Условия эффективности применения приема педагогической техники (на примере косвенного требования - намека)

Условия, при которых использование приема эффективно Условия, при которых использование приема неэффективно
- Если воспитатель хорошо знает военнослужащего или коллектив; - если военнослужащий в состоянии осмыслить требование в намеке; - если до намека уже предъявлялось прямое требование с регламентацией деятельности в аналогичных ситуациях; - если военнослужащий знает, что требование будет доведено до логического конца и отсутствие реакции на намек не останется без внимания. - Если воспитатель плохо знает военнослужащего или коллектив; - если военнослужащий не понимает намеков, в силу индивидуальных особенностей не может их осмыслить; - если до намека не предъявлялось прямого требования; - если у военнослужащего есть основание надеяться на попустительство в выполнении требования со стороны воспитателя.

Но даже при владении значительным набором педагогических приемов выбор целесообразного приёма для качественного решения той или иной педагогической задачи является сложной проблемой. Основными факторами, определяющими выбор приемов заместителем командира части по воспитательной работе, являются:

1. Плановые (стратегические и тактические) педагогические задачи, решаемые на занятиях по боевой подготовке.

2. Содержание учебного материала.

3. Метод и форма проведения занятия или мероприятия.

4. Состав и воспитательные возможности военнослужащих.

5. Мотивация обучаемых к военной службе, конкретному мероприятию, непосредственно к его руководителю.

6. Педагогические возможности заместителя командира части по воспитательной работе.

7. Воспитательные цели и задачи, выдвигаемые заместителем командира части по воспитательной работе.

8. Личные принципы взаимодействия различных категорий военнослужащих части.

В качестве рекомендаций для повышения эффективности воспитательных воздействий заместителя командира части по воспитательной работе можно сформулировать следующие правила, которых нужно придерживаться при формировании желательного поведения у военнослужащих [12]:

1. Повышать требования к поведению военнослужащего надо постепенно. При резком повышении требований начавшее формироваться поведение может быть сорвано, что выражается, как правило, в появлении у воспитанника фрустрирующего стиля деятельности, который будет иметь неблагоприятные последствия, выраженные в постоянной нехватке времени на основную работу, нервозности, ухудшении взаимоотношений с коллегами.

Недопустимо формировать поведение военнослужащего по двум критериям одновременно. Если он в начале своей деятельности не в состоянии качественно выполнять часть из возложенных на него задач, то это не значит, что всю его деятельность нужно оценивать только по данному критерию. Воспитателю предоставлена возможность научить человека тому, чего он не умеет. Соответственно с этим, формируя поведение военнослужащего, важно вводить требования последовательно, для более полного их усвоения и осмысления.

Оценка качества деятельности офицеров по воспитанию военнослужащих должна быть дифференцированной, и критерии ее могут повышаться, когда сформированность тех или иных профессиональных качеств воспитателей очевидна. В такой благоприятной ситуации офицер осваивает педагогическую деятельность спокойно и без надрыва. И здесь очевидна роль заместителя командира части по воспитательной работе.

При предъявлении новых требований к воспитаннику необходимо временно ослаблять те, которые уже существуют, поскольку введение нового критерия оценки деятельности, сформированности профессионально важных качеств личности и стиля служебной деятельности повышает сложность труда в целом. Значит, для обеспечения нормально протекающего процесса адаптации к новым условиям необходимо некоторое педагогическое послабление в отношении того, что уже умеет делать военнослужащий

Формирование стиля поведения воспитанников должно быть управляемым и контролируемым.

Личность каждого военнослужащего уникальна и неповторима. Значит, и реакция на одно и то же педагогическое воздействие у них будет разной. Это подчеркивает важность индивидуального подхода к процессу формирования адекватного поведения. Реализуя данный принцип, воспитатели не должны ограничиваться какой-то одной формой педагогического воздействия. Если метод не оказывает влияния на развитие личностных качеств и стиля деятельности, нужно пробовать другой, пытаться варьировать.

Любой законченный поведенческий акт военнослужащего должен быть одобрен руководством и сослуживцами. Это вселяет веру в собственные силы, служит индикатором успешности деятельности и закрепляет определенные проявления стиля педагогического труда.

Если формирование педагогически целесообразного поведения военнослужащего не дает результатов, то весь процесс нужно начинать сначала. Неудача говорит о том, что в процессе работы над формируемыми действиями опора была сделана не на доминирующие качества личности, а на второстепенные, то есть на те, которые обеспечивают реализацию временных социальных ролей личности. Поэтому потребуется более тщательное изучение личностных качеств воспитанника в целях выявления доминирующих.

9. Воспитание военнослужащих любой категории - процесс постоянный, формирование плавно переходит в совершенствование, коррекцию отдельных действий и т.п. Тем не менее формирование конкретной формы поведения военнослужащего целесообразно заканчивать не по времени, а по результату. Любую работу по достижению чего-либо нужно заканчивать, как только достигнут успех, - это дает сильное эмоциональное удовлетворение человеку [13]. Как правило, в дальнейшем он будет поступать в подобных ситуациях так же. Это войдет в привычку, которая является одной из основ стиля деятельности.

Таким образом, педагогическая техника заместителя командира части по воспитательной работе является важным элементом его педагогического мастерства. Она требует постоянного совершенствования в целях соответствия тем воспитательным задачам, которые решаются воспитателями части. При этом важно, чтобы заместитель командира части уделял достаточное внимание состоянию педагогической техники подчиненных офицеров и принимал необходимые меры по ее развитию и совершенствованию.

 

Заключительная часть.

 

Подвести итог занятия. Указать, достигнута ли учебная цель, отметить лучших. Указать недостатки и пути их устранения.

Указать литературу для самостоятельной работы и дать задание на самоподготовку:

1. Изучить понятие самосовершенствования современного офицера.

1. Башлаков А.А. Военная педагогика / А.А. Башлаков. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008 г. – 504 с.

2. Резник Н.И. Теория и практика воспитания военнослужащих / Н.И. Резник. – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г. – 344 с.

 

Старший преподаватель:

полковник запаса       О. Шаронов

 


[1] См.: Коменский Я.А. Новейший метод языков//Избр.пед.соч.: В 2 т. – М., 1982.-Т.1.- С.528.

[2] См.: Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике//Избр.пед.соч.: В 2 т. - М., 1940. - Т.1–С. 100.

[3] См.: Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1976. – Т. 1. - С. 135.

[4] Блонский П.П. Курс педагогики: (Введение в воспитание ребенка). - 2-е изд., – М., 1918. – С. 2.

[5] Драгомиров М.И. Избранные труды. - М., 1956. - С. 219.

[6] См.: Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. - 2-е изд. – М., 1957. – Т. 4. – С. 474.

[7] Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1961. - Т. 4. - С. 497.

[8] Даль В. Толковый словарь: В 4 т. – М., 1955. - Т. 4. - С. 404.

[9] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 18-е изд., стереотип. – М., 1986. – С. 510.

[10] Бабанский В. К. Рациональная организация учебной деятельности // Избр. пед. труды. – М., 1989. – С. 327.

[11] См.: Быков А.К. Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении. – М., 2000. – С. 19.

[12] См.: Тенитилов С.В. Формирование стиля педагогической деятельности преподавателя вуза // Психология и жизнь: Международный сборник научных трудов: Вып. № 3. – М., 2002. – С. 323-325.

[13]См.: Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. - М., 1992. - С. 108 – 109.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: