Интерпретация стихотворения А. Тарковского «Дождь»

I

 

1. Почему понимание – это связывание? В чем суть принципа герменевтического круга?

2. Что происходит с наличным «горизонтом ожиданий» читателя в процессе восприятия и интерпретации художественного произведения? Какие ассоциации, основанные на предшествующем жизненном и читательском опыте и возникающие в сознании читателя, должны приниматься им во внимание, а какие «отсеиваться»? Что является критерием для подобной «селекции»? Как меняется смысл (расширяется, сужается) по мере обнаружения читателем все новых и новых связей в тексте произведения?

 

II

 

А. Тарковский. Дождь.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье

Весь этот мир, меняющий обличье:

Травы неуловимое движенье,

 

Мгновенное и смутное величье

Деревьев, раздраженный и крылатый

Сухой песок, щебечущий по-птичьи, -

 

Весь этот мир, прекрасный и горбатый,

Как дерево на берегу Ингула.

Там я услышал первые раскаты

 

Грозы. Она в бараний рог согнула

Упрямый ствол, и я увидел крону –

Зеленый слепок грозового гула.

 

А дождь бежал по глиняному склону,

Гонимый стрелами, ветвисторогий,

Уже во всем подобный Актеону.

 

У ног моих он пал на полдороге.

 

1. Укажите на те детали в стихотворении А. Тарковского, определить место которых в художественном целом является для вас проблематичным? Попытайтесь обнаружить закономерности в «устройстве» и функционировании того или иного образа, связывающие его с другими образами стихотворения и актуальные для всего произведения в целом.

2. Почему «весь этот мир, меняющий обличье» явлен именно в таких образах: «травы неуловимое движенье», «мгновенное и смутное величье деревьев», «раздраженный и крылатый сухой песок, щебечущий по-птичьи», «дерево на берегу Ингула»? Как бы вы могли объяснить последовательность развертывания этих образов? Какие общие признаки и противоречия лежат в основе целого ряда образов «всего этого мира»? Сравните мир, который лирический субъект хочет «вдохнуть в стихотворение» (настоящее) и мир, о котором вспоминает субъект (прошедшее). Почему именно в воспоминании возникают имена собственные (Ингул, Актеон)? Соотнесите пространственные характеристики «прекрасного и горбатого мира». Есть ли какие-нибудь закономерности в переходах от вертикальных образов к горизонтальным? В переходах от образов, развивающихся снизу вверх, к образам, движущимся сверху вниз? Найдите в стихотворении художественно-смысловые аналоги «горбатости» «всего этого мира»? Как бы вы объяснили сочетание в стихотворении элементов просторечия («обличье») и высокой лексики («пал»)? Меняется ли мир и позиция лирического субъекта по отношению к миру на протяжении стихотворения? Обоснуйте свой ответ.

3. Как связаны желание лирического субъекта («Как я хочу вдохнуть в стихотворение весь этот мир») и его воспоминание о грозе, согнутом «в бараний рог» стволе дерева и дожде?

4. Обоснуйте необходимость в стихотворении таких образов, как «раздраженный и крылатый сухой песок, щебечущий по-птичьи», «крона – зеленый слепок грозового гула», согнутый «в бараний рог» «упрямый ствол» и других. Почему стихотворение называется «Дождь» и завершается именно так: «У ног моих он пал на полдороге»?

 

Литература:

1. Тарковский А. Дождь.

2. Фуксон Л. Ю. Понимание – связывание. // Фуксон Л.Ю. Чтение. С. 32-54.

 

Занятие № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: