ЭКОНОМЕТРИКА
Учебно-методический комплекс
Для специальностей: 080109 Бухгалтерский учет и аудит
080105 Финансы и кредит
080801 Прикладная информатика (в экономике)
080102 Мировая экономика
Москва 2009
Автор-составитель:
Мамаева Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры статистики
Учебно-методический комплекс «Эконометрика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям
080109 Бухгалтерский учет и аудит
080105 Финансы и кредит
080801 Прикладная информатика (в экономике)
080102 Мировая экономика
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин для специальностей 080109 Бухгалтерский учет и аудит, 080105 Финансы и кредит, 080102 Мировая экономика; в цикл дисциплин области применения для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) и является обязательной для изучения.
|
|
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 5
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 6
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 9
5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 11
6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 13
7. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ 69
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 99
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 109
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 111
9.1 ЛИТЕРАТУРА.. 111
9.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 112
9.3 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН 112
10. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ЭКОНОМЕТРИКА». 11112
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Достижения современной экономической науки предъявляют новые требования к высшему экономическому профессиональному образованию. Поэтому наряду с микроэкономикой и макроэкономикой в число основных дисциплин экономического образования включена и эконометрика.
Прикладное значение этой дисциплины состоит в том, что она является связующим звеном между экономической теорией и практикой. Эконометрика дает методы экономических измерений, методы оценки параметров моделей микро- и макроэкономики. Важно, что эконометрические методы одновременно позволяют оценить ошибки измерений экономических величин и параметров моделей. Экономист, не владеющий этими методами, не может эффективно работать аналитиком. Менеджер, не понимающий значение этих методов, обречен на принятие ошибочных решений, коммерсант, не использующий эконометрический аппарат, не в состоянии оценить торгово-экономическую деятельность предприятия и т.д.
|
|
Применение метода эконометрического анализа, который объединяет экономическую теорию со статистическими методами анализа, используется в создании модели народного хозяйства с целью прогнозирования таких важных показателей, как валовой национальный продукт, уровень безработицы, темп инфляции и дефицит федерального бюджета. Эконометрика используется все более широко в управленческой деятельности предприятий и организаций торговли, позволяет сделать достаточно точные перспективные прогнозы о состоянии потребительского рынка, товарных рынков, регулирует динамику цен и т.д.
Особенностью деятельности экономиста является работа в условиях недостатка информации и неполноты исходных данных. Анализ такой информации требует специальных методов, которые составляют один из аспектов эконометрики. Центральной проблемой эконометрики являются построение эконометрической модели и определение возможностей ее использования для описания, анализа и прогнозирования реальных экономических процессов.
ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА - дать студентам научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать количественные выражения закономерностей экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария.
ЗАДАЧИ КУРСА - в соответствии с целью студенты должны усвоить методы количественной оценки социально-экономических процессов, научиться содержательно интерпретировать формальные результаты.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ - современные социально-экономические процессы и явления зависят от большого количества факторов, их определяющих. В связи с этим квалифицированному специалисту необходимо не только иметь четкие представления об основных направлениях развития экономики, но и уметь учитывать сложное взаимосвязанное многообразие факторов, оказывающих существенное влияние на изучаемый процесс. Такие исследования не возможно проводить без знания основ теории вероятностей, математической статистики, многомерных статистических методов и эконометрики, т.е. дисциплин, позволяющих исследователю разобраться в огромном количестве стохастической информации и среди множества различных вероятностных моделей выбрать единственную, наилучшим образом отражающую изучаемый процесс или явление.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- знать методы, модели и приемы, позволяющие получать количественные выражения закономерностей экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария;
- уметь получать количественные выражения закономерностей экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария, содержательно интерпретировать формальные результаты;
- приобрести навыки построения эконометрических моделей, позволяющих получать количественные выражения закономерностей экономической теории;
- иметь опыт построения эконометрических моделей, позволяющих получать количественные выражения закономерностей экономической теории.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ