Педагогическая сущность и содержание самосовершенствования офицеров в воинской части, подразделении

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине "Воспитательная работа"

Тема № 9. «Офицер-руководитель обучения и воспитания военнослужащих»

      Занятие № 3.Самосовершенствование и развитие педагогического мастерства офицеров.

Методическая разработка

одобрена на заседании

предметно–методической

комиссии кафедры

Протокол № ___

от "___" _________ 201_г.

г. Санкт-Петербург

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

 

- ознакомиться с понятием самосовершенствования современного офицера;

- усвоить чтосамовоспитание и самообразование офицеров подразделения – основной путь повышения ими педагогического мастерства;

-  воспитание у студентов (будущих офицеров по воспитательной работе) ответственности за освоение и развитие собственной компетентности как офицера – педагога.

 

ВРЕМЯ: 2 часа.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

 

На изучение данной темы отводится _______.

Вид учебного занятия: Лекция.

 

При подготовке к учебным занятиям необходимо:

- изучить руководящие документы МО. по организации воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации;

- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;

- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.

Занятие проводится методом лекции.

В ходе проведения лекции необходимо изложить основные систематизированные понятия по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и проблемных вопросах и указывать направления дальнейшего их изучения. Главной задачей лекции считать организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления, формирование умения самостоятельно решать возникающие задачи.

Лекционное занятие проводить в информативно-проблемной форме. Информативная часть лекции имеет цель – изложение обучаемым учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.

Информативно-проблемную форму изложения лекционного материала использовать при рассмотрении вопросов, тесно связанных с ранее изученным материалом в данной и обеспечивающих дисциплинах.

Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.

 

 

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

  № п/п Содержание занятия Время (минут)
1. Вводная часть 10
2. Основная часть: - 1 учебный вопрос - 2 учебный вопрос     80 80  
3. Заключительная часть 10

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

         

В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Самосовершенствование современного офицера. Самовоспитание и самообразование офицеров подразделения – основной путь повышения ими педагогического мастерства. 2.Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства офицера. Сущность, содержание и функции педагогической техники офицера. Профессионально-этические аспекты в деятельности военного руководителя.

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию. 

2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.

3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.

 

Организация занятия:

Вводная часть:

Проверить наличие обучаемых по учебному журналу и готовность к занятию. Устранить выявленные недостатки. Во вступительном слове обратить внимание студентов на то, что они продолжают изучать дисциплину – воспитательная работа в ВС РФ. Напомнить, что на предыдущем занятии закончили изучали методику социально-педагогической деятельности в подразделении (части), объявить тему занятия, задачи изучения дисциплины и чего должны достичь студенты в результате изучения курса, что должны знать и уметь.

На изучение данной темы отводится 34 часа.

Объявить тему занятия и учебно-воспитательные цели, время на изучение данной темы, порядок ее изучения.

Основная часть:

Объявить наименование первого учебного вопроса и дать его под запись.

                                                  

1 учебный вопрос.

Самосовершенствование современного офицера. Самовоспитание и самообразование офицеров подразделения - основной путь повышения ими педагогического мастерств.а

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА

Особенностью современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации является наличие противоречий и достаточно высокой степени нестабильности тенденций и явлений воинской жизни. Практика продвижения вперед строительства Вооруженных Сил, преобразований закономерно приводит к изменению деятельности офицера подразделений и воинских частей. Чтобы быть на уровне современных требований, офицеру, какую бы должность он ни занимал, необходимо непрерывно работать над собой, над стремлением к наиболее полному развитию своих нравственных, умственных и физических качеств, профессиональных навыков и умений, потребности в самообразовании и самовоспитании, в реализации своего интеллектуального потенциала.

Педагогическая сущность и содержание самосовершенствования офицеров в воинской части, подразделении.

Формирование личности офицера, в полной мере отвечающей современным требованиям, осуществляется под влиянием воспитательной деятельности командования, общественных организаций, офицерского коллектива подразделений воинской части.

Самосовершенствование представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Главным условием самосовершенствования является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у офицеров ярко выражена потребность в самосовершенствовании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному воинскому коллективу, ближайшему окружению, группе.

Целью самосовершенствования является достижение офицером осознанного и усвоенного образца (идеала) российского офицера-гражданина, высококвалифицированного военного, воина профессионала с высоким науч­но-техническим потенциалом, способного в любой момент оказать противодействие врагу.

Определяя сущность самосовершенствования, ведущие педагоги и психологи, исходили, из того, что потребности, обеспечивая жизнь и развитие людей, являются регулятором их деятельности и поведения, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей.

Самосовершенствование стимулирует все многообразие материальных и духовных потребностей. При этом ведущая роль принадлежит духовным (потребность в познании, творчестве, нравственном, профессиональном и физическом совершенстве, в эстетическом наслаждении в общении, труде, общественной деятельности, в общественном признании и др.). Потребности обычно осознаются офицером в виде системы целей. Цели — это те рубежи, к которым стремится офицер в процессе самовоспитания и самообразования. В ходе самостоятельной работы над собой выявляется несоответствие между достигнутыми результатами и целью, а степень этого несоответствия побуждает офицера вносить необходимые коррективы в работу по самосовершенствованию. Система целей, таким образом, становится побудителем к действиям и тем самым приобретает свойства мотивов.

Мотивы самосовершенствования могут быть самыми различными: жизненные устремления офицера; потребность действовать в соответствии с требованиями современного боя, общественной и нравственной морали, приказов, уставов и наставлений; стремление к преодолению трудностей воинской службы; следование положительному примеру, идеалу; стремление к самоутверждению в глазах командования, товарищей по службе, подчиненных; продвижение по службе, моральная и материальная заинтересованность и т.п.

Важно умело их использовать и на этой основе развертывать перед офицером соответствующую перспективу. Перспектива по достижению конкретных практических результатов не только повышает интерес офицерского состава к работе над собой, но и помотает определять рубежи в самосовершенствовании, делает его предметным. Идеал является ведущим мотивом самосовершенствования. С ним тесно связаны жизненные планы офицера, направленность, содержание, методы и приемы его работы над собой. Идеалом может служить конкретная личность, но чаще им является собирательный образ, включающий лучшие черты, присущие российскому офицеру-современнику, героям художественных и мемуарных произведений, выдающимся историческим личностям. Поскольку самовоспитание - процесс непрерывный, диалектически развивающийся, то и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к нему растут. Самовоспитание и есть не что иное, как стремление офицера, возможно, более полно усвоить эти требования и сделать их своим достоянием.

Содержание самосовершенствования офицерского состава зависит от возраста и особенностей личности офицера, от характера служебной деятельности, от уровня руководства командования, от степени развития офицерских коллективов подразделений и воинской части и включает в себя самовоспитание и самообразование. Как показывают практика, содержание самосовершенствования офицерского состава полка включает совершенствование мировоззрения, сознательности, ответственности, убежденности и нравственности, тактического и технического кругозора, боевого и педагогического мастерства, морально-боевых и военно-организаторских качеств. Значительная часть офицеров проявляет заботу о своей эмоционально-волевой закалке навыков и умений управлять различными образцами военной техники, выработке умения управлять своими потребностями, чувствами и настроениями, о культурном и эстетическом росте и совершенствовании своего физического развития.

Важным структурным элементом процесса самосовершенствования является способность офицера объективно и всесторонне оценить те качества, черты характера, которыми он обладает, соотнести их с требованиями, предъявляемыми к нему. Чем принципиальнее и строже офицер оценивает свою профессиональную деятельность и поведение, свои личностные качества, тем полнее он сможет ощутить присущие ему недостатки и главное - более целеустремленно и последовательно заняться их преодолением.

Практика показывает, что передовые офицеры, которые систематически занимаются самовоспитанием и самообразованием, очень требовательны к себе, им чуждо чувство самоуспокоенности, они всегда в поиске, в стремлении сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

На результаты и процесс самосовершенствования большое влияние оказывает воспитательная работа и командирская подготовка. В ходе профессиональной деятельности у офицерского состава полка развивается самосознание, формируются профессиональные знания и умения, направленность, интересы, идеалы, воля, вырабатывается характер, пробуждается потребность в самовоспитании и самообучение.

Воспитание не только создает условия, активизирующие формирование и совершенствование положительных личностных качеств и торможение отрицательных, но и в решающей мере определяет цели, характер и содержание самовоспитания. Воспитание офицера в известной мере следует рассматривать как управление его самовоспитанием. В работе по самовоспитанию очень важно, чтобы офицеры в совершенстве владели методами самовоспитания. Система методов самовоспитания определяется задачами и содержанием самовоспитания, спецификой качеств, которые офицер формирует у себя, особенностями его личности. Как показывают исследования, наиболее эффективными методами самовоспитания являются: самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самовнушение, самоконтроль и самоанализ. Такие методы, как самопоощрение и самонаказание, в процессе работы над собой обычно имеют ограниченное применение.

Наукой установлено, а практикой подтверждено, что для всестороннего формирования определенного типа личности нужна и определенная профессиональная деятельность. Тот, кто ничего не, делает, вряд ли испытывает потребность в самообразовании. Только в процессе разносторонней, активной общественно-полезной деятельности офицер встречается с трудностями, видит свои недостатки, оценивает свои возможности по их устранению. Служебная деятельность, следовательно, - важный критерий оценки сознательности, нравственности и профессиональной подготовки офицера, основное средство формирования социально полноценной личности. Однобокая деятельность неизбежно приводит и к одностороннему самовоспитанию. Вот почему командиру его заместителю по воспитательной работе важно постоянно заботиться о том, чтобы офицеры не ограничивали себя узко служебными рамками, а были вовлечены в разнообразную служебную и общественно-государственную деятельность, которая по своей сути определяет необходимость самообразования.

Самообразование представляет собой приобретение систематических знаний в области военной науки, техники и вооружения, педагогической культуры, политической жизни. Основу самообразования современного офицера составляет непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения необходимого материала. Основными видами самообразования являются: общее, специальное (профессиональное). Основными формы самообразования могут выступать: изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование. Самообразование современного офицера имеет цель получение квалификации, повышение образовательного уровня, профессиональных знаний и умений, способностей управлять вооружением и военной техникой. Важную роль в формировании навыков самообразования играет командирская подготовка обязательный компонент современного обучения офицеров. Самообразование может развиваться как сопутствующее командирской подготовки, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в программе материалов. Командирская подготовка дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности. Развиваясь в системе командирской подготовки, самообразование офицеров получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы офицеров, предусмотренных программой командирской подготовки (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов). Офицеры пользуются справочной литературой, словарями. В процессе практической, экскурсионной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления воинской среды.

Анализ работы офицеров над собой показывает, что иног­да они испытывают определенные трудности. Так, некоторые из них слабо владеют навыками самооценки, затрудняются в определении целей и задач по самовоспитанию и самообразованию, не всегда умеют правильно планировать работу над собой. Особую трудность вызывает разработка программы самовоспитания, самообразования и выработка, конкретных правил и системы упражнений по формированию и совершенствованию у себя профессиональных качеств. Направление и содержание самообразования и самовоспитания определяется самим офицером в соответствии с его потребностями и интересами, но требует непосредственного руководства со стороны вышестоящего командования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: