МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине "Воспитательная работа"
Тема № 9. «Офицер-руководитель обучения и воспитания военнослужащих»
Занятие № 3.Самосовершенствование и развитие педагогического мастерства офицеров.
Методическая разработка
одобрена на заседании
предметно–методической
комиссии кафедры
Протокол № ___
от "___" _________ 201_г.
г. Санкт-Петербург
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- ознакомиться с понятием самосовершенствования современного офицера;
- усвоить чтосамовоспитание и самообразование офицеров подразделения – основной путь повышения ими педагогического мастерства;
- воспитание у студентов (будущих офицеров по воспитательной работе) ответственности за освоение и развитие собственной компетентности как офицера – педагога.
ВРЕМЯ: 2 часа.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
На изучение данной темы отводится _______.
Вид учебного занятия: Лекция.
|
|
При подготовке к учебным занятиям необходимо:
- изучить руководящие документы МО. по организации воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации;
- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;
- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.
Занятие проводится методом лекции.
В ходе проведения лекции необходимо изложить основные систематизированные понятия по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и проблемных вопросах и указывать направления дальнейшего их изучения. Главной задачей лекции считать организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления, формирование умения самостоятельно решать возникающие задачи.
Лекционное занятие проводить в информативно-проблемной форме. Информативная часть лекции имеет цель – изложение обучаемым учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Информативно-проблемную форму изложения лекционного материала использовать при рассмотрении вопросов, тесно связанных с ранее изученным материалом в данной и обеспечивающих дисциплинах.
|
|
Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ п/п | Содержание занятия | Время (минут) |
1. | Вводная часть | 10 |
2. | Основная часть: - 1 учебный вопрос - 2 учебный вопрос | 80 80 |
3. | Заключительная часть | 10 |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Самосовершенствование современного офицера. Самовоспитание и самообразование офицеров подразделения – основной путь повышения ими педагогического мастерства. 2.Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства офицера. Сущность, содержание и функции педагогической техники офицера. Профессионально-этические аспекты в деятельности военного руководителя. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.
2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.
3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.
Организация занятия:
Вводная часть:
Проверить наличие обучаемых по учебному журналу и готовность к занятию. Устранить выявленные недостатки. Во вступительном слове обратить внимание студентов на то, что они продолжают изучать дисциплину – воспитательная работа в ВС РФ. Напомнить, что на предыдущем занятии закончили изучали методику социально-педагогической деятельности в подразделении (части), объявить тему занятия, задачи изучения дисциплины и чего должны достичь студенты в результате изучения курса, что должны знать и уметь.
На изучение данной темы отводится 34 часа.
Объявить тему занятия и учебно-воспитательные цели, время на изучение данной темы, порядок ее изучения.
Основная часть:
Объявить наименование первого учебного вопроса и дать его под запись.
1 учебный вопрос.
Самосовершенствование современного офицера. Самовоспитание и самообразование офицеров подразделения - основной путь повышения ими педагогического мастерств.а
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА
Особенностью современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации является наличие противоречий и достаточно высокой степени нестабильности тенденций и явлений воинской жизни. Практика продвижения вперед строительства Вооруженных Сил, преобразований закономерно приводит к изменению деятельности офицера подразделений и воинских частей. Чтобы быть на уровне современных требований, офицеру, какую бы должность он ни занимал, необходимо непрерывно работать над собой, над стремлением к наиболее полному развитию своих нравственных, умственных и физических качеств, профессиональных навыков и умений, потребности в самообразовании и самовоспитании, в реализации своего интеллектуального потенциала.
Педагогическая сущность и содержание самосовершенствования офицеров в воинской части, подразделении.
Формирование личности офицера, в полной мере отвечающей современным требованиям, осуществляется под влиянием воспитательной деятельности командования, общественных организаций, офицерского коллектива подразделений воинской части.
|
|
Самосовершенствование представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
Главным условием самосовершенствования является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у офицеров ярко выражена потребность в самосовершенствовании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному воинскому коллективу, ближайшему окружению, группе.
Целью самосовершенствования является достижение офицером осознанного и усвоенного образца (идеала) российского офицера-гражданина, высококвалифицированного военного, воина профессионала с высоким научно-техническим потенциалом, способного в любой момент оказать противодействие врагу.
Определяя сущность самосовершенствования, ведущие педагоги и психологи, исходили, из того, что потребности, обеспечивая жизнь и развитие людей, являются регулятором их деятельности и поведения, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей.
Самосовершенствование стимулирует все многообразие материальных и духовных потребностей. При этом ведущая роль принадлежит духовным (потребность в познании, творчестве, нравственном, профессиональном и физическом совершенстве, в эстетическом наслаждении в общении, труде, общественной деятельности, в общественном признании и др.). Потребности обычно осознаются офицером в виде системы целей. Цели — это те рубежи, к которым стремится офицер в процессе самовоспитания и самообразования. В ходе самостоятельной работы над собой выявляется несоответствие между достигнутыми результатами и целью, а степень этого несоответствия побуждает офицера вносить необходимые коррективы в работу по самосовершенствованию. Система целей, таким образом, становится побудителем к действиям и тем самым приобретает свойства мотивов.
|
|
Мотивы самосовершенствования могут быть самыми различными: жизненные устремления офицера; потребность действовать в соответствии с требованиями современного боя, общественной и нравственной морали, приказов, уставов и наставлений; стремление к преодолению трудностей воинской службы; следование положительному примеру, идеалу; стремление к самоутверждению в глазах командования, товарищей по службе, подчиненных; продвижение по службе, моральная и материальная заинтересованность и т.п.
Важно умело их использовать и на этой основе развертывать перед офицером соответствующую перспективу. Перспектива по достижению конкретных практических результатов не только повышает интерес офицерского состава к работе над собой, но и помотает определять рубежи в самосовершенствовании, делает его предметным. Идеал является ведущим мотивом самосовершенствования. С ним тесно связаны жизненные планы офицера, направленность, содержание, методы и приемы его работы над собой. Идеалом может служить конкретная личность, но чаще им является собирательный образ, включающий лучшие черты, присущие российскому офицеру-современнику, героям художественных и мемуарных произведений, выдающимся историческим личностям. Поскольку самовоспитание - процесс непрерывный, диалектически развивающийся, то и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к нему растут. Самовоспитание и есть не что иное, как стремление офицера, возможно, более полно усвоить эти требования и сделать их своим достоянием.
Содержание самосовершенствования офицерского состава зависит от возраста и особенностей личности офицера, от характера служебной деятельности, от уровня руководства командования, от степени развития офицерских коллективов подразделений и воинской части и включает в себя самовоспитание и самообразование. Как показывают практика, содержание самосовершенствования офицерского состава полка включает совершенствование мировоззрения, сознательности, ответственности, убежденности и нравственности, тактического и технического кругозора, боевого и педагогического мастерства, морально-боевых и военно-организаторских качеств. Значительная часть офицеров проявляет заботу о своей эмоционально-волевой закалке навыков и умений управлять различными образцами военной техники, выработке умения управлять своими потребностями, чувствами и настроениями, о культурном и эстетическом росте и совершенствовании своего физического развития.
Важным структурным элементом процесса самосовершенствования является способность офицера объективно и всесторонне оценить те качества, черты характера, которыми он обладает, соотнести их с требованиями, предъявляемыми к нему. Чем принципиальнее и строже офицер оценивает свою профессиональную деятельность и поведение, свои личностные качества, тем полнее он сможет ощутить присущие ему недостатки и главное - более целеустремленно и последовательно заняться их преодолением.
Практика показывает, что передовые офицеры, которые систематически занимаются самовоспитанием и самообразованием, очень требовательны к себе, им чуждо чувство самоуспокоенности, они всегда в поиске, в стремлении сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.
На результаты и процесс самосовершенствования большое влияние оказывает воспитательная работа и командирская подготовка. В ходе профессиональной деятельности у офицерского состава полка развивается самосознание, формируются профессиональные знания и умения, направленность, интересы, идеалы, воля, вырабатывается характер, пробуждается потребность в самовоспитании и самообучение.
Воспитание не только создает условия, активизирующие формирование и совершенствование положительных личностных качеств и торможение отрицательных, но и в решающей мере определяет цели, характер и содержание самовоспитания. Воспитание офицера в известной мере следует рассматривать как управление его самовоспитанием. В работе по самовоспитанию очень важно, чтобы офицеры в совершенстве владели методами самовоспитания. Система методов самовоспитания определяется задачами и содержанием самовоспитания, спецификой качеств, которые офицер формирует у себя, особенностями его личности. Как показывают исследования, наиболее эффективными методами самовоспитания являются: самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самовнушение, самоконтроль и самоанализ. Такие методы, как самопоощрение и самонаказание, в процессе работы над собой обычно имеют ограниченное применение.
Наукой установлено, а практикой подтверждено, что для всестороннего формирования определенного типа личности нужна и определенная профессиональная деятельность. Тот, кто ничего не, делает, вряд ли испытывает потребность в самообразовании. Только в процессе разносторонней, активной общественно-полезной деятельности офицер встречается с трудностями, видит свои недостатки, оценивает свои возможности по их устранению. Служебная деятельность, следовательно, - важный критерий оценки сознательности, нравственности и профессиональной подготовки офицера, основное средство формирования социально полноценной личности. Однобокая деятельность неизбежно приводит и к одностороннему самовоспитанию. Вот почему командиру его заместителю по воспитательной работе важно постоянно заботиться о том, чтобы офицеры не ограничивали себя узко служебными рамками, а были вовлечены в разнообразную служебную и общественно-государственную деятельность, которая по своей сути определяет необходимость самообразования.
Самообразование представляет собой приобретение систематических знаний в области военной науки, техники и вооружения, педагогической культуры, политической жизни. Основу самообразования современного офицера составляет непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения необходимого материала. Основными видами самообразования являются: общее, специальное (профессиональное). Основными формы самообразования могут выступать: изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование. Самообразование современного офицера имеет цель получение квалификации, повышение образовательного уровня, профессиональных знаний и умений, способностей управлять вооружением и военной техникой. Важную роль в формировании навыков самообразования играет командирская подготовка обязательный компонент современного обучения офицеров. Самообразование может развиваться как сопутствующее командирской подготовки, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в программе материалов. Командирская подготовка дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности. Развиваясь в системе командирской подготовки, самообразование офицеров получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы офицеров, предусмотренных программой командирской подготовки (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов). Офицеры пользуются справочной литературой, словарями. В процессе практической, экскурсионной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления воинской среды.
Анализ работы офицеров над собой показывает, что иногда они испытывают определенные трудности. Так, некоторые из них слабо владеют навыками самооценки, затрудняются в определении целей и задач по самовоспитанию и самообразованию, не всегда умеют правильно планировать работу над собой. Особую трудность вызывает разработка программы самовоспитания, самообразования и выработка, конкретных правил и системы упражнений по формированию и совершенствованию у себя профессиональных качеств. Направление и содержание самообразования и самовоспитания определяется самим офицером в соответствии с его потребностями и интересами, но требует непосредственного руководства со стороны вышестоящего командования.