Руководство самосовершенствованием офицерского состава в воинской части, подразделении

Руководство самосовершенствованием офицерского состава - это система учебных, воспитательных и организационных мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленной, систематической и разносторонней работы офицерского состава воинской части по совершенствованию своей личности. Ведущая роль в управлении самосовершенствованием офицеров принадлежит командиру и его заместителю по воспитательной работе.

Руководство самосовершенствованием офицеров осуществляется постоянно в процессе служебной деятельности офицерского состава, в ходе воспитательной работы и военно-педагогического процесса. Так, например, ознакомление офицера с его служебной аттестацией можно использовать для всестороннего обсуждения его сильных сторон и недостатков, для убеждения его в необходимости устранять имеющиеся пробелы. В ходе такой беседы старший начальник помогает офицеру наметить план по самосовершенствованию, выбрать методы и средства самостоятельной работы над собой, сформулировать наиболее важные обязательства. Посещение и последующий анализ занятия, проводимого подчиненным офицером, можно с успехом использовать для акцентирования его внимания на формировании качеств методиста и т. п.

Руководство самосовершенствованием предполагает осуществление специальных мероприятий, повышающих эффективность самостоятельной работы офицерского состава над собой. В системе педагогических мер наиболее существенное влияние на процесс самовоспитания оказывают: пропаганда опыта самовоспитания известных государственных деятелей, выдающихся полководцев и военачальников, передовых командиров и офицеров; изучение офицерами теории и практики самовоспитания, овладение методами, приемами и средствами работы над собой; оказание помощи офицерскому составу в определении задач по самовоспитанию, выборе содержания и планировании работы над собой; помощь офицерам в познании и оценке своих качеств, черт характера, осуществлении самоконтроля за ходом и результатами самовоспитания; мобилизация офицерского состава воинской части на активную работу по самосовершенствованию и создание необходимых условий для наиболее эффективного протекания этого процесса.

Изучение и обобщение передового опыта ведется применительно к конкретным видам служебной деятельности различных категорий офицерского состава. При этом главное внимание уделяется описанию конкретных методов и приемов деятельности и поведения командиров и офицеров органов воспитательной работы, инженерно-технического состава и офицеров штаба.

Уяснение комплекса требований к офицеру лишь тогда становится средством самовоспитания, когда каждый офицер соотносит их со своей личностью, устанавливает связи между деятельностью идеального исполнителя данной социальной ро­ли и своей собственной.

Процесс самопознания сложен и противоречив. Офицеры нередко допускают ошибки в оценке самих себя. Часть из них завышает самооценку, преуменьшает или просто не замечает своих недостатков, что может привести к самодовольству, неоправданным притязаниям, различного рода конфликтам с коллективом и руководством, и, в конечном счете, к остановке в самосовершенствовании. Некоторые офицеры, наоборот, не умеют по достоинству оценить свои положительные качества, черты характера, знания, не верят в свои силы, преувеличивают недостатки. В результате снижается требовательность к себе, прекращается работа по самовоспитанию: «все равно ничего не получится». Вот почему оказание помощи офицерам в познании самих себя, организация контроля и самоконтроля за ходом и результатами самосовершенствования является одним, из ведущих направлений деятельности командиров по управлению самовоспитанием и самообразованием офицер­ского состава воинской части.

Работа офицеров по самопознанию включает, с одной стороны, изучение и самооценку офицером своей служебной и внеслужебной деятельности, духовных и физических качеств, способностей, интересов, черт характера. С другой - дополняется оценкой старших начальников, товарищей по службе, а иногда и подчиненных. Таким образом, оценка выполняет функцию контроля и самоконтроля за результатами работы над собой.

Самооценка обычно формируется по двум направлениям. Первое из них основано на сопоставлении офицером себя с образцом для подражания. Второе связано с повседневным общением офицера с членами офицерского коллектива, в котором он служит и с мнением которого он считается. Коллектив оценивает каждого офицера, вырабатывает коллективное отношение к нему и тем самым побуждает последнего оценивать свою деятельность и вносить в нее соответствующие коррективы. С этой целью широко используются общие, офицерские, сержантские собрания, отчеты активов о работе в подразделениях, анализ работы отдельных офицеров на служебных совещаниях.

Многие офицеры заносят результаты самопознания в личные дневники. Это дает возможность более предметно анализировать свою деятельность и поведение, объективно оценивать себя и выработать реальный план самовоспитания.

Важным этапом работы по управлению самосовершенствованием является разъяснение офицерскому составу сущности, содержания и значения самосовершенствования, ознакомление офицеров с методами и приемами работы над собой. С этой целью в передовых воинских частях и подразделениях применяют самые различные формы работы, которые, как правило, «вписываются» в систему общественно-государственной, командирской подготовки и воспитательной работы с офицерами воинской части.

Во многих воинских частях разрабатываются рекомендации по самосовершенствованию. В них обычно в популярной форме излагаются цели и задачи работы офицеров над собой, раскрываются основные методы, приемы и средства самовоспитания, даются практические советы.

Не менее важным в деятельности командования воинской части по руководству самовоспитанием является побуждение офице­ров к работе над собой. В ее основе лежит постановка перед офицерами системы индивидуальных, групповых и коллективных перспектив с учетом потребностей, жизненных целей, интересов и мотивов деятельности и поведения каждого офицера. И. П. Павлов отмечал, что нормальная человеческая жизнь состоит в преследовании всевозможных целей, различных по характеру и содержанию, для достижения которых применяются все степени энергии.

Прежде всего, следует выделять перспективу служебной деятельности офицера: обучения, воспитания и психологиче­ской подготовки подчиненных, руководства воинскими кол­лективами. В зависимости от решаемых задач и конкретных условий части эти перспективы могут быть самыми различ­ными: образцовое выполнение задачи, поставленной старшим начальником, борьба за звание отличного подразделения; строгое выполнение распорядка дня и расписания занятий; четкое планирование своей работы и безусловное выполнение всех запланированных мероприятий; достижение отличных и хороших результатов в личной подготовке офицеров на предстоящей инспекторской проверке; шефство над молодыми офицерами. При этом существенным является определение оптимального числа посильных целей и перспектив, выдвигаемых перед каждым офицером и коллективом в целом, так как их избыток может привести к нежелательным последствиям.

Важно также определить характер перспективы. Она бывает коллективная, групповая, личная. Так, например, коллективной перспективой может быть: изжитие случаев нарушения дисциплины офицерским составом воинской части. Групповая перспектива: всем молодым офицерам к концу первого года службы в воинской части стать специалистами первого и второго класса. Индивидуальная перспектива обычно отражает личные планы и интересы каждого офицера: освоить смежную специальность, продвинуться по службе. Опытные руководители организацию перспективных линий обычно начинают с личных перспектив, которые представляют для офицера нечто непосредственно данное, близко воспринимаются и осознаются в процессе повседневной деятельности, заставляют постоянно работать над собой.

Руководство самосовершенствованием предполагает оказание помощи офицерам в определении задач по самовоспитанию и самообразованию, выборе содержания и планировании работы над собой.

Практика показывает, что обычно офицеры определенным образом планируют работу по самообразованию и самовоспитанию на неделю, месяц и оформляют это письменно в виде индивидуальных планов, планов подготовки к выполнению сложных учебно-боевых задач и воспитательных мероприятий. Однако для повышения эффективности самосовершенствования целе­сообразно составлять отдельный план и на более длительный промежуток времени: полугодие, год, несколько лет.

Направляется самосовершенствование и через соревнование. В ходе соревнования офицеры берут на себя определенные обязательства, намечают сроки их выполнения и тем самым закладывают основы личных планов по самовоспитанию. Чем конкретнее обязательства, тем они более индивидуальны, тем больше они способствуют самосовершенствованию. В ходе соревнования важно регулярно подводить его итоги в соответствии с принятыми обязательствами и сроками их выполнения. При этом важно показать офицеру степень его продвижения вперед, сравнить достигнутые результаты с прошлыми, указать на ошибки и наметить возможные пути их устранения.

На самосовершенствование большое влияние оказывает постоянная высокая требовательность к офицерам со стороны старших начальников, офицерского коллектива. Она повышает чувство личной ответственности за порученный участок работы, ставит офицера перед необходимостью исправлять свои недостатки, постоянно работать над собой.

Как в самообразовании, так и в самовоспитании важное место занимает личный пример командиров и офицеров органов воспитательной работы. Высокие личностные качества старших товарищей, требовательность к себе в большом и малом, систематическая работа над собой как нельзя лучше помогают самовоспитанию подчиненных.

Руководя самосовершенствованием, следует проявлять постоянную заботу о создании условий для самостоятельной работы офицеров: обеспечивать необходимой литературой по вопросам самообразования и самовоспитания; проводить в жизнь строгий режим рабочего дня офицерского, состава; создавать положительное общественное мнение в офицерском коллективе по вопросам самообразования и самовоспитания, стимулируя его как общественной оценкой, так и системой мер поощрения и принуждения; организовывать отдых офицеров.

Самосовершенствование, выполняет важную общественную функцию по формированию личности офицера-профессионала. С ростом сознания, накопления жизненного опыта самовоспитание и самообразования занимает все большее место в жизни человека. Поэтому постоянное совершенствование содержания и методики самосовершенствования, целеустремленное, квалифицированное руководство этим сложным педагогическим процессом со стороны командиров и органов воспитательной работы - важное условие дальнейшего укрепления боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: