Зарубежный опыт мотивации энергосбережения

Возможности повышения энергоэффективности в промышленности также велики, причём опыт автозавода «Ровер» в г. Лонгбридж, Великобритания показывает, что даже при незначительных материальных затратах может быть достигнута существенная экономия.

Предприятие производит автомобили «Ровер», а также двигатели и коробки передач для внедорожников «Лэндровер». Руководство традиционно уделяло большое значение вопросам энергосбережения и энергетического менеджмента.

На предприятии внедрена и успешно используется система целевого энергетического мониторинга (ЦЭМ). Данные по потреблению энергоресурсов, выраженные как в энергетических единицах, так и в единицах стоимости, сводятся в еженедельные отчеты для каждого подразделения и для предприятия в целом.

В отчетах данные по результатам за неделю представляются в табличном виде, а сведения с накоплением с начала финансового года - в графическом виде для лучшей наглядности.

На предприятии была разработана специальная программа повышения мотивации и осведомленности персонала, причем было решено по возможности минимизировать затраты на ее реализацию. Поэтому программа включала в основном организационные мероприятия и работу с персоналом предприятия.

На первом этапе реализации программы была создана общезаводская энергогруппа. В состав энергогруппы вошли около 15 человек из различных подразделений предприятия: от производства, контроля качества, энергоснабжения, связи и даже охраны предприятия. Возглавил энергогруппу главный инженер. На первом заседании энергогруппы были сформулированы цели программы, состоялось обсуждение путей их достижения. Затем были поставлены задачи для каждого члена энергогруппы.

Уже на начальной стадии реализации программы стало ясно, что усилий только членов энергогруппы для достижения ощутимой экономии недостаточно. Поэтому было решено вовлечь как можно большее количество работников предприятия. Для этого была подготовлена и издана шестистраничная цветная брошюра об энергосбережении и распространена среди работников. В брошюре содержалась общая информация об энергопотреблении предприятия, стоимости энергоресурсов, важности энергосбережения для улучшения экономики и экологии предприятия, а также о способах, как можно снизить энергопотребление не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни.

В брошюре было опубликовано объявление о конкурсе для работников предприятия и членов их семей на лучшее предложение по экономии энергоресурсов. Уже через месяц после издания брошюры количество поданных предложений по энергосбережению превысило количество предложений за весь предыдущий год.

Еженедельные отчеты системы целевого энергетического мониторинга направлялись не только руководству предприятия, но и публиковались в еженедельных бюллетенях, предназначенных для всех работников предприятия, а также размещались на электронных информационных панелях, установленных во многих местах на территории предприятия.

Такая информация в значительной степени способствовала и развитию духа соревнования.

Информация системы целевого энергетического мониторинга не просто доводилась до работников, но и анализировалась как на собраниях общезаводской энергогруппы, так и в локальных энергогруппах, созданных и возглавленных членами общезаводской энергогруппы в большинстве структурных подразделений предприятия. На собраниях локальных энергогрупп было разработано и рассмотрено большое количество предложений по экономии энергоресурсов.

Одной из ключевых целей программы было снижение энергозатрат в кратчайшие сроки. Эта цель была достигнута менее чем через шесть месяцев. Улучшения были достигнуты благодаря проведению простых беззатратных мероприятий технического и организационного характера, более строгому контролю за использованием энергопотребляющего оборудования. В большинстве подразделений стало обычной практикой проведение еженедельных аудитов по выявлению случаев нерационального расходования энергоресурсов. Наиболее частыми результатами таких аудитов было выявление и устранение потерь, обусловленных следующими причинами:

- утечки сжатого воздуха;       

- «перетоп» помещений;      

- нерациональное использование электрического освещения;

- «холостая» работа технологического оборудования.

Ремонт утечек сжатого воздуха позволил сэкономить более $67 тыс. в год. Предложение об изменении режима работы части цеха окраски позволило сэкономить более $45 тыс. в год, что в 4 раза превышает затраты на реализацию программы.

Совокупные затраты на реализацию составили $0,7 на одного работника и были связаны, главным образом, с распространением и доведением информации до 16 тыс. сотрудников. Экономия от реализации программы достигла $97 на одного работника. Нетрудно подсчитать, что срок окупаемости инвестиций составляет менее трех дней!

Благодаря умело построенной системе мотивации и пропаганды энергосбережения предприятию удалось сэкономить $1,5 млн в течение одного года при затратах на реализацию программы менее 10 тыс. долл. США. При этом годовая стоимость энергоресурсов для предприятия (природный газ, мазут, электроэнергия, а также вода) составляет около $20 млн.

Успех в реализации программы обусловлен рядом факторов.

1.Самый важный - не только поддержка, но и выполнение программы при самом активном участии высшего руководства предприятия. Как показывает опыт, без поддержки руководства такие программы не могут быть столь успешны, или они обречены на провал.

2.Другим важным фактором является вовлечение всего персонала предприятия. Обучение и повышение осведомленности и убежденности рядовых работников предприятия в значительной степени влияет на их заинтересованность и навыки рационального использования энергоресурсов. Цели и средства их достижения должны быть четко и ясно сформулированы и доведены до каждого участника выполнения программы.

3.И третьим важным фактором успеха является непрерывность действия программы во времени, т. е. она должна выполняться не как ограниченная по времени кампания, а как постоянно действующий проект. Сбор и анализ информации системы ЦЭМ, а также разработка энергосберегающих мероприятий, их внедрение и мониторинг результатов должен быть постоянно действующим процессом.

В заключение хотелось бы отметить, что на российских предприятиях, вопросам мотивации и информированности сотрудников уделяется, за редчайшим исключением, чрезвычайно мало внимания или не уделяется его вовсе. Предлагаемый руководству предприятия к реализации проект стоимостью $ 2 млн и экономическим эффектом в $1 млн вызывает обычно живой интерес и бурное обсуждение. В то же время программа с аналогичным потенциальным эффектом и необходимыми затратами в $100 встречает, как правило, снисходительные улыбки. Между тем, как утверждал небезызвестный исторический деятель: «кадры решают все», и об этом стоит помнить.


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 





double arrow
Сейчас читают про: