Эстетика Аристотеля, его вклад в мировую эстетическую мысль

Аристотель родился в 384г. д. н.э. в греческом городе Стагире.Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет) вошел в школу Платона, и они общались до самой смерти Платона, то е. в течении 17 лет

Аристотель сделал значительный вклад в развитие эстетики, он создал наиболее крупный эстетический трактат - «Поэтика». Его эстетические взгляды сформировали три основных категории – мимезис, прекрасное и трагическое. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве

1. Ми́месис, или мимезис, (др.-гр.подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле подражание искусства действительности.

Аристотель считал мимесис о сновной эстетической категорией. Он в отличие от Платона (простое копирование) утверждал, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть (творческое воспроизведение), Он различал три формы подражания:поэт, как и художникили «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть»

То есть у Аристотеля:

- первая форма мимесиса, когда художественный образ отражает без искажения черты существующего объекта или явления.

-вторая форма - изображение вещей согласно тем представлениям, которые о них существуют, открывающее простор для художественного вымысла.

- третья, особая форма- идеализированный образ предмета, т.е. изображение его таким, каким он должен быть.

В любом случае достигается цель мимесиса: получение знания и получение эстетического наслаждения от восприятия или иного прикосновения к художественному произведению.

2. Прекрасное. Определение прекрасного находится в Аристотелевской «Риторике». Это довольно сложное определение. Аристотель ограничил прекрасное двумя свойствами: во-первых, это то, что ценится само по себе, а не ради приносимой им пользы или его результатов; во-вторых, это то, что, доставляя удовольствие, само ценностью не обладает, будучи, однако, ценным для нас.

Мысль Аристотеля можно представить и следующим образом: всякая красота есть благо, но не всякое благо есть прекрасно; всякая красота есть удовольствие, но не всякое удовольствие прекрасно. Прекрасное есть то, что одновременно и благое, и приятное

Прекрасное связанно с удовольствием. Оно отличается от пользы, ибо ценность пользы – в результатах. Среди человеческих деяний, указывал Аристотель, одни направлены к тому, что полезно, другие же – к тому, что прекрасно. Войны ведутся ради мира, работа – ради отдыха. Хлопочут о вещах нужных и необходимых, но, в конце концов, это делают ради прекрасного. Аристотель добавлял: «… следует уметь делать то, что необходимо и полезно, однако прекрасное стоит выше этого».

Если для Платона прекрасное – это идея, то для Аристотеля прекрасное – это идея, представленная в вещи. Идея вещи – это ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).

Д ля Платона и Аристотеля понятие прекрасного было тесно связано с понятием «калокагатия», что понимается как «прекрасное-и-доброе», красота души и тела. Для Платона калокагатия была умением человека выбирать лучшее и прекраснейшее, но не только в смысле внешней красоты, но и в смысле внутренней, то есть нравственности.

Для Аристотеля быть прекрасным, значит быть добродетельным. Прекрасное – это то, что стремится к благу, поэтому прекрасные произведения искусства те, которые обладает высоким нравственным содержанием.

Таким образом, в Древней Греции, в особенности у Платона и Аристотеля понятия добра и красоты были тесно взаимосвязаны. Красота без нравственного начала, то есть только внешняя не восхищала древних философов, так как она быстро увядала и не была подкреплена изнутри.

Для объяснения красоты Аристотель обращается к двум вторичным категориям эстетики - это величина и порядок. Аристотель определяет структуру прекрасного. Он выдвигает принцип соразмерностичеловека и прекрасного предмета: прекрасное всегда связано с мерой, так как ни слишком большое невозможно охватить одним взглядом, ни чрезмерно маленькое, которое часто сливается с окружающим его пространством. Мерой же является человек, который соотносит все свои произведения с собой.

 

Эстетические взгляды Средневековья и Возрождения

Эстетическая мысль Нового времени и Просвещения на Западе

Эстетика И. Канта

Эстетика Г.В. Гегеля

Русская эстетическая мысль: ее особенности и формирование

Становление эстетической мысли в Век классики на Западе (19 в)

Особенности развития эстетической мысли в 20 веке

Начало формирования художественных направлений в Новое время


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: