Интерпретация стихотворения В. Маяковского «Адище города»

 

1. Почему образы первой строфы сразу воспринимаются читателем как занимающие определенную позицию в поле ценностного напряжения (т.е. отнюдь не нейтрально)? Попытайтесь обнаружить здесь «сигналы» эстетической оценки.

2. Почему описание пространства города изобилует неологизмами, странными словообразованиями («ад ище», «ад ки», «сосущие свет ами»)? Почему так много инверсий, «нарушений» грамматики, синтаксических конструкций? Находят ли данные композиционные особенности соответствия в образном плане стихотворения (см., например, многочисленные образы разрушения, дробления, насилия)? Как, на ваш взгляд, эти обстоятельства связаны с ценностным горизонтом интерпретации? Как пространственные образы стихотворения обнаруживают свою ценностную природу?

3. Почему «адище» разбито на «адки»? Почему оно разбито именно окнами? Почему «адки» охарактеризованы как «крохотные, сосущие светами»? Почему инфернальное пространство города связано с электрическим светом? Перечислите все образы света в этом стихотворении. Являются ли они ценностно однородными? Как образы света связаны в этом стихотворении с образами глаз, зрячести/слепоты? К какому ценностно-смысловому ряду относятся здесь очки? Обратите внимание на звуковые образы в этом стихотворении. К какому образному ряду относятся здесь шумы, гудки, крик?

4. Охарактеризуйте положение человека в описанном индустриальном мире. Почему здесь автомобили «вздымаются», а гудки взрываются «над самым ухом» (чьим ухом?)? Почему «старикашка» (?!) именно «под вывеской» «шарил очки»? Почему трамвай именно «взметнул зрачки» и т.д.? Обратите внимание на расположение солнца и луны в координатах верха-низа. Почему мы имеем дело в данном стихотворении с вертикально организованным пространством? Является ли это проявлением эстетической оценки? Почему образ человека в этом стихотворении – это именно образ слепого человека, «зависящего» от очков, образ «сбитого старикашки»?

5. Рассмотрите образы, связанные с водой, влагой в этом стихотворении (слезы «старикашки», «у раненого солнца вытекал глаз»). Как соотносятся с этими образами возникающие во второй строфе «сельди из Керчи»? Каков символический смысл этих художественных деталей?

6. Обоснуйте неслучайность образов «дыр небоскребов», горящей руды, «железа поездов», которое «громоздило лаз» (?!). Каковы масштабы индустриального пространства в третьей и четвертой строфах (см.: «небоскребы», «громоздило лаз», упавший аэроплан, луна «ковыляла» «за солнцами улиц где-то»)? Почему, на ваш взгляд, именно в последних строфах возникают образы небесных тел – солнца и луны? Что происходит с солнцем, луной и ночью в мире города? Почему? Как соотносятся образы «раненого солнца» и «солнц улиц»?

7. Можно ли говорить о ценностной природе времени в стихотворении? Каков символический (обобщающий) смысл «вечереющего», закатного состояния изображенного мира («в вечереющем смерче», «аэроплан … упал туда, где у раненого солнца выткал глаз»), состояния, сменяющегося ночью? Почему «ночь излюбилась, похабна и пьяна»? О чем свидетельствует незаметность («за солнцами улиц где-то ковыляла»), ненужность («никому не нужная») луны? Почему она «дряблая» (ср. с образами влаги)? Почему в стихотворении в целом так много глаголов совершенного вида со значением законченного, свершившегося действия? Почему последняя строфа начинается словами: «И тогда уже - …»? Являются ли описанные в стихотворении изменения мира обратимыми (вечер и ночь как составляющие вечного природного цикла), или время в стихотворении линейно?

 

Литература:

1. Маяковский В. Адище города.

2. Фуксон Л. Ю. 7. Ценность // Фуксон Л. Ю. Чтение. Кемерово, 2006. С. 103-136, 140-143.

 

Коллоквиум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: