Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

080109 080105 080801 080102
№№ семестров 5 5 7 6
Аудиторные занятия: 54 51 51 68
Лекции 26 26 26 36
практические занятия 28 25 25 32
Самостоятельная работа 51 54 49 62
Всего часов на дисциплину 105 105 100 130
Виды итогового контроля   Экзамен – 5 сем. Экзамен – 5 сем. Экзамен – 7 сем. Экзамен – 6 сем.

 

 

Форма обучения очно-заочная

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

080109 080105 080801 080102
№№ семестров 7 7 7 7
Аудиторные занятия: 36 34 34 34
Лекции 20 18 18 18
практические занятия 16 16 16 16
Самостоятельная работа 69 71 66 96
Всего часов на дисциплину 105 105 100 130
Виды итогового контроля   Экзамен – 7 сем. Экзамен – 7 сем. Экзамен – 7 сем. Экзамен – 7 сем.

 

Форма обучения заочная

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

080109 080105
№№ семестров 6 6
Аудиторные занятия: 12 12
Лекции 8 8
практические занятия 4 4
Самостоятельная работа 93 93
Всего часов на дисциплину 105 105
Текущий контроль Контр. раб. – 6 сем. Контр. раб. – 6 сем.
Виды итогового контроля   Экзамен – 6 сем. Экзамен – 6 сем.

 

Форма обучения сокращенная

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная сокращенная Очно-заочная сокращенная

Заочная сокращенная

080105 080102 080109 080105
№№ семестров 3 4 5 5
Аудиторные занятия: 57 34 8 8
Лекции 34 18 4 4
практические занятия 23 16 4 4
Самостоятельная работа 48 96 97 97
Всего часов на дисциплину 105 130 105 105
Текущий контроль     Контр. раб. – 5 сем. Контр. раб. – 5 сем.
Виды итогового контроля   Экзамен – 3 сем. Экзамен – 4 сем. Экзамен – 5 сем. Экзамен – 5 сем.

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

 

Форма обучения очная

№п/п

Название разделов и тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная

работа

в том числе

Лекции Практические занятия
1. Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования. 12 4 4 4
2. Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии. 16 4 4 8
3. Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой. 16 4 4 8
4. Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация. 17 4 4 9
5. Тема 5. Динамические регрессионные модели. 16 4 4 8
6. Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. 17 4 4 9
7. Тема 7. Система линейных одновременных уравнений. 19 8 4 7
8. Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений. 17 4 4 9
  ИТОГО: 130 36 32 62

 

 

Форма обучения заочная

№п/п

Название разделов и тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная
работа

в том числе

Лекции Практические занятия
1. Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования. 7 0,5 0,5 6
2. Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии. 20 1,5 0,5 18
3. Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой. 13,5 1 0,5 12
4. Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация. 12,5 1 0,5 11
5. Тема 5. Динамические регрессионные модели. 13,5 1 0,5 12
6. Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. 13,5 1 0,5 12
7. Тема 7. Система линейных одновременных уравнений. 13,5 1 0,5 12
8. Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений. 11,5 1 0,5 10
  ИТОГО: 105 8 4 93

 

 

Форма обучения очно-заочная

№п/п

Название разделов и тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная
работа

в том числе

Лекции Практические занятия
1. Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования. 12 2 2 8
2. Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии. 22 4 2 16
3. Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой. 16 2 2 12
4. Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация. 16 2 2 12
5. Тема 5. Динамические регрессионные модели. 16 2 2 12
6. Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. 16 2 2 12
7. Тема 7. Система линейных одновременных уравнений. 16 2 2 12
8. Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений. 16 2 2 12
  ИТОГО: 130 18 16 96

 



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Изучение курса эконометрики следует начать с рассмотрения основных аспектов эконометрического моделирования, типов выборочных данных, видов модели, основные этапы и возникающие при этом проблемы моделирования. Студенты должны понять, что не всякая экономико-математическая модель, представляющая математико-статистическое описание экономического объекта, может считаться эконометрической. Она становится эконометрической только в том случае, если будет отражать этот объект на основе фактических статистических данных, характеризующих именно его.

Центральное место во всем математико-статистическом инструментарии эконометрики занимает регрессионный анализ, как метод, используемый в эконометрике для получения уравнения, дающего наилучшую оценку истинного соотношения между исследуемыми переменными. При изучении этой темы студентам важно усвоить основные предпосылки и методы оценки классической линейной модели множественной регрессии (КЛММР), а также обобщенной линейной модели множественной регрессии в случае нарушения предпосылок КЛММР – гетероскедактичности и автокоррелированности остатков временного ряда.

При построении регрессионных моделей приходится сталкиваться с такой проблемой как наличие функциональной или тесной корреляционной зависимости между объясняющими переменными, т.е. мультиколлинеарности. Это может привести к получению неустойчивых, не имеющих реального смысла оценок. При изучении социально-экономических процессов и явлений может оказаться необходимым включить в модель фактор, имеющий два или более качественных уровней. Это могут быть разного рода качественные признаки, например, образование, пол, профессия, принадлежность к определенному региону. Такого рода переменные в эконометрике принято называть фиктивными переменными. Качественные признаки могут существенно влиять на структуру линейных связей между переменными и приводить к скачкообразному изменению параметров регрессионной модели. В этом случае говорят об исследовании регрессионных моделей с переменной структурой или построении регрессионных моделей по неоднородным данным.

При моделировании реальных экономических объектов для объяснения механизма их функционирования бывает недостаточно построить отдельное уравнение регрессии. В этом случае для описания структуры связи между переменными строится система одновременных уравнений, состоящая из тождеств и регрессионных уравнений. Например, для изучения модели спроса как соотношения цен и количества потребления товаров, то одновременно для прогнозирования спроса необходима модель предложения товаров, в которой также рассматривается взаимосвязь между количеством и ценой предлагаемых благ. Это позволяет достичь равновесия между спросом и предложением. Еще один пример. Модель национальной экономики включает в себя систему уравнений: функции потребления, инвестиций заработной платы, и также тождество доходов. Оценивание системы одновременных уравнений требует применения более сложного математико-статистического аппарата.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: