Верных вставок – 5 баллов

Верных вставок – 4 балла.

Верных вставок – 3 балла.

Верные вставки – 2 балла.

Верные вставки – 1 балл.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Внесите порядковые номера понятий в соответствующие графы схемы на бланке работы.

Понятия:

1.Бездействие 2.Вина 3.Действие 4.Мотив 5.Объект 6.Объективная сторона 7.Неосторожность 8.Субъективна сторона 9.Умысел

 

Ответ:

Верных элементов – 6 баллов.

Верных элементов – 5 баллов.

Верных элементов – 4 балла.

Верных элементов – 3 балла.

Верных элемента – 2 балла.

Верных элемента – 1 балл.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Рассмотрите картину В.Г. Перова «Охотники на привале». Укажите всехарактеристики изображённой на нём социальной группы. Результатызапишите в таблицу на бланке работы.

Картина В.Г. Перова «Охотники на привале»

Ответ:

Размер Характер взаимодействия Факт существования Способ организации
малая первичная реальная неформальная

 

По 2 балла за каждую верную характеристику.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите на бланке работы.

Замена старого типа воспроизводства новым не может произойти сразу, она совершается постепенно на протяжении жизни нескольких поколений людей. Поэтому с началом демографической революции население вступает в более или менее длительный период, во время которого наблюдаются промежуточные, переходные характеристики воспроизводства населения, сочетающие в себе признаки старого и нового типов демографического воспроизводства, ‒ период демографического перехода. Демографический переход включает две основные фазы: фазу снижения смертности и фазу снижения рождаемости. Для того чтобы демографическая революция совершилась, должны произойти оба эти снижения, и в этом смысле демографическая революция происходит везде одинаково. Но скорость каждого из этих снижений, их взаимодействие между собой, последовательность их распространения на различные слои общества зависят от ряда конкретныхисторических факторов, в том числе, как будет показано ниже, во многом определяются социальным строем. Поэтому демографический переход в разных исторических условиях может протекать (и протекает) по-разному, причём конкретные особенности демографического перехода в той или иной стране имеют важное самостоятельное значение.

В большинстве случаев вторая фаза перехода (снижение рождаемости) начинается спустя более или менее длительное время после начала его первой фазы (снижения смертности). В течение же этого времени снижающейся смертности соответствует неизменно высокая рождаемость, в результате чего происходит ускорение роста численности населения. Это ускорение продолжается до тех пор, пока не начинается вторая фаза перехода, после чего ускорение роста населения прекращается, и, по мере того как снижение рождаемости «догоняет» снижение смертности (а иногда даже и обгоняет его), рост населения замедляется, возвращаясь примерно к тем темпам, которые наблюдались до начала демографической революции.

Таким образом, в процессе демографического перехода население переживает, как правило, период небывало быстрого роста, так что численность его менее чем за столетие может вырасти гораздо больше, чем за всю его предшествующую историю. Такое огромное увеличение численности населения за короткий период времени получило название «демографического взрыва». Мощность такого «взрыва» зависит от конкретной ситуации, в которой осуществляется демографический переход.

Исторический опыт позволяет выделить три типичные схемы демографического перехода. Первый тип можно проиллюстрировать примером Франции, где (почти исключительный случай) обе фазы перехода начались практически одновременно, снижение смертности и рождаемости шло почти параллельно, в силу чего Франция не знала «демографического взрыва».

Примеры демографического перехода второго типа дают Англия, Швеция и ряд других стран Западной Европы. Здесь снижение смертности началось тогда же, когда и во Франции, снижение рождаемости ‒ на сто лет позже. Этим объясняется европейский «демографический взрыв» XIX века, характерной иллюстрацией которого может служить демографическое развитие Англии. Численность её населения в 1800 году составляла (без Северной Ирландии) 10,9 млн человек (40 % населения Франции). За XIX век население Англии выросло почти на 26 млн человек, или в 3,4 раза (население Франции ‒ немногим более чем на 40 %), и при этом ещё несколько миллионов человек эмигрировало за океан. В Западной Европе «демографический взрыв» прекратился в начале XX века в результате резкого и очень быстрого падения рождаемости, которое в течение некоторого времени создавало даже представление о депопуляции некоторых стран.

Наконец, третий тип демографического перехода характерен для развивающихся стран в наше время. Смертность в этих странах снижается очень быстро, и во многих из них сейчас она значительно ниже, чем где бы то ни было в XIX веке; вторая же фаза перехода в лучшем случае только-только начинается, да и то, видимо, далеко не везде. Поэтому превышение рождаемости над смертностью достигает огромных размеров, а мощность «демографического взрыва» намного превосходит всё известное до сих пор. Нет сомнения, что эти ближайшие последствия демографической революции очень важны. Человечество уже сейчас столкнулось со сложными экономическими, экологическими и другими проблемами, которые приобретают большую остроту главным образом в тех районах мира, где бедность и экономическая отсталость задерживают вступление во вторую фазу демографического перехода, что, в свою очередь, тормозит социально-экономические преобразования в этих районах.

(А.Г. Вишневский. Демографическая революция)

15.1. Автор пишет о переходе к новому типу воспроизводства населения. Назовите две основные черты, характеризующие старый тип воспроизводства населения.

Ответ: Старый тип воспроизводства населения характеризуют высокая смертность и высокая рождаемость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: