Задание: 1. Прочитайте указанные главы учебника, выполните упражнения, предложенные в этих главах, и ответьте на вопросы, сформулированные в плане практического занятия (см. ниже).
2. Подготовьте короткое устное сообщение, в котором нужно представить свой вариант интерпретации выбранного вами начального фрагмента текста художественного произведения (см. гл. 8 в учебнике). Фрагмент должен быть небольшим по объему (например, первая строка (но не более одной строфы) стихотворения; первое предложение или начальный абзац текста эпического произведения). Попытайтесь отразить в своем сообщении все, что, на ваш взгляд, можно «вычитать» из выбранного вами фрагмента, обращая внимание на «мелочи» текста, выявляя его «человеческое измерение», взаимосвязи образов, т.е. учитывая символический (осмысленный, обобщающий) и оценочный характер каждого художественного образа. Попытайтесь создать тот предварительный «черновик» смысла начального фрагмента, без которого невозможно понимание художественного целого.
|
|
I
1. Вдумайтесь в начальный фрагмент стихотворения Ф. Тютчева:
«Как океан объемлет шар земной…». Как соотносятся между собой такие образы этого фрагмента, как «океан» и «шар земной»? Сделайте предположение, по каким признакам их можно со- или противопоставить друг другу? Что в этой строке обнаруживает человеческую меру? Что происходит с истолкованием, если эта мера не учтена?
2. Прочитайте внимательно начальный фрагмент стихотворения А. Ахматовой:
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Как бы вы могли охарактеризовать то человеческое мироощущение, которое запечатлено в образах данного фрагмента? Зачем говорится о полуоткрытой двери? О сладком веянии лип? Каков смысл упоминания о забытых на столе предметах? Почему здесь возникают именно хлыстик и (одна!) перчатка? Как «судьба» этих предметов (они забыты) соотносится с мироощущением субъекта лирического высказывания? Попытайтесь обнаружить художественное единство бытия и смысла», показать воплощенность духа (смысла, понятий) и одушевленность реальности, предметов в разбираемом фрагменте.
3. Обратимся к начальному фрагменту стихотворения А. Блока «На железной дороге»:
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Почему девушка лежит именно «под насыпью, во рву некошенном»? Зачем упоминается о том, что ров «некошенный»? Как это упоминание, а также образ насыпи, соотносятся с указанным в названии местом действия? Попытайтесь обосновать неслучайность всех деталей облика мертвой девушки (в том числе таких «деревенских» черт, как платок и косы). Нейтральны, по-вашему, или оценочны образы стихотворения (железная дорога, насыпь, ров, мертвая девушка, цветной платок и другие)? Как обнаруживается здесь необходимая для понимания человеческая мера? Продемонстрируйте символический, осмысленный характер образов стихотворения?
|
|
II
Заслушивание самостоятельных сообщений-интерпретаций. Коллективное обсуждение, анализ представленных вариантов прочтения (читательские «удачи» и читательские ошибки).
Литература:
Фуксон Л. Ю. 5. Человек есть мера всех вещей. 8. Медленное чтение. Вместо заключения // Фуксон Л.Ю. Чтение. Кемерово, 2006. С. 71-82, 143-154, 210-211.
Занятие № 7.