КИТАЕВ Александр Александрович (р. 1952, Ленинград)
Член Союза фотохудожников России (1992), объединения «Фото-postscriptum» (1993), Союза художников России (1994). Работая слесарем на заводе (1970-1978), увлекся фотографией. Входил в фотолюбительские объединения: фотоклубы ВДК, «Дружба» (1974-1982), «Зеркало» (1987-1988). В 1977 г. окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при ЛДЖ. Работал фотографом на судостроительном предприятии (1978-1999). С 1999 г.— свободный художник. 60 персональных выставок и более 100 групповых. Работы находятся в коллекциях: Государственный Русский музей; Российская национальная библиотека; Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Ярославский художественный музей; Музей фотографических коллекций, Москва; Московский дом фотографии; Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург; Музей ИРЛИ (Пушкинский Дом); Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург; фонд «Свободная культура», Санкт-Петербург; Центр гуманитарных исследований Гарри Рэнсона, Остин, Техас, США; Музей русской балетной фотографии e-Onegin.com, Лондон; The Navigator Foundation, Boston, USA; The Norton and Nancy Dodge Collection; The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers; The State University of New Jersey, New Brunswik, NJ, US; Mendi Kaszier Foundation, Antwerpen, Belgien.
|
|
КОНРАДТ Дмитрий (Конрадт Вадим Александрович) (р. 1954, Ленинград)
Окончил Ленинградский горный институт в 1976 г. Начал заниматься фотографией с конца 1970-х гг. С конца 1980-х — работа с цветом. Основ-
243
ная тема — цвет и свет в городской среде. Член Союза фотохудожников России с 1993 г. Член Союза художников России с 1999 г. Автор 12 персональных выставок и участник многочисленных групповых. Его работы находятся в коллекциях: Государственный Русский музей; Музей В. В. Набокова (Санкт-Петербург); Московский дом фотографии; Фонд Музея истории Санкт-Петербурга; галерея «Борей» (Санкт-Петербург); и в частных отечественных и зарубежных (Франция, Швейцария, Финляндия, Великобритания, США) собраниях.
КОРСУНОВА Ольга Борисовна (родилась в Ленинграде)
Фотографией занимается с 1972 г. Работала в издательстве «Художник РСФСР», в Государственном Эрмитаже, в Театре юного зрителя, сотрудничала с фирмой «Мелодия», со многими театрами и издательствами Ленинграда/Санкт-Петербурга. С 1981 по 1996 г. проживала в лесу на побережье Ладоги, появляясь в городе эпизодически. Куратор более 20 фотографических выставок. Руководитель проекта «Балтийская фотошкола» Государственного центра фотографии Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургского общества «А-Я». Старший научный сотрудник Государственного центра фотографии МК РФ.
КУЗНЕЦОВА Надежда Сергеевна (родилась в Днепропетровске)
|
|
Окончила Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (отделение графического дизайна) (1991). С 1992 г. как живописец и дизайнер оформляет корпоративные и частные интерьеры Санкт-Петербурга. С 1993 по 2003 г. — преподаватель кафедры станковой и книжной графики Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Мухиной. С 2000 г. активно использует в своем творчестве фотографические технологии. Член Союза художников России (2001). Участница многочисленных выставок художественной фотографии.
244
ЛЕБЕДЕВ Игорь Валерьевич (р. 1966, Ленинград)
Член Союза фотохудожников России (1996), организационного совета фестиваля «Осенний фотомарафон» (2000), организационного совета галереи «OOTOimage». В 1985 г. окончил техническое училище по специальности «фотограф». В 1986-1992 гг. работал фотографом в фотоателье. В 1994 г. организовал детскую фотостудию «Ф.К.» при Доме технического творчества Петроградского района. С 2002 г. преподает курс фотографии в СПбГУ (филологический факультет), в Смольном институте свободных искусств и наук. Автор 15 персональных и участник более 90 групповых выставок в России, Германии, Финляндии, Великобритании, США. Работы находятся в коллекциях: Государственный Русский музей; Columbus Museum of Art, Columbus, Ohio, USA, The Norton and Nancy Dodge Collection, USA; Luke & A Gallery of Modern Art, London; Музей нонконформистского искусства, СПб.
ЛЯШКО Александр Александрович (р. 1965, Херсонская обл.)
Образование: художественная школа, Владивостокское художественное училище (1988), Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (отделение графического дизайна) (1993). Член Международной федерации художников (IFA) (2004), организатор фотостудии творческого центра «Борей» (1996). Участник более 50 выставок в России, США, Бельгии, Франции, Швеции, Польше.
МОХОРЕВ Евгений Иванович (р. 1967, Ленинград)
Окончил техническое училище по профессии «автослесарь» (1985), курсы общественных фотокорреспондентов при Доме культуры им. С. М. Кирова (1985). Член Союза фотохудожников России (1992), Союза художников России (1997). Работает штатным фотографом на государственном предприятии (с 1985). Член фотоклуба «Зеркало» (1987), объединения «OoTopostscriptum» (1993). Автор и участник (с 1991) многочисленных выставок художественной фотографии в России и за рубежом. Облада-
245
тель приза «Открытие года» (1993, Москва), Государственной стипендии для молодых авторов (1994, 1998), Золотой медали ФИАП (1996, Белград), приза Государственного Кремлевского дворца (1997, Москва), Гран-при Международного фотосалона «Арт-Документ-Фото» (1999, Болгария).
НИКИПОРЕЦ Александр Николаевич (р. 1953, Ленинград)
Фотографию начал осваивать еще в школе. Образование высшее: ЛИСИ («инженер-механик»). С 2000 г. член Союза художников России. Основные темы работ — городской непарадный пейзаж, натюрморт. Участник многочисленных выставок художественной фотографии. Публикации: «Новый мир искусства» (НоМИ), 2000, №4 (15); Каталог выставки к 70-летию Ленинградской организации Союза художников — Союза художников России. СПб., 2003; International review of BLACK and WHITE photographs and texts. 2003. №25.
ПИКАЛОВ Михаил (Пикалов Николай Антонович) (1950-2004)
С 1971 г. жил в Ленинграде/Санкт-Петербурге. В 1978 г. окончил философский факультет ЛГУ. Директор реставрационной фирмы «Пикалов и сын». Реставрировал памятники архитектуры, преимущественно храмы: Петропавловский, Никольский, Сампсониевский, Пресвятой Троицы в Лавре, Андреевский, Троицкий Измайловского полка соборы; Владимирскую, Екатерининскую, Благовещенскую в Лавре, Казанскую (подворье Валаамского монастыря), Казанскую (Зеленогорск), Спаса Нерукотворного Образа церкви; а также Эрмитаж, Кунсткамеру, здание Двенадцати коллегий, Смольный, Летний дворец и др. Ученик фотографа Бориса Савельева. В 1996 г. начал фотографировать Санкт-Петербург по настоянию учителя. Член Союза фотохудожников России. Работы находятся в коллекциях: Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Музей истории Санкт-Петербурга; и в частных собраниях России, США, Испании, Франции, Германии, Швейцарии, Японии, Китая.
|
|
246
ПИЛИКИН Дмитрий Геннадиевич (р. 1960, Ленинград)
Как художник работает в широком диапазоне от скульптурных объектов и инсталляций до фотографии и новых электронных медиа. Фотографией занимается с 1995 г. Директор галереи «OOTOimage» (1996-1999), куратор фотографического раздела IV Петербургского биеннале современного искусства (1996), арт-директор фестиваля «Петербургский осенний фотомарафон». Куратор ряда фотопроектов. Инициатор серии и автор малотиражных изданий галереи «OOTOimage»: «Memento mori: фотография как маленькая смерть», «„OOTOimage" — 5 лет!», «Одиннадцатое измерение (фотограф «Гран» Борис Кудряков)». Автор и редактор мультимедийного CD-ROM «Современная петербургская фотография» (2001). Публикации в «Художественном журнале» (Москва); Imago: Another European Photography (Bratislava); «Максимка» (СПб.); на сайте www.photographer.ru
СМЕЛОВ Борис Иванович
(1951, Ленинград— 1998, Санкт-Петербург)
Член Союза фотохудожников России (1991), Международной федерации художников (IFA). Учился в ЛИТМО (1970-1972), затем в ЛГУ на факультете журналистики (1972-1973). С 1973 г. входил в различные фотолюбительские объединения (фотоклуб ВДК, группа «Ленинград»). Работал фотографом в ряде ленинградских учреждений: на графическом комбинате Худфонда РСФСР (1979-1989), в издательстве «Художник РСФСР» и др. Автор персональных и участник групповых выставок нонконформистского искусства. Классик петербургской фотографии.
СНИГИРЕВСКАЯ Мария Сергеевна (родилась в Ленинграде)
Фотографией занимается с 1980 г., с 1983 г.—профессионально. Ученица Б. Смелова. С 1986 г. работает фотографом в Государственном Русском музее. Член Союза фотохудожников России (1992). Обладатель награды, учрежденной издательским домом «Планета» (Москва), за 1992 г. В 1998-2000 гг. ей присуждалась Государственная стипендия для деятелей
|
|
247
культуры и искусства России. С 2001 г. свободный художник. Автор персональных выставок и участница многочисленных выставок художественной фотографии.
ЧАБУТКИН Станислав Викторович (р. 1953, Ленинград)
Член Союза художников России (2001). Окончил ЛИСИ (1975) и вечерние рисовальные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1976). В 1977 г. окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при ЛДЖ. С 1977 г. — штатный фотограф в государственном учреждении. Участвовал в различных творческих объединениях: фотоклубах ВДК, «Дружба», группе «Ленинград». С 1974 г. — автор и участник многих отечественных и зарубежных выставок художественной фотографии.
ЧЕЖИН Андрей Сергеевич (р. 1960, Ленинград)
Член Союза художников России (1995), Санкт-Петербургского гуманитарного фонда «Свободная культура» (1996), Международной федерации художников (IFA) (1998). Окончил Ленинградский институт киноинженеров (1982). С 1985 г. — профессиональный фотограф в строительной организации. Член фотоклуба «Зеркало» (1985-1988), группы «ТАК» (1987). Участник художественного объединения «<I>oTopostscrip-tum» (1993). С 1998 г. —свободный художник. Куратор, автор и участник многочисленных художественных выставок в России и за рубежом. Фотографии хранятся в отечественных и зарубежных собраниях.
ЧЕРНОГРИВОВ Александр Валентинович (р. 1975, Ленинград)
Фотографией начал заниматься с 1994 г. в фотостудии «Ф.К.» Игоря Лебедева. В 1995 г. поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию культуры (отделение кино и фотографии). С 1995 г. работает фотографом в Санкт-Петербургском университете технологии и дизайна. С 1997 г. ведет активную выставочную деятельность. В 2003 г. был при-
248
глашен мэрией Парижа в Cite Internationale des Arts. Дипломант конкурса «Молодежное Интерфото» (1998). Работы находятся в частных коллекциях России, Швейцарии, Израиля.
ЛЕЙНО Ренъя (LEINO Renja) (р. 1958, Финляндия)
Училась в Упсальском университете в Стокгольме, затем работала там ассистентом (1980-1986). Окончила KONSTFACK — University of Arts, Academy of Photography, Stockholm (1990). Получила грант NORDPLUS — Helsinki University of Art, Craft and Design (Department of photography) и в 1990 г. вернулась в Финляндию. Активно выставляется с 1987 г., используя фотографию, видео и photo-based art (последний проект Bubble был показан в 2003 г. в The Museum of Finnish Photography, Helsinki). Преподает фотографию с 1992 г. С 1998 г. возглавляет факультет фотографии в Turku Arts Academy. Живет на маленьком острове Корппоо между Швецией и Финляндией.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абрамова 3. 133 Абрамович М. 121 Августин 180, 181 Аведон Р. 237, 239 Александр Македонский 59 Алферов В. 171 Амелюнксен X. фон 46 Анаксагор 129, 149 Анаксимандр 15 Ангел Силезский 72 Андерс Г. 10, 45 Анисимов Е. 215 Арагон Л. 48 Аретино П. 118 Аристотель 12, 39, 51, 59 Арнхейм Р. 21, 27, 28, 50 Ауэрбах Б. 62
Бадью А. 39
Базен А. 25, 93
Бак-Морс С. 77
Бан П. 43
Банфи А. 9
Барт Р. 7, 10, 19, 20, 23, 27-29, 32, 33,
41, 61, 119, 169, 176, 179 Батай Ж. 41, 52, 68, 117, 198 Безродный М. 59 Бейтс Д. Л. 55 Беллинсгаузен Ф. 75 Бельтинг X. 112 Беньямин В. 6, 18, 31-33, 38, 39, 48, 51,
68, 69, 90, 115, 235 Берг Р. 32-34 Берггётц З.О. 71
Бертелли П. 67
Бём Г. 10
Блоссфельд К. 87, 149
Бодлер Ш. 22, 27
Бодрийяр (Бодрийар) Ж. 10, 34, 37,
45, 114, 120, 185, 230 Бонне А.-М. 112 Бонне Ж. 60 Борер К.Х. 71 Боровский А. 225, 226 Брагалья А.Дж. 23 Брак Ж. 179 Брандес Г. 64-66 Бредекамп X. фон 48 Бретон А. 48 Бродский И. (поэт) 219 Бросса А. 39 Бугаев-Африка С. 96 Булгаков С. 181 Бухгольц Ф. 71, 72 Бэкон Ф. (художник) 162
Вагнер Р. 57, 62 Вайбель П. 10 Валери П. 126 Ван Гог В. 56 Вахтель Э. 73, 76, 242 Вендерс В. 84, 169 Вернебург Б. 69-71 Вестон Э. 17, 24, 32, 204 Виленский Д. 229 Винтере Д. 214 Вирилио П. 10, 70, 99, 103 Витгенштейн Л. 11
250
Гадамер Г. Г. 13 Галлимар 240 Гарбо Г. 26 Гармаш Л. 60 Гаспаров М. 76 Гаузенштейн В. 189 Гваттари Ф. 214 Гегель Г. В. Ф. 6, 56, 147 Гелен А. 103 Гераклит 15 Герасимов Д. 175, 176 Гёте И. В. 61 Гибсон Р. 204 Гоббс Т. 48 Голосовский М. 110 Гор 3. 112 Грабован И. 188 Граф Ф. 67 Грейс Я. А. 43 Гринберг А. 115 Гринуэй П. 127 Грякалов Н. 10 Гудмен Н. 13 Гурин С. 175, 177 Гуссерль Э. 10, 20, 45, 235 Гутенберг И. 12 Гуцков К. 62
Данто А. 55
Де Цайяс М. 23
Деготь Е. 228
Дейнека А. 196
Декарт Р. (Картезий) 85
Делакруа Э. 62
Делёз Ж. 15, 35, 36, 44, 114, 118-120,
216 Демиденко Ю. 141
Демокрит 135
Деррида Ж. 41, 140
Десятников Л. 222, 223
Джеймисон Ф. 104
Дженкс Ч. 25
Дидро Д. 132
Дильтей В. 180
Дитятковский Г. 219
Дихявичус Р. 140
Достоевский Ф. 49, 73, 76, 213, 242
Драгомощенко А. 69, 132, 156
Дриё ла Рошель П. 236
Жарковский Дж. 43 Жижек С. 114
Зайцев В., свящ. 193
Зегеберг X. 71
Зее Дж. ван дер 176
Зонневальд Р. 8
Зонтаг С. 19, 25, 26, 29, 61
Зырянова Е. 234
Зюскинд А. 142
Изволов Н. ПО Изер В. 13, 14 Ингарден Р. 13 Исаков А. 186 Исупов К. 181
Кампер Д. 17, 133, 194, 216 Кант И. 46, 130 Кап Р. 111 Кардозу В. Л. 9
Картье-Брессон А. 219, 237, 238 Кафиев А. 176 Кафка Ф. 34
251
Кемп В. 17, 21, 24, 25, 28, 67, 69
Кирхгофф Ю. 120
Китаев А. 3, 8, 87, 111, 113-168, 171,
213, 237, 243 Киян Д. 188 Кларк Л. 188 Клауке Ю. 123 КобурнЭ.Л. 23 Кожев А. 40 Колли Дж. 62 Коллингвуд Р. Дж. 187 Комбрич Э. 30 Кондратьев В. 131 Конрадт Д. 220, 238, 243 Корсунова О. 3, 212, 219-223, 233, 236,
244
Коулман А. Д. 115 Кошут Дж. 101, 102 Кракауэр 3. 26 Крамской И. ПО Краусс Р. 31, 67 Крелл Д. Ф. 55 Кримп Д. 31, 32 Кропотов С. 193 Крусанов П. 219, 220 Кудряков Б. 243 Кузнецова Н. 3, 92-99, 101-104, 106-
110, 112, 244 Курбановский А. 52, 104 Кьеркегор С. 47 Кэйвл С. 19, 26, 27 Кэрролл Л. 118, 187
Лайон Н. 142 Лакан Ж. 34, 37, 41, 114 Ламетри Ж. О. 119, 167 Ламсверде И. ван 112
Ле Корбюзье Ш. Э. 207 Лебедев И. 3, 168-175, 178, 179, 183, 228, 229, 233, 236, 237, 241, 245, 248 Левашов В. 19 Левин Ш. 32 Лейбниц Г. В. 39 Лейно Р. 228-230, 249 Ленин В. ПО Леонардо да Винчи 234 Л нала (Л. Негретти) 85 Лиотар Ж.-Ф. 10, 11, 46 Липская В. 83 Лисипп 146 Логинов А. 115 Лукиан 118 Лукка В. 237 Ляшко А. 237, 245
Магритт Р. 101, 102, 104 Майкле Д. 204, 237 Майоль А. 166 Майоров Г. 181 МакЛюэн X. М. 12 Малевич К. 98, 236 Мандельштам О. 100 Мане (Манэ) Э. 189 Манн С. 188 Маркс К. 101, 187 Мартус С. 72 Мерло-Понти М. 50 Митин Д. 233 Михайловский А. 73 Модильяни А. 165 Молер А. 71 Монори Ж. 46 Монтинари М. 62 Мосс М. 124
252
Мохой-Надь Л. 23
Мохорев Е. 3, 124, 180-182, 184-197,
199-203, 212, 227, 245 Моцарт В. А. 169
Никипорец А. 3, 224, 226, 227, 246 Ницше Ф. 3, 8, 14, 16, 40, 53-62, 64-67,
165, 181, 240 Новиков Т. 43 Ньюман Б. 166 Ньютон X. 154
Ольде X. 56
Парацельс 206
Парменид 15, 39
Пейн Дж. 42
Перуджино П. 62
Петель К. О. 68
Петровская Е. 10, 120
Петрук П. 21
Пикалов М. 3, 83-92, 246
Пикассо П. 165, 179
Пиликин Д. 228-232, 247
Пиндар 76
Платон 29, 30, 39, 59
Подольский Н. 219, 221
Подорога В. 10, 27, 47, 76
Попов А. (исследователь фотографии)
46
Потебня А. 147 Просслинер И. 8 Пруст М. 22, 37 Пфайфер Э. 60
Раале П. 68 Райскин М. 233
Раушенбах Б. 186 Рафаэль 62 Ре П. 40, 58-60 РекХ.У. ИЗ Рембрандт 165 Ридель Н. 69 Риндер Л. 111 Роббиа Л. делла 169 Розанов В. 119, 181 Розенфельд П. 24 Романов П. 194 Рубен Э. 142 Руф Т. 218
Савельев Б. 246
Саган К. 35
Сад де 119, 198
Саломе (Андреас-Саломе) Л. 40, 57-60
Саломон Э. фон 72
Сантаяна Дж. 19, 22
Сафранский Р. 47
Свешников С. 235
Секацкий А. 10, 23
Селин Л.-Ф. 75
Сенека 213
Сервантес М. 33
Серр М. 142
Сидлин М. 223
Скидан А. 156
Скобкинв Л. 92
Слотердайк П. 57, 187
Смелов Б. 237, 247
Снигиревская М. 237, 247
Соколов С. 152
Сократ 37
Сталин И.110
Стиглиц А. 19, 23
253
Сутворт А. 19, 22 Сьефф Ж.-Л. 4
Тагг Дж. 67 Тальбот У. Г. Ф. 32, 33 Тарковский А. 169 Тейлор Б. 42 Тзара (Тцара) Т. 67 Тэн И. 9, 137
Уайльд О. 187
Фалес 15
Фейербах Л. 29, 30
Фёрстер-Ницше (Форстер-Ницше) Э.
60
Филлипс К. 45 Флинт Л. 121 Флобер Г. 63
Флоренский П. 49, 50, 67, 186 Флюссер В. 10, 14, 19, 61 Фокин С. 75 Форман М. 121 Фрайтаг Г. 62 Франциск Ассизский 168 Фридрих К. Д. 7 Фуко М. 41, 101, 215
Хабермас Ю. 67
Хагенс Г. фон 138
Хайдарова Г. 61, 70, 88
Хайдеггер М. 10, 15, 20, 48, 56, 68, 166,
170, 207, 235 Харин Р. 171
Хартли М. 24 Хемингуэй Э. 72 Хенрих Д. 14 Хольм В. 22 Хоффманн Д. М. 8 Христиансен Б. 9
Чабуткин С. 3, 215-218, 248
Чежин А. 3, 96, 204-212, 230, 232, 237,
248
Челлини Б. 130 Черногривов А. 230, 231, 248 Чмырева И. 115, 188
Шараев В. 176 Шекспир У. 175 Шеллинг Ф. В. Й. 9 Шерман С. 61, 194 Шишкин И. 110 Шлегель Ф. 9 Шмидт Ю. 62 Шмитт К. 48 Шопенгауэр А. 63 Шоу Б. 22 Шульгин А. 172, 173 Шульц Э. 71
Эко У. 85
Эмерсон П. Г. 19, 22 Энафф М. 207 Эскильдсен У. 218
Юнгер Э. 3, 19, 35, 40, 48, 67-75, 99, 127, 129, 216, 218
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................................... 4
Часть первая
Как возможна философия фотографии?..................................................................... 9
Насилие взгляда............................................................................................................ 16
Онтология фотографии................................................................................................ 18
Фотография — поза логоса......................................................................................... 32
Ресурс документации.................................................................................................... 40
Медиум-фотография.................................................................................................... 44
Структура мгновения................................................................................................... 45
Ницше и фотография.............................................................................................................. 53
Ницше на фотографии. Ницше как куратор. Ницше о фотографии. Дискурс Ницше в теории современной фотографии
Эрнст Юнгер: фотография как вид оружия............................................................... 67
Провинциальная эстетика шестидесятых.................................................................... 77
Часть вторая
Михаил Пикалов: Петербург на ощупь....................................................................... 83
Доаналоговая фотография Надежды Кузнецовой..................................................... 92
«Фотография». Портрет города. Логика концептуализации. Это не графика. Цифровая фотография.
Ню-Китаев-ню.............................................................................................................. 113
История ню. Открытие порнографии. Картины времени. Китаев-ню. Изнанка эротизма, или Подозрение наготы. Фрагменты тела. Ню Ки-таева. Фотограммы. Облаченная в камень. Фото-акт. Конструкции тела. Времена года. Метаморфозы.
Игра на повышение, или О фотографиях Игоря Лебедева........................................ 168
Миф детства Евгения Мохорева.................................................................................. 180
Парадигма детскости. Расположение тела. Тела и знаки. Вопрос жанра. Persona grata. Контекст подозрения. Настя, Азис, Костя и другие.
Белый квадрат Андрея Чежина.................................................................................... 204
Портрет как акция........................................................................................................ 212
Станислав Чабуткин. Ольга Корсунова. Александр Никипорец
Memento mori........................................................................................................................ 228
К проблеме кураторского фотопроекта...................................................................... 233
Биографический указатель...................................................................................... 243
Именной указатель..................................................................................................... 250
Научное издание
Валерий Владимирович Савчук ФИЛОСОФИЯ ФОТОГРАФИИ
Директор Издательства СПбГУ проф. Р. В. Светлов
Главный редактор Т. Н. Пескова
Редактор А. Л. Бауман
Художественный редактор Е. И. Егорова
Обложка художника С. Слюсарева
Верстка А. М. Вейшторт
Лицензия ИД №05679 от 24.08.2001
Подписано в печать 02.02.2005. Формат 90x70 x/i6-
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 18,72. Заказ №53
Издательство СПбГУ. 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9
Тел. (812) 328-96-17; факс (812) 328-44-22 E-mail: editor@unipress.ru www.unipress.ru
По вопросам реализации обращаться по адресу:
С.-Петербург, 6-я линия В. О., д. 11/21, к. 21
Телефоны: 328-77-63, 325-31-76
E-mail: post@unipress.ru
Типография Издательства СПбГУ. 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41