О законе Элия Сенция «О рабах» (4 г. н. э.)

(Гай256, Институции, I, 13 – 50, 67–73, с купюрами.

Пер. Ф. Дыдынского)

 

<I.О рабах, подвергшихся наказанию>

1. Итак, законом Элия Сенция постановлено, чтобы рабы, которые в наказание были заключены господами в оковы, клеймены горячим железом, допрашиваемы пытками за преступление и изобличены в совершении такового, равно и те, которые предназначены были бороться с дикими животными и брошены были на арену цирка или в тюрьму, а затем были отпущены на волю или тем же самым господином или кем-либо другим, - пользовались теми правами, которые были предоставлены иностранцам, сдавшимся римскому народу.

2. Иностранцами, сдавшимися римскому народу (peregrini dediticii) называются те, которые некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались.

3. Следовательно, рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом, никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной власти господ, но всегда их будем причислять к покоренным и сдавшимся римскому народу.

4. Если же раб не подвергся такому бесчестию, то он, будучи отпущен на волю делается или римским или латинским гражданином.

<II. Об отпуске рабов на свободу и получении ими прав

гражданства>

Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было у господина по праву квиритов и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения цензорский список или в силу завещания, то такое лицо признается римским гражданином. В случае если одного из этих условий недостает, то оно будет латином.

<III. О манумиссии и ее законном основании>

1. Условие известного возраста раба было введено законом Элия Сенция. По этому закону только в том случае рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем тридцати лет, могут сделаться полноправными гражданами, когда они будут освобождены посредством vindicta после исследования перед советом законной причины отпуска.

2. Законной же причиной отпуска на волю будет, например, тот случай, когда в присутствии совета отпускает кто-либо на волю родного сына или дочь, брата или сестру, питомца или воспитателя или раба, для того чтобы иметь в его лице поверенного, или когда кто-либо отпускает на волю рабыню для вступления с нею в брак.

<IV. О собрании совета>

1. Что касается совета, то он состоит в городе Риме из пяти сенаторов и пяти совершеннолетних римских всадников, в провинциях же из двадцати рекуператоров (третейских судей), римских граждан; это собрание бывает в последний день судебных заседаний, в Риме же отпускаются рабы на волю в присутствии совета в определенные дни. Впрочем, рабы старше 30 лет отпускаются на волю в каждое время, так что они получают свободу даже по дороге (мимоходом), например, когда претор или проконсул идут в баню или в театр.

2. Кроме того, раб моложе 30 лет, будучи отпущен на волю, может сделаться римским гражданином в том случае, когда он в 257

завещании получает свободу и назначается наследником своего господина, несостоятельного должника, если только другой раб не становится прежде наследником с признанием свободы или кто-нибудь другой в силу сего завещания. Это определяет тот же закон Элия Сенция…

3. Так как по закону Элия Сенция только тот невольник делается римским гражданином, который перед всеми другими установлен был наследником, то решено, что если кто-нибудь сделает свободными и назначил наследниками детей, рожденных от собственной рабыни, то все-таки дети эти останутся рабами, потому что из его определения нельзя с точностью заключить, кто из них прежде всего назначен наследником…257

4. Латином считается по закону Элия Сенция раб моложе 30 лет, если он в завещании объявляется свободным, хотя сам закон Элия Сенция не делал его еще латином…258

5. Те же, которые причисляются к покоренным259, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый иностранец; и по мнению большинства юристов они не могут составлять завещания.

6. Таким образом свобода тех, которые поступили в число покоренных самая незавидная; никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства.

7. Они даже не могут оставаться в Риме или в округе его на сто миль под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием, чтобы не исполняли рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа. Так это выражено в законе Элия Сенция.

<V. О способах приобретения латинами

прав римского гражданства>

 

1. Латины приобретают права римского гражданства многими способами.

2. Итак, уже по закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем тридцати лет, и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того как они женятся или на римских гражданках, или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе не меньшем семи, и после того как сыну, которого они приживут будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он, латин, женат по закону Элия Сенция и что у него от жены годовалый сын и, если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и сам латин, и жена его, если она того же состояния, что и муж, и их сын, если и он того же состояния, признаются согласно приказу римскими гражданами260.

3. …Впрочем, если бы латин и умер раньше, нежели доказал для годовалого ребенка право римского гражданства, то и мать может защищать дело сына, и в таком случае она получает римское гражданство; сын как рожденный в законном браке становится преемником отцовского наследства в качестве как бы postum`а, т. е. родившегося после смерти отца.

4. Все, что сказано здесь о ребенке мужского пола, имеет силу и в отношении ребенка женского пола.

<VI. Об ошибке при заключении брака по закону Элия Сенция>

 1. Если, например, латин, женившийся по закону Элия Сенция, приживет с женой, латинской гражданкой, сына – латинского гражданина, или с римской гражданкою сына – римского гражданина; но впоследствии этот латин доказал причину и получил квиритское право261, то сын с этого момента переходит под власть отца.

2. Точно так же, если римский гражданин по неведению вступил в супружество с латинской гражданкой или с иностранкой, считая ее римской гражданкой, то он не имеет над родившимся от этого брака сыном прав отеческой власти, так как сын этот не считается даже римским гражданином, а только латином или иностранцем, т. е. причисляется к состоянию матери… Разрешается судебным путем обнаружить ошибку: тогда мать и сын приобретают права римского гражданства, и с этого времени сын находится под властью отца.

3. Равным образом, если римская гражданка по ошибке выйдет замуж за иностранца, считая его римлянином, то ей разрешается судебным порядком доказать и поправить ошибку: тогда сын и супруг приобретают римское гражданство и, конечно, сын вместе с тем переходит под власть отца. То же самое постановил закон на тот случай, когда римская гражданка вступила в брак по правилам за-кона Элия Сенция, с тою разницей, что покоренный остается в том же состоянии, а вследствие этого сын, хотя и считается римским гражданином, не переходит под власть отца.

4. Таковы же предписания закона на тот случай, когда латин согласно закону Элия Сенция вступил в брак с иностранкой, считая ее по ошибке латинскою или римской гражданкой.

5. Кроме того, если римский гражданин, который считал себя латином, женился на латинянке, то ему разрешается по рождении сына судебным путем доказать ошибку, как если бы он женился по закону Элия Сенция…

6. Все сказанное о сыне имеет силу и по отношению к дочери.

7. …По закону Элия Сенция в этом случае причина ошибки может быть доказана лишь тогда, когда ребенку их (сыну или дочери) минет год…

<VII. Ограничения в отпуске рабов на волю>

1. …Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет силы, так как закон Элия Сенция (в этом случае) уничтожает свободу.

2. Точно так же по тому же самому закону господин, которому менее двадцати лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда и когда законное основание отпущения доказано перед советом.

3. Законным же основанием отпущения на волю считается, например, когда кто отпускает на волю отца, или мать, или воспитателя, или молочного брата. Однако и те причины, которые мы исчислили выше, при освобождении раба, не достигшего тридцатилетнего возраста, могут быть отнесены также к настоящему случаю. С другой стороны, основания, изложенные по отношению к господину, которому менее 20 лет, можно отнести также к рабу, которому менее 30-и лет.

4. …Так как законом Элия Сенция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные пределы и ограничения при отпущении на волю, то отсюда следует, что достигший 24-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и установлять отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигши 20 лет.

5. Если бы господин, которому меньше 20 лет, захотел сделать раба только латином, то он тем не менее должен исходатайствовать одобрение со стороны совета и затем отпустить раба на волю между друзьями.

6. …Вообще следует знать, что на основании закона Элия Сенция рабы, отпускаемые на волю во вред и для обмана верителей, не получают свободы….

Примечания

256 Гай – известный нам только по личному имени выдающийся римский юрист II в. н. э., живший около 120 – 190-х гг. В начале 190-х гг. он составил свой знаменитый сборник Institutiones («Наставления»), на многие века ставший основным руководством по римскому праву для начинающих юристов. Не случайно именно эта книга дошла до нас в античной рукописи V в. н. э., являясь ценнейшим первоисточником по праву Римской империи (прежде всего периода ранней Империи – до 180 г. до н. э.). Благодаря Гаю до нас дошли в изложении большое количество законов республиканской и имперской эпохи, в числе них и Закон Элия Сенция о рабах (4 г. н. э.).  

257 Имеется в виду требование, которое предъявляется законом Элия Сенция.

258 См. выше пп. 6–9.

259 Речь идет о рабах, причисленных к «иностранцам, сдавшимся римскому народу» и получивших свободу см. выше пп. 1–4.  

260 Иначе говоря, согласно приказу претора или наместника в провинции (проконсула или пропретора).

261 «Квиритское право» - римское гражданское право.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: