Форма обучения очная
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |||
080109 | 080105 | 080801 | 080102 | |
№№ семестров | 5 | 5 | 7 | 6 |
Аудиторные занятия: | 54 | 51 | 51 | 68 |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 36 |
практические занятия | 28 | 25 | 25 | 32 |
Самостоятельная работа | 51 | 54 | 49 | 62 |
Всего часов на дисциплину | 105 | 105 | 100 | 130 |
Виды итогового контроля | Экзамен – 5 сем. | Экзамен – 5 сем. | Экзамен – 7 сем. | Экзамен – 6 сем. |
Форма обучения очно-заочная
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |||
080109 | 080105 | 080801 | 080102 | |
№№ семестров | 7 | 7 | 7 | 7 |
Аудиторные занятия: | 36 | 34 | 34 | 34 |
Лекции | 20 | 18 | 18 | 18 |
практические занятия | 16 | 16 | 16 | 16 |
Самостоятельная работа | 69 | 71 | 66 | 96 |
Всего часов на дисциплину | 105 | 105 | 100 | 130 |
Виды итогового контроля | Экзамен – 7 сем. | Экзамен – 7 сем. | Экзамен – 7 сем. | Экзамен – 7 сем. |
Форма обучения заочная
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |
080109 | 080105 | |
№№ семестров | 6 | 6 |
Аудиторные занятия: | 12 | 12 |
Лекции | 8 | 8 |
практические занятия | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 93 | 93 |
Всего часов на дисциплину | 105 | 105 |
Текущий контроль | Контр. раб. – 6 сем. | Контр. раб. – 6 сем. |
Виды итогового контроля | Экзамен – 6 сем. | Экзамен – 6 сем. |
Форма обучения сокращенная
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |||
Очная сокращенная | Очно-заочная сокращенная | Заочная сокращенная | ||
080105 | 080102 | 080109 | 080105 | |
№№ семестров | 3 | 4 | 5 | 5 |
Аудиторные занятия: | 57 | 34 | 8 | 8 |
Лекции | 34 | 18 | 4 | 4 |
практические занятия | 23 | 16 | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 48 | 96 | 97 | 97 |
Всего часов на дисциплину | 105 | 130 | 105 | 105 |
Текущий контроль | Контр. раб. – 5 сем. | Контр. раб. – 5 сем. | ||
Виды итогового контроля | Экзамен – 3 сем. | Экзамен – 4 сем. | Экзамен – 5 сем. | Экзамен – 5 сем. |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
№п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования. | 12 | 4 | 4 | 4 |
2. | Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии. | 16 | 4 | 4 | 8 |
3. | Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой. | 16 | 4 | 4 | 8 |
4. | Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация. | 17 | 4 | 4 | 9 |
5. | Тема 5. Динамические регрессионные модели. | 16 | 4 | 4 | 8 |
6. | Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. | 17 | 4 | 4 | 9 |
7. | Тема 7. Система линейных одновременных уравнений. | 19 | 8 | 4 | 7 |
8. | Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений. | 17 | 4 | 4 | 9 |
ИТОГО: | 130 | 36 | 32 | 62 |
Форма обучения заочная
№п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования. | 7 | 0,5 | 0,5 | 6 |
2. | Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии. | 20 | 1,5 | 0,5 | 18 |
3. | Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой. | 13,5 | 1 | 0,5 | 12 |
4. | Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация. | 12,5 | 1 | 0,5 | 11 |
5. | Тема 5. Динамические регрессионные модели. | 13,5 | 1 | 0,5 | 12 |
6. | Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. | 13,5 | 1 | 0,5 | 12 |
7. | Тема 7. Система линейных одновременных уравнений. | 13,5 | 1 | 0,5 | 12 |
8. | Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений. | 11,5 | 1 | 0,5 | 10 |
ИТОГО: | 105 | 8 | 4 | 93 |
Форма обучения очно-заочная
№п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Тема 1. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Основные этапы эконометрического моделирования. | 12 | 2 | 2 | 8 |
2. | Тема 2. Классическая и обобщенная линейные модели множественной регрессии. | 22 | 4 | 2 | 16 |
3. | Тема 3. Линейные регрессионные модели с переменной структурой. | 16 | 2 | 2 | 12 |
4. | Тема 4. Нелинейные регрессионные модели и их линеаризация. | 16 | 2 | 2 | 12 |
5. | Тема 5. Динамические регрессионные модели. | 16 | 2 | 2 | 12 |
6. | Тема 6. Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. | 16 | 2 | 2 | 12 |
7. | Тема 7. Система линейных одновременных уравнений. | 16 | 2 | 2 | 12 |
8. | Тема 8. Идентификация систем одновременных уравнений. | 16 | 2 | 2 | 12 |
ИТОГО: | 130 | 18 | 16 | 96 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Изучение курса эконометрики следует начать с рассмотрения основных аспектов эконометрического моделирования, типов выборочных данных, видов модели, основные этапы и возникающие при этом проблемы моделирования. Студенты должны понять, что не всякая экономико-математическая модель, представляющая математико-статистическое описание экономического объекта, может считаться эконометрической. Она становится эконометрической только в том случае, если будет отражать этот объект на основе фактических статистических данных, характеризующих именно его.
Центральное место во всем математико-статистическом инструментарии эконометрики занимает регрессионный анализ, как метод, используемый в эконометрике для получения уравнения, дающего наилучшую оценку истинного соотношения между исследуемыми переменными. При изучении этой темы студентам важно усвоить основные предпосылки и методы оценки классической линейной модели множественной регрессии (КЛММР), а также обобщенной линейной модели множественной регрессии в случае нарушения предпосылок КЛММР – гетероскедактичности и автокоррелированности остатков временного ряда.
При построении регрессионных моделей приходится сталкиваться с такой проблемой как наличие функциональной или тесной корреляционной зависимости между объясняющими переменными, т.е. мультиколлинеарности. Это может привести к получению неустойчивых, не имеющих реального смысла оценок. При изучении социально-экономических процессов и явлений может оказаться необходимым включить в модель фактор, имеющий два или более качественных уровней. Это могут быть разного рода качественные признаки, например, образование, пол, профессия, принадлежность к определенному региону. Такого рода переменные в эконометрике принято называть фиктивными переменными. Качественные признаки могут существенно влиять на структуру линейных связей между переменными и приводить к скачкообразному изменению параметров регрессионной модели. В этом случае говорят об исследовании регрессионных моделей с переменной структурой или построении регрессионных моделей по неоднородным данным.
При моделировании реальных экономических объектов для объяснения механизма их функционирования бывает недостаточно построить отдельное уравнение регрессии. В этом случае для описания структуры связи между переменными строится система одновременных уравнений, состоящая из тождеств и регрессионных уравнений. Например, для изучения модели спроса как соотношения цен и количества потребления товаров, то одновременно для прогнозирования спроса необходима модель предложения товаров, в которой также рассматривается взаимосвязь между количеством и ценой предлагаемых благ. Это позволяет достичь равновесия между спросом и предложением. Еще один пример. Модель национальной экономики включает в себя систему уравнений: функции потребления, инвестиций заработной платы, и также тождество доходов. Оценивание системы одновременных уравнений требует применения более сложного математико-статистического аппарата.