обязательной приватизации.

Определялось и несколько форм приватизации. Предусмотрены следующие формы приватизации:

- купля-продажа предприятия;

-  преобразование предприятия в АО с последу­ющей продажей акций (при продаже акций предусматривались варианты льгот трудовому коллективу);

- продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

- выкуп в собственность арендованного имущества;

- банкротство.

Процедура купли-продажи включает три возможных способа его приватизации: по коммерческому, по некоммерческому конкурсу, с аукциона.

Продажей на аукционе является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватиза­ции. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Продажей на конкурсе (коммерческом и некоммерческом - инвестиционном) является приобретение физическими или юридическими ли­цами в частную собственность объектов приватизации в случае, если от покупателя требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации (сохранение профиля предприятия, числа рабо­чих мест, финансирование объектов социальной сферы, необходимые размеры инвестиций).

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или в виде закрытого тендера. При этом на коммерческом кон­курсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.                                          

По инвестиционному конкурсу (на инвестиционных торгах) продаются государственные и муниципальные предприятия, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю предложившему максимальный объем инвестиций.                                  

Приватизация проходила в два этапа: соответствен­но в форме бесплатной и денежной.

Бесплатная (чековая) прива­тизация проходила до 1994 года. Каждому жителю России был вы­дан чек (ваучер) — государственная ценная бумага на предъяви­теля, как средство платежа при покупке акций. Бесплатность при­ватизации была вызвана отсутствием необходимых финансовых ре­сурсов для ее проведения, отсутствием платежеспособного спро­са населения, отсутствием интереса у иностранных инвесторов к приватизации в России. Приватизационными чеками могла оплачиваться полностьюиличастично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федераль­ного имущества или иное лицо, выступающее в качестве продавца объектов приватизации принимал приватизационные чеки по их номи­нальной стоимости в качестве платежного средства.

К 1 июля 1994г. в России было приватизировано 75,5% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного питания, 76,4% предприятий бытового обслуживания.

Денежная приватизация, которая проводит­ся с 1994 года, ставит другие задачи: сформировать инвесторов и заинтересовать их в долгосрочных вложениях капиталов в прива­тизированные предприятия, обеспечить наличными средствами для их структурной перестройки, способствовать пополнению доход­ной части государственного бюджета.

В отличие от рыночной экономики развитых стран, переходная экономика России имеет свои особенности привати­зации:

- приоритет политических целей данного процесса на его начальном этапе;

- введение системы приватизационных чеков;

- форсированные темпы приватизации;

- преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;

- аукционная продажа малых объектов;

- низкая доходность приватизации.

Реальный ход приватизации показал, что были недооценены, трудности в техничес­ком, финансовом отношениях и другие обстоятельства. Так, в 1995 году в бюджет Российской Федерации должны были nocтупить от приватизации 9 трлн.руб. на самом же деле поступило 500 млрд.руб. Было выставлено 258 крупнейших предприятий самых различных отраслей промышленности из 59 регионов страны. Среди них такие предприя­тия, как РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Волжский, Уральский и Ульяновс­кий автозаводы, нефтяная компания "ЛУКойл", морские и речные па­роходства, предприятия   металлургии и машиностроения, высокотехнологичные предприятия военно-промышленного комплек­са, Сахалинморнефтегаз, Варьеганефтегаз, Самотлорнефть, акции Внуковских авиалиний, Волжского речного пароходства. Тульс­кого оружейного завода. Московского вертолетного завода им. Миля, РАО "Норильский никель", Московского Нефтеперерабатывающего завода, ПО "Апатит", объединений Нижневартовскнефтегаз, Юганскгаз и другие крупные и перспективные предприятия. Предприя­тия авиационной, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности продавались по сильно заниженным ценам. Напри­мер, контрольный пакет акций одного из лучших предприятий авиамо­торостроения "Рыбинские моторы" с производственной мощностью 500 авиамоторов в год, был выставлен на продажу по цене, равной 1/2 це­ны одного самолета. Правительственные эксперты подсчитали, что но­минальная стоимость государственной доли акций только в нефтяных компаниях в 1995 году составляла 26,5трлн.руб. тогда как их реальная стоимость превышает 4,7 трлн дол.

2. Основные формы государственного предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: