Об Эрнсте Юнгере обычные в этом случае слова вроде «Он всей своей „кожей", как никто другой, чувствовал драму истории и понимал цену ее свершений» тонут в необязательности риторических фигур, не позволяя
67
71 Юнгер всегда старался понять себя и единство своей судьбы в контексте общих событий. Так, в апреле 1944-го он пишет: «Если рассматривать политически, человек почти всегда Mixtutn com-positum. В большинстве случаев требования к нему выдвигают время и пространство. Так, я с точки зрения происхождения отношусь к вельфам, в то время как мое политическое понимание — прусское. Одновременно я принадлежу к немецкой нации, по образованию же — европеец, короче, гражданин мира. Во времена таких конфликтов, как этот, кажется, что внутренние колеса движутся в противофазе друг с другом, и наблюдателю трудно понять, как стоят стрелки. Если бы на нашу долю выпало счастье быть застрахованными более высоким порядком, то все эти колеса совершали бы свой бег слаженно. Жертвы были бы тогда осмысленными, а значит, мы были бы обязаны стремиться к лучшему не только как к нашему собственному счастью, но прежде всего на основе культа мертвых» (Е. Jiinger in Selbstzeug-nissen und Bilddokumenten / Dargestellt von К. О. Paetel, P. Raale. Hamburg, 1962. S. 196).
приблизиться к содержанию и интонации его мысли. Несмотря на устойчивое представление о нем как о воине-романтике, он культивировал в себе аристократа, был вдумчив и соразмерен природе своего таланта, источал покой и уверенность правого по самоощущению и убеждениям человека. Если более именитые и чаще избираемые в собеседники интеллектуалы XX в. В.Беньямин и М.Хайдеггер непрестанно с кем-то спорили: первый—с каждым персонально, а второй —со всей западной метафизикой в целом, то Юнгер, числя себя вельфом71, казалось бы, лишь регистрировал события, описывал и наблюдал их течение. Он не спорил, но сам был раздражителем как для тех, кто очаровывался мощью картин и образов, ему открывающихся, так и для тех, кто видел в нем идейного противника, человека длинной воли, стойких принципов и твердых убеждений. Человек долга, он был националист без шовинизма, воин без презрения, патриот без предательства, национальный герой без мании величия. И, наконец, Юнгер отчетливо понимал несостоятельность идеалов Первой мировой во Второй и чувствовал несправедливость последней. Он был гибким и умел изменяться с временем.
Юнгер непостижимым образом соединял в себе достоинства двух своих ровесников: философскую глубину Хайдеггера (постановкой вопросов) и чувство современности Беньямина. К тому же он ощущал бытийное измерение, которое прикладывал к подробностям и деталям жизни, фактам и личным встречам, ценя их превыше книг и лекций и описывая их таким поэтическим языком, которому, кстати будет сказано, подражал шварц-вальдский мыслитель. С Беньямином Юнгер близок близостью с подручным, но без путаности и натужности выглядеть метафизичным. Его философия не вписывается в академические масштабы. Однако дело Юнгера — это дело современной немецкой мысли. У французов Батай, кроме всего — в том числе и вполне респектабельного перечня этнографических, экономических, искусствоведческих работ — прочего, безоговорочно философ. А признание Юнгера как философа ждет своего часа.
У Эрнста Юнгера — призрачная слава: его часто упоминают в связи с неоконсервативной революцией, списочно критикуют, однако его идеи, метафоры и образы живут в культуре самостоятельной жизнью, иногда находят своих приверженцев и продолжателей. Он — интеллектуальный
68
маргинал. Одной из таких сфер, где его слово было —и остается — весомым, является фотография. Тем не менее не только его работ, но и имени мы не встретим в уже упоминавшейся фундаментальной четырехтомной антологии «Теория фотографии». Противоречивость ситуации рождает казусы. Так, редактор-составитель этой энциклопедии Вольфганг Кемп в своем развернутом предисловии к первому тому (1999) приводит запись Юнгера в дневнике после смерти сына в 1944 г.: «В эти дни часто рассматривал фотографию Эрнстеля с новыми мыслями о фотографии», — однако ни точной ссылки на работу Юнгера, ни позиции в именном регистре (что было непременным условием для других авторов) мы не обнаружим. Его современник Вальтер Беньямин по праву присутствует в рядах теоретиков фотографии, а обилие ссылок на него удостоверяет его высокий авторитет. Однако, как заметил петербургский поэт и культуролог А. Драгомощенко, «Юнгер и Беньямин качались на одних качелях»: каждый текст лидера правых внимательнейшим образом прочитывался в межвоенной Германии лидером левых, и наоборот. Спор, провокация, намек и прямые выпады входили в набор средств интеллектуального и политического соперничества. Исследователям фотографии еще предстоит выяснить авторство многих фотографических концептов, которые приписываются другим теоретикам или числят «общим местом» в дискурсе о фотографии. Но мысли Юнгера по поводу фотографии в эпоху создания его фундаментальных работ «Тотальная мобилизация» (1930) и «Рабочий. Господство и гештальт» (1932), а также мысли о господстве техники, и в том числе фототехники, — актуальны не только для историков, но и для современных аналитиков фотографии.
Отдавая дань научной объективности, отмечу, что на «невнимание к фигуре Юнгера как теоретика фотографии» (тем более несправедливое, что реальная значимость его идей для самосознания фотографии намного выше, чем интерес к нему теоретиков) указала немецкая исследовательница Бригитта Вернебург, по свидетельству главного библиографа Юнгера — Николая Риделя, единственная, кто обратился к теме «Юнгер и фотография». Она же, в частности, отметила, что «в прошедшие годы интенсивно исследовалась и анализировалась практика левого фотожурнализма в
69
72 Wemeburg B. Die veranderte Welt, der gefahrliche anstelle des entscheidenden Au-genblicks. Ernst Jiingers Uberlegungen zur Fotografle // Fotogeschichte. Beitrage zur Geschichte und Asthetik der Fotografie. 1994. H.51. Jg. 14. S.52.
73Юнгер Э. О боли / Пер. с нем. Г.Хайдаровой // СТ. 2000. №1 (11). С. 43.
74Там же.
75Там же.
76Там
Веймарской республике. В противоположность этому правой фотопрактике уделено на удивление мало внимания»72.
Интерес Юнгера к фотографии тесно связан с его размышлениями о технике. Техника же для него носит планетарный характер, то есть определяет эпоху Рабочего, выступая также средством тотальной мобилизации, играя важную роль в информационной, политической, финансовой и военной сферах.
Реконструкцию взглядов Юнгера уместно начать с его общей характеристики фотографии: «Появление фотографии —в высшей степени революционный факт. Фотография — тип констатации, которому в нашем обществе придают значение свидетельства»73. Хотя из истории фотографии нам известно, что войны, предшествующие Первой мировой, уже были засняты на фотопленку, однако, по Юнгеру, подробно «заснятой на фотопленку была Первая мировая война. С тех пор ни одно значительное событие не происходит без фиксации искусственным глазом»74. Следует, видимо, добавить, что фотография не только зафиксировала Первую мировую, но во многом сделала ее мировой: газеты и журналы всего мира печатали репортажи с полей сражений, а для усиления эффекта иллюстрировали фотографиями.
Тезис П. Вирилио о том, что развитие фототехники и техники вооружения происходило одновременно и следовало одной и той же логике, предваряет мысль Юнгера: «В „Рабочем" мы уже говорили, что фотография — это оружие, которое используется в мире Рабочего. Взгляд в нашем пространстве — это своего рода акт схватывания. (...) Сегодня уже существует оружие, снабженное оптическими приборами, и даже летательные и плавательные аппараты с оптическим управлением»75. Этому предшествовало то, что «фотография также порождает стремление увидеть пространства, недоступные человеческому глазу. Искусственный глаз проникает сквозь слои тумана, атмосферу и темноту и даже через саму сопротивляющуюся материю; оптические приборы работают и в глубине моря, и высоко в небе»76. Выводы Юнгера предваряют современные трактовки фотографии как оружия насилия: «Так как камера есть сублимация оружия, сублимацией убийства является фотографирование кого-либо».
Поскольку Юнгер был ярким представителем военного поколения и
70
занимал активную политическую позицию, для выражения и отстаивания своих взглядов он использовал трибуну газет и журналов, большей частью тех, которые издавал сам. И как издатель, и как политик он трезво оценивал огромное пропагандистское значение фотографии. Однако интерес к ней не был только политическим. Его занимали вопросы о природе фотографического образа, о существе дела фотографии, что дало основание исследователям К. X. Бореру и X. Зегебергу назвать его первым медиапрактиком и медиатеоретиком. Осознавая возрастающую роль фотографии, Юнгер в конце 20-х и начале 30-х годов выступил редактором-составителем нескольких фотоальбомов. При этом он не только собирал и давал названия фотографиям (анонимным, так как в ту пору авторством снимков не дорожили), но и описывал и комментировал их, тем самым он «оказался причастен к фотобуму 20-30-х годов»77. При этом он одним из первых почувствовал претензию фотографии на популярность и, следовательно, на власть. Во введении к фотоальбому «Изменившийся мир» (1933) Юнгер писал: «К многочисленным симптомам новой примитивности относится тот факт, что возрастает значение книг, снабженных иллюстрациями. Конечно, эту примитивность можно оценить и как отрадный факт, и как малоутешительный. В любом случае ясно, что с фотографией нужно считаться» — и здесь же признавал, что использование «наглядного образа действует эффективнее, чем рациональное описание»78.
Поскольку Юнгер использовал для своих проектов анонимные фотографии, его можно было назвать одним из первых концептуалистов. Изданные им в 30-е годы фотоальбомы79 отличались выверенным отбором снимков. При том что некоторые альбомы вышли под псевдонимом, а у некоторых значился другой издатель, тексты к ним всегда принадлежали Юнгеру. По свидетельству литературного секретаря Юнгера — Армина Молера, — книга, изданная Эдмундом Шульцем, «Изменившийся мир», также обязана Юнгеру своей концепцией, подбором визуального материала, подписями и текстами. Если несколько первых фотоальбомов посвящены прошедшей Первой мировой войне (как, например, «Незабытые» (Die Unvergessenen) (1928), основная идея которого—«солдаты не бывают безымянными»: в этой книге собраны фотографии, биографии, письма солдат), то наиболее значительны два последних фотоальбома. Интерес в них представляют
77 Werneburg В. Die veranderte Welt... S.51.
78Jiinger E. Die veranderte Welt. Ein-leitung // Jiinger Б. Politische Publizis-tik. 1919-1933 / Hrsg., kommentiert und mit einem Nachwort von S. O. Berggotz. Stuttgart, 2001. S.629.
79Luftfahrt ist not (1928); Das Antlitz des Weltkrieges. Fronterlebnisse deutscher Soldaten (1930); Hier spricht der Feind. Kriegserlebnisse unserer Gegner (1931); Der gefahrliche Augenblick / Hrsg. von F.Buchholtz (1931); Die veranderte Welt / Hrsg. von E. Schultz (1933).
71
80 «Воспринимать стереоскопически —
значит получать одновременно два
качественно разных чувства и притом
одним-единственным органом чувств.
Это возможно только тогда, когда
один орган чувств берет на себя кроме
своей собственной способности еще и
способность другого... Эффект стерео
скопии появляется тогда, когда вещи
„берутся" внутренними щипцами. То,
что это происходит посредством только
одного восприятия, которое словно
расщепляется, обеспечивает чистоту
и утонченность хватки. Настоящий
язык, язык поэта, отличается словами
и образами, которые точно схвачены,
словами, которые, несмотря на то что
нам давно известны, распускаются, как
цветы, — и кажется, от них проистекает
нетронутое сияние, цветная музыка.
Это — скрытая гармония вещей, которая
здесь озвучивается, об истоке которой
Ангел Силезский сказал: „Чувства в
душе являются все одним чувством
и применением: Кто созерцает Бога,
тот также и имеет вкус, чувствует,
обоняет и слышит Его"» (Jiinger E.
Das abenteuerliche Herz. Zweite Fassung.
Figuren und Capriccios. Stuttgart, 1979.
S. 29-33).
81 Martus S. Ernst Jiinger. Stuttgart;
Weimar, 2001. S. 63.
a2Junger E. Uber die Gefahr // Jiinger E. Politische Publizistik. 1919-1933. S.624-625.
не столько эссе Юнгера, которые по идейному содержанию незначительно отличаются от его публицистики того времени, сколько сам подбор образов, калейдоскопом собирающих его своеобразный «стереоскопический взгляд»80. Исследователь С.Мартус указывает, что вышедшие вскоре после публикации эссе «Рабочий» фотоальбомы призваны были служить «визуальным комментарием» к нему81.
В «Рабочем» Юнгер рассчитывается с либеральным духом буржуазного общества и ценностями эпохи Просвещения. Визуальное представление о техническом мире, о ценностях этого мира дают фотоальбомы «Опасное мгновение» и «Изменившийся мир». Первый из них издан совместно с Фердинандом Бухгольцем и представляет собой коллекцию снимков ситуаций риска и катастроф: природные катаклизмы, войны, революции, кораблекрушения, несчастные случаи в спортивных состязаниях предвосхищали столь популярные сегодня в клипах и телепрограммах сюжеты. Тексты в фотоальбом написали (кроме Юнгера) Эрнест Хемингуэй, Эрнст фон Саломон и др. Юнгер во вступительном эссе «Об опасности» утверждает, что мир техники— «пространство абсолютной опасности». Коварство техники как раз в том и кроется, что она создается якобы для безопасности. «Уже сегодня изобретения, подобные автомобильному мотору, приносят больше потерь, чем любая кровавая война. Характерная черта нашего времени состоит в особенном отношении между опасностью и порядком, можно сказать, что опасность — лишь другая сторона нашего порядка. (...) Повседневные несчастные случаи, наполняющие наши газеты, почти исключительно являются катастрофами технического рода. Но удивительнее всего то, что в этом одновременно трезвом и опасном мире происходит регистрация опасных мгновений. Сегодня нет ни одного значительного события, на которое не был бы направлен искусственный глаз цивилизации — фотолинза. Подобно тому, как первые автомобили конструируются по форме лошадиных дрожек, а во время инфляции еще долго выпускаются привычные монеты, хотя курс уже изменился, мы не понимаем, как далеко мы внедрились в новое опасное пространство». Просвещенный разум двигается по бесконечной спирали страха и производства порядка. Этот тезис находится в полном соответствии с основной идеей «Тотальной мобилизации» (1932): силы, выступающие за «про-
72
гресс», ведут на самом деле не к всеобщему умиротворению, а к всеобщей и всепронизывающей милитаризации83. С другой стороны, просвещенному разуму опасность и риск кажутся бессмысленными, поэтому возникает тенденция к искусственной изоляции индивида современного комфортного буржуазного мира от жизни84. Следствие же изоляции бюргера — скука.
Тип человека, пришедший на смену бюргеру, отличается, по Юнгеру, «вторым, более холодным сознанием», способным рассматривать себя как объект, стоящий вне зоны боли. Это, в частности, дает фотосъемка, которая «находится вне зоны непосредственного чувства. Фотографии присущ телескопический характер; становится ясно, что процесс просматривается нечувствительным и неучастливым глазом. Она равным образом запечатлевает и летящую пулю, и человека в тот момент, когда взрыв разносит его на куски. (...) Странно, что это своеобразие мало заметно в других областях, например литературе»85. А с тиражированием образа катастрофы Юнгер связывает потерю чувствительности и утрату сочувствующего взгляда. Поэтому собранные Юнгером фотографии катастроф, военных действий, картин смерти призваны показать не отдельное событие, а бесконечный ряд состояний боли, смертей, риска. При этом он признается, что заснятое «событие больше не связано со своими особенными пространством и временем, так как оно может быть в любом месте показано и произвольное число раз повторено. Все это образует знаки, указывающие на возросшую дистанцию, и возникает вопрос, дана ли этому второму сознанию, которое, по видимости, неутомимо в работе, также и опора, исходя из которой можно оправдать растущее в полном смысле слова окаменение жизни»86.
Юнгер считает, что развитие «холодного фотографического сознания» имеет два следствия: с одной стороны, фотографическое сознание превышает действительность, фиксируя в шокирующем фото внезапное вторжение ужаса и насилия, с другой — предъявление бесконечного ряда шокирующих фотографий, умножающих опасные моменты жизни, делает их повседневной и неотъемлемой частью современного технического мира. Он приходит к констатации, что в результате изменилось отношение человека к смерти.
83 Юнгер Э. Тотальная мобилизация /
Пер. с нем. А.В.Михайловского. СПб.,
2000. С. 445.
84 Юнгер многократно повторяет тезис,
что «человеческое сердце нуждается не
только в комфорте, но и в опасности»
(Junger E. Uber die Gefahr. S.623).
85 Юнгер Э. О боли. С. 43. — Влияние фотографии на другие виды искусства еще не описано. Это по-своему огромная и еще не разработанная тема. Хотя то, как можно видеть фотографически в литературе, на примере романа «Идиот» показал Э. Вахтель (Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография // Новое литературное обозрение. 2002. №5 (57). С. 133-136).
86 Юнгер Э. О боли. С. 43.
73
87Там же. С. 46.
88Там же. С. 45.
89Там же. С. 43.
Замещение индивидуальной ценности человека функциональной приводит к формированию нового лица: «Новое лицо, которое сегодня можно найти в каждой иллюстрированной газете, выглядит совершенно иначе; оно бесстрастно, словно вылито из металла или вырезано из особенных пород дерева, и это, несомненно, имеет прямое отношение к фотографии»87. Это лицо Юнгер сравнивает в «Рабочем» с маской, а в фотоальбоме «Изменившийся мир» мы видим целый ряд фотографий: маски сталеваров и пилотов, «замаскированные» лица женщин, лишенные индивидуальности и подогнанные под образы с обложек модных журналов.
«В поведении современного кино- и фотозрителя, — заключает Юнгер, — поражает то, что его участие молчаливо; и это молчание более абстрактно и черство, чем дикая ярость, которую можно наблюдать на южных аренах, где до сего дня сохранилась античная игра — бой с быком. Следует отметить, что при виде корриды, которая происходит из древнего культа земли, создается ощущение, что собственно впечатление от боли перекрывается присущей бою ритуальной логикой. То же ощущение, видимо, возникало на дуэли, например там, где кровавая встреча была опосредована рыцарским кодексом. В мире Рабочего ритуал замещается точным, но при этом аморальным и нерыцарским техническим процессом. Этос этого процесса (...) сегодня еще неочевиден»88. Фотография — как неотъемлемый атрибут мира Рабочего — отражает, фиксирует и производит его фигуру. Она смыкается с господством техники, является ее первым искусством. Поэтому техника фотографии не тождественна технике живописи или лепки.
С огромным вниманием Юнгер отнесся к феномену воздействия зрачка фотокамеры на фотографируемого человека. Указывая на массовый характер образа, создаваемого фотографией, на возможность его «произвольной тиражируемости», которая ведет к появлению «маскоподобной внешности, возникающей в связи с развитием фотографии», он приходит к выводу о насилии фотографии, вторгающейся во внутреннюю жизнь: «Приватная сфера не выдерживает вторжения фотографии. А изменить свой образ мыслей легче, чем свое лицо»89.
Отмечая объективное и холодное сознание, которое производит фотография, Юнгер понимал, что эмоциональная невозмутимость взгляда
74
входит в неотъемлемый набор профессиональных навыков фотографа, подобно той невозмутимости, которую приобретают, например, хирург или биолог, экспериментирующий на животных; фотограф, поставляя шокирующие фотографии, кроме всего прочего фиксирует степень амнезии общества, его возрастающие потребности в визуальной информации и пропорционально возрастающее равнодушие к тому, что воочию вызывает ужас, а в фотоизображении —т.е. дистанцированно — интерес. Наиболее плотно сбитые большой идеологией, большим стилем массовые общества — германское и советское — были и наименее чувствительны к боли. Именно эта нечувствительность людей к боли другого поразила в советской России писателя и врача Л.-Ф. Селина в 1936 г.90
Тема насилия фотографии развивается Юнгером в понятии «колонизирующего взгляда»: «Фотография является выражением свойственного нам жесткого способа видеть. Она являет собой форму сглаза, тип магической экспроприации. Особенно это чувствуется там, где еще живы другие культовые субстанции. В тот момент, когда город, подобный Мекке, становится доступен фотографированию, он включается в колониальную область»91. Таким образом, фотография берет на себя роль аванпоста цивилизованного и цивилизующего (как мнили о себе европейцы) колониализма: то, что увидено и зафиксировано, становится собственностью. Сходную практику мы находим в географических открытиях. Ведь, например, существо спора об открытии —и, следовательно, претензии на распоряжение ресурсами — Антарктиды сводятся к тому, видел ли Ф. Ф. Беллинсгаузен материк и занес ли его на карту. В науке безусловно признаваемая практика по сей день: первооткрыватель — тот, кто первым увидел и описал. Он же и дает имя своему открытию.
Говоря о насилии камеры, нельзя не вспомнить о насилии взгляда. Когда человек, а вместе с ним и фрагмент реальности, берется в кадр, он выхватывается из пространства и заключается в камеру. В результате единственной точкой, соединяющей его с миром, становится глаз объектива, который, как и глаз циклопа-куратора (в том первичном — надсмотрщик, наблюдатель —смысле), оставляет за собой право открыть или закрыть доступ к образу человека, помещенного в пространство камеры и тем самым — актуальности. Образ оружия возникает из механической чуждости,
90 Фокин С. Л. «Русская идея» во французской литературе XX века. СПб., 2003. С. 161.
91Юнгер Э. О боли. С. 44.
75
92Подорога В. Непредъявленная фотография... С. 199.
93 Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 376.
94См. об этом сюжете: Вахтелъ Э. «Идиот» Достоевского... С. 137-143.
перерастающей во враждебность зрачка объектива, который, по экспрессивному выражению В. Подороги, есть взгляд-«щелчок» механического монстра, который «захватывает в темницу неподвижного каждый раз, когда смыкает стальные веки»92. Один щелчок —и мы уже не можем быть увидены другим взглядом, взглядом, наполненным другим отношением, другим чувством. Фотограф становится столь же ответственным, как в свое время поэт, слова которого имели статус пропуска в вечность; за это его уважали в той же степени, в какой боялись, ибо поэтические строчки были не мнением, но единственным хранителем памяти о человеке. Это подтверждают строки Пиндара, которые комментирует М. Л. Гаспаров: если событие не нашло своего поэта, оно забывается, т. е. перестает существовать: «Счастье былого — сон: люди беспамятны... ко всему, что не влажено в струи словословий»93. Сегодня эту функцию перехватывают фотография и порожденная ею медиасфера.
Камера таит ужас смерти. Исследователи указывают на него и в классическом фотосюжете XIX в. memento mori (как напоминании о скоротечности жизни в фотографии умерших94), и в другом сюжете, сформировавшемся задолго до появления фотографии. В Античности topos — это пространство, которое нужно защищать и от внешних врагов, и от внутренних разрушительных импульсов. Агора —место общения, соревнования, агона, разъединяющего людей. Уравновешивались ли разрушительные тенденции хоровым пением, мистериями и оргиастическими празднествами? В них ситуация переворачивалась, и древний эллин имел возможность возвращения в миф коллективного целого, в точку спасения, отказа от своей все более и более осознаваемой отдельности, атомарности, смертности. Здесь же, в мистерии, появляется коллективное тело, в котором он не боится ни забвения, ни смерти, поскольку обретает способность обозревать настоящее, будущее и прошлое в их непрерывности и единстве глазами рода, существующего поверх и за границами отдельной жизни. И этими же глазами он смотрит на себя самого как участника хора трагедии, участника, а не зрителя первособытий мифа. Плотность и однородность пространства мистерии (у которой нет зрителя, кроме богов, в которой человек теряет определенность своего тела и обретает себя в целом рода, подчиняясь ритмам ритуального действа) раскалывается остановкой, и магия целого
76
рассеивается, оставляя нам единичное и отдельное, как застывшая картинка «движущихся картинок», как лопасть пропеллера, еще мгновение назад создававшая плотный круг. Остановка соответствует вынесенности вовне наблюдателя или свидетеля. Свидетель останавливает время, от неумолимого бега которого избавляла мистерия. Он разрушает стену, которой, по Ницше, отгораживается сообщество от мира, в коем есть смерть. Остановка же в состоянии спасения — взгляд безумца, не ведающего об ужасе, или святого, ведающего о нем ежечасно. Механизм самосозерцания — вид анестезии (С. Бак-Морс).
Быть объектом восхищения, быть видимым, быть выставленным на всеобщее посмешище, быть пойманным в неприглядном виде, попасть в историю — все это различные модусы фотографии.
Ужас в том, что камера фотографии не дает других сроков, кроме пожизненного. Реабилитация возможна только в другой жизни или в другой камере. В этой же — лишь редкие откровения, возникающие при попытке иначе посмотреть на фотографию. Но прежде нашего взгляда запечатленный на ней всегда успевает занять то же место и принять ту же позу, сколь бы зритель ни ухищрялся увидеть иное или застать его врасплох.