I
1. Почему понимание – это связывание? В чем суть принципа герменевтического круга?
2. Что происходит с наличным «горизонтом ожиданий» читателя в процессе восприятия и интерпретации художественного произведения? Какие ассоциации, основанные на предшествующем жизненном и читательском опыте и возникающие в сознании читателя, должны приниматься им во внимание, а какие «отсеиваться»? Что является критерием для подобной «селекции»? Как меняется смысл (расширяется, сужается) по мере обнаружения читателем все новых и новых связей в тексте произведения?
II
А. Тарковский. Дождь.
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье:
Травы неуловимое движенье,
Мгновенное и смутное величье
Деревьев, раздраженный и крылатый
Сухой песок, щебечущий по-птичьи, -
Весь этот мир, прекрасный и горбатый,
Как дерево на берегу Ингула.
Там я услышал первые раскаты
Грозы. Она в бараний рог согнула
Упрямый ствол, и я увидел крону –
Зеленый слепок грозового гула.
А дождь бежал по глиняному склону,
Гонимый стрелами, ветвисторогий,
Уже во всем подобный Актеону.
У ног моих он пал на полдороге.
1. Укажите на те детали в стихотворении А. Тарковского, определить место которых в художественном целом является для вас проблематичным? Попытайтесь обнаружить закономерности в «устройстве» и функционировании того или иного образа, связывающие его с другими образами стихотворения и актуальные для всего произведения в целом.
2. Почему «весь этот мир, меняющий обличье» явлен именно в таких образах: «травы неуловимое движенье», «мгновенное и смутное величье деревьев», «раздраженный и крылатый сухой песок, щебечущий по-птичьи», «дерево на берегу Ингула»? Как бы вы могли объяснить последовательность развертывания этих образов? Какие общие признаки и противоречия лежат в основе целого ряда образов «всего этого мира»? Сравните мир, который лирический субъект хочет «вдохнуть в стихотворение» (настоящее) и мир, о котором вспоминает субъект (прошедшее). Почему именно в воспоминании возникают имена собственные (Ингул, Актеон)? Соотнесите пространственные характеристики «прекрасного и горбатого мира». Есть ли какие-нибудь закономерности в переходах от вертикальных образов к горизонтальным? В переходах от образов, развивающихся снизу вверх, к образам, движущимся сверху вниз? Найдите в стихотворении художественно-смысловые аналоги «горбатости» «всего этого мира»? Как бы вы объяснили сочетание в стихотворении элементов просторечия («обличье») и высокой лексики («пал»)? Меняется ли мир и позиция лирического субъекта по отношению к миру на протяжении стихотворения? Обоснуйте свой ответ.
3. Как связаны желание лирического субъекта («Как я хочу вдохнуть в стихотворение весь этот мир») и его воспоминание о грозе, согнутом «в бараний рог» стволе дерева и дожде?
4. Обоснуйте необходимость в стихотворении таких образов, как «раздраженный и крылатый сухой песок, щебечущий по-птичьи», «крона – зеленый слепок грозового гула», согнутый «в бараний рог» «упрямый ствол» и других. Почему стихотворение называется «Дождь» и завершается именно так: «У ног моих он пал на полдороге»?
Литература:
1. Тарковский А. Дождь.
2. Фуксон Л. Ю. Понимание – связывание. // Фуксон Л.Ю. Чтение. С. 32-54.
Занятие № 5.